на главную страницу

21 Феврапя 2002 года

Пульс планеты

Четверг

Кого не устраивает курс Кишинева?

Владимир МОХОВ,"Красная звезда".



После того как год назад в Кишиневе произошла смена власти, российско-молдавские отношения обрели совершенно иной характер. Новый президент Молдовы Владимир Воронин, в наследство которому досталась самая нищая и разоренная в СНГ республика, провозгласил курс на стратегическое партнерство с Россией. И у Москвы за все это время, пожалуй, не было серьезных поводов усомниться в этом курсе. Но проводить его в жизнь Воронину весьма непросто...

Оправившиеся от разгромного поражения на парламентских выборах праворадикалы снова подняли голову. В последнее время в столице Молдавии прокатилась волна митингов, организованных местной христианско-демократической народной партией. Рекрутировав в свои ряды несмышленый молодняк, правые протестовали против коммунистов, русского языка и... "Истории Молдовы". Так называется новый предмет, который правительство решило ввести в учебные программы школ и вузов. Однако знать историю своего государства праворадикалы не желают, поскольку по душе им больше "История румын", которую стали преподавать с обретением республикой независимости.
Тем паче недовольны они введением обязательного изучения русского языка в начальных классах. Не желая признавать ни его давнее историческое присутствие на этой территории, ни то обстоятельство, что он является родным почти для трети населения республики, регулярно выезжающего, заметим, на заработки в Российскую Федерацию (из 700 тысяч молдавских граждан, вынужденных работать за границей, абсолютное большинство подались именно в нашу страну). "Русификация", по мнению митингующих, препятствует... интеграции Молдавии в европейское сообщество.
Официальные власти реагируют на происходящее сдержанно и осторожно, говоря лишь о том, что акции протеста проплачены заинтересованными кругами, а к попыткам дестабилизировать общественно-политическую ситуацию в республике имеют отношение спецслужбы ряда государств.
Дестабилизация стала бы самым нежелательным сценарием развития событий в Молдове. Как-никак за истекший год в республике появились хотя бы крохотные признаки стабилизации, выразившиеся в ликвидации задолженностей по зарплатам и пенсиям, расширении льгот пожилым людям, незначительном снижении цен на хлеб и коммунальные услуги. И хотя, по мнению наблюдателей, все это не является следствием роста производства и четкого плана по выходу из экономического кризиса у руководства страны по-прежнему нет, через год после прихода компартии к власти заработали хоть какие-то социальные программы. Надежды же на экономический рост правительство Воронина связывает с развитием дальнейшего сотрудничества как с МВФ, так и со странами СНГ, в первую очередь с Россией.
Следует также заметить, что в период предвыборной борьбы Владимир Воронин обещал не просто активизировать изучение русского языка в школах и вузах, но и придать ему государственный статус, как это сделано в Белоруссии и Киргизии. Решение этого вопроса пока затягивается, что дает повод некоторым российским политологам обвинять Воронина в ревизии прежних позиций. Однако поспешать в данном случае ему и впрямь, видимо, надо медленно. Слишком велико сопротивление прорумынски настроенных слоев общества, для которых русский язык - не просто серьезный раздражитель, а повод к раскачиванию и без того сложной политической ситуации.
Надо признать, что за минувшее десятилетие, сопровождавшееся всевозможными социально-политическими коллизиями, в республике выросло целое поколение тех, кто называет себя не молдаванами, а румынами, искренне считая советский период трагедией, разделившей единый румынский народ. Именно они выходят нынче на улицу под русофобскими лозунгами, требуя отставки президента и реанимации курса на румынизацию.
Впрочем, преувеличивать роль праворадикалов в формировании политического климата страны тоже было бы неправильно. Уровень поддержки Воронина у населения республики, судя по социологическим опросам, составляет не менее 70 процентов, особенно высок его рейтинг в провинции. Похоже, он прекрасно понимает, что действовать ему приходится отнюдь не в условиях коммунистических реалий, а потому на идеологии президент не зацикливается, предпочитая сосредотачивать основное внимание на решении текущих социально-экономических задач. И те, кто в начале 90-х досыта нахлебался митинговой демократии, не могут этого не замечать.
Вот в чем поборники чрезмерной румынизации и впрямь могут серьезно навредить, так это в дальнейшем урегулировании приднестровского конфликта. Не секрет, что наметившийся с приходом нового президента диалог Кишинева и Тирасполя довольно быстро был свернут, а затем и вовсе перерос в открытую конфронтацию. Переговорный процесс сегодня практически заморожен, а стороны вовсю упражняются в обменах "любезностями". При этом не стоит забывать, что одной из причин, приведших в свое время к развязыванию кровавой бойни, стало стремление насильственно навязать румынскую культуру и идеологию жителям Приднестровья, до 30 процентов населения которого составляют русские.
Здесь и сегодня сильны страхи 1992 года. Кто даст гарантию, говорят жители ПМР, что завтра власть в Кишиневе не вернется к националистам и они снова не пустят на нас танки. Кто гарантирует, что через какое-то время опять не возникнет тема объединения Молдовы с Румынией (на реализацию этой идеи в обеих странах продолжают работать весьма влиятельные силы). Подобными настроениями, заметим, умело пользуются власти самопровозглашенной республики, которые и говорить не желают о возвращении под юрисдикцию Молдовы, заявляя, что за истекшие десять лет ПМР обрела все атрибуты суверенного государства. Теперь же, после новых выступлений кишиневских праворадикалов, у Тирасполя появился еще один весомый козырь.
Побывавший недавно в Москве министр иностранных дел ПМР Валерий Лицкай на встрече с российскими журналистами однозначно заявил, что рассчитывать на форсированное, "кавалерийское" урегулирование приднестровского конфликта по меньшей мере несерьезно. Слишком наивно думать, что Тирасполь пойдет на односторонние уступки, не получив взамен серьезных гарантий собственной безопасности. Одной из таких гарантий, кстати, могли бы стать российские войска, которые сегодня в соответствии с международными соглашениями уходят из региона.
В этих условиях перед молдавским руководством стоит сверхсложная задача: найти баланс интересов между национально озабоченной частью общественности, среди которой есть откровенные подстрекатели к новой войне, и населением Приднестровья, которое покуда больше доверяет своему руководству (недавние президентские выборы в ПМР это лишний раз доказали). Можно сколько угодно называть этот регион "коррумпированным режимом" или вести против него "таможенную войну", но факт остается фактом - за этим режимом стоят обычные люди, которым чужды идеи, пропагандируемые националистами в Кишиневе. И которые наверняка хотели бы видеть более внятную реакцию на эти идеи со стороны нынешних молдавских властей.
Заинтересованность России, остающейся страной - гарантом мирного урегулирования конфликта, состоит в поэтапном разблокировании переговорного процесса между двумя берегами Днестра. Собственно, с этой целью побывал недавно в Кишиневе и Тирасполе первый заместитель министра иностранных дел РФ Вячеслав Трубников. Не секрет, что молдавское руководство открытым текстом просит Москву каким-то образом повлиять на несговорчивого приднестровского лидера Игоря Смирнова. И хотя такое влияние, безусловно, есть, пока видимого прорыва в этом направлении не произошло.
Между тем на карте суверенной Молдовы может появиться еще один очаг напряженности. В последнее время все более тревожные вести приходят из автономно-территориального образования Гагаузия. Местное руководство склонно видеть "руку Кишинева" в некоторых внутриполитических процессах. Оно активно сотрудничает с Приднестровьем и демонстрирует все более самостоятельную позицию в экономических вопросах.
Словом, ситуация настолько запутана и сложна, что от политиков требуется буквально ювелирная работа, чтобы не навредить. Между тем МИД РФ осудил антироссийские акции молдавских национал-радикалов. Их организаторы и те силы за рубежом, которые потворствуют им, подчеркивается в заявлении нашего внешнеполитического ведомства, "должны понимать, что тем самым они могут создать еще один конфликтный очаг на юго-востоке Европы". Такого развития событий допускать нельзя. В заявлении отмечается, что Россия поддерживает шаги молдавского руководства по пути экономических преобразований и усилия по обеспечению суверенитета и территориальной целостности Молдавии.


Назад
List Banner Exchange

НАШ АДРЕС:

redstar@mail.cnt.ru

 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker