на главную страницу

22 Феврапя 2002 года

Есть такая профессия-Родину защищать!

Пятница

Батяня комбат

Полковник Евгений ХРАМЦОВ.



Комбат-1 танкового полка - должность ответственная. И занимает ее сегодня в Кантемировской дивизии подполковник Виталий Филиповский. Человек, как обрисовал его нынешний комдив генерал-майор Евгений Фуженко, с достаточно сложной, неоднозначно трактуемой судьбой. Так что же в ней неоднозначного?

Даешь угля - не мелкого и много!
Коль я не ошибаюсь, именно таким был девиз у шахтеров Донбасса "задорно-застойного" времени. Именно тогда, когда спускался в шурфы близ Макеевки родитель Виталия, Евгений Петрович, когда работала "на верхнем горизонте" его матушка, и зародилось у нашего героя желание стать "истым" горняком-забойщиком - вроде легендарного Алексея Стаханова. Однако отец, прямо скажем, не разделял устремлений сына продолжить семейную династию. Бывший солдат-танкист, сохранивший самые добрые воспоминания о службе в армии, о своих командирах и тогдашних воинских порядках, заявил-наказал отпрыску коротко и строго: вижу тебя не в горняцкой робе-брезенте, а в офицерском танковом "комбезе". Моя забота - рубить уголек в забое, твоя же - "давать стране угля" в военном деле. Уяснил?
Что ж, желание старшего - закон для младшего. Особенно в шахтерских семьях. Поступая первый раз в Казанское танковое училище, Филиповский-младший, как ни старался, "успешно провалил" экзамены. Однако не зациклился на неудаче. Вернувшись в свою Макеевку, устроившись работать на шахту, впитал в себя в полной мере горняцкое "я". И поступил-таки!
В числе лучших выпускников Казанского училища получил назначение в ведущее соединение Вооруженных Сил - гвардейскую танковую Кантемировскую дивизию. Всего за несколько лет повседневным кропотливым трудом он сделал такую карьеру, которой мог бы позавидовать каждый из начинающих командиров. В мирные времена (еще до распада Союза и образования "горячих точек") - медаль "За боевые заслуги". Вскоре - досрочное звание капитана с представлением на вышестоящую должность. Далее - очередная ступень служебного эскалатора. Стал в 32 года "досрочным" подполковником и заявил о своей готовности подняться - без академии - еще круче... "Везунчик" - подумает кто-то и ошибется. Потому как крутых поворотов в его судьбе оказалось предостаточно. Была среди них и Чечня. Вот лишь один эпизод еще времен первой войны.
...Тогда бронегруппа Филиповского одной из первых ворвалась в Грозный, освобождая его от дудаевских боевиков. Они выполнили задачу, заняв обозначенный на карте квартал. Но... остались без поддержки пехоты. А танк в городе, как известно, без пехоты, увы, беспомощен. Ему нужен оперативный простор...
Филиповский и его парни держались до последнего. Но, потеряв в многочасовом бою несколько машин, были оттеснены, окружены. Дудаевцы предложили им сдаться. Получив в ответ решительное "нет", стали подтягивать пушки, ставить их на прямую наводку. Тогда Виталий, слив из подбитых танков остатки горючего и собрав все, что можно было только собрать - оружие, боеприпасы, людей (в том числе раненых, убитых), подорвал взрывчаткой окружавший их бетонный забор и на двух оставшихся в строю боевых машинах двинул на прорыв. И - чудом - выбрался-таки из пекла!
А не пора ли, друг, вам в академию?
Казалось бы, после таких испытаний в Чечне Виталий вряд ли согласится выполнять "патриотический долг" в другой, только что отполыхавшей огнем, но все еще "горячей точке" - Приднестровье. Ан нет, предложили - и поехал военным наблюдателем в российскую миссию, контролирующую выполнение трехсторонних "высоких договоренностей" по обе стороны Днестра. А когда вернулся, его тут же вызвал комполка.
- Так вот, мы посовещались, и я решил, - полковник Владимир Мельников был краток: - С завтрашнего дня принимаете под свое начало первый батальон. Согласны?
Последняя фраза-вопрос звучала отчасти провокационно. Виталий знал, что буквально через несколько дней полку предстоят ответственные учения с боевой стрельбой, где "его" батальон-1 будет действовать в первом эшелоне на направлении главного удара.
- Согласен, - ответил Филиповский. - Но только одно условие.
- Какое же?
- Обеспечьте меня "горючкой" и боеприпасами так, чтобы батальон в ближайшие три - четыре дня не вылезал с полигона.
Я не знаю, какие "тренажи" устраивал своим подчиненным тогда новоиспеченный комбат (видел его работу на директрисе и трассе вождения гораздо позже, в ходе подготовки этого материала). Не просто требовательный командир - "зверь-профи", готовый "уесть" своих ребят за самую мало-мальскую ошибку. Хотя в то же время и не переусердствовал без меры, четко держа себя "в рамках правил", действуя по совести и справедливости. Но батальон его на тех полковых учениях был отмечен в лучшую сторону. Давая оценку боевой работе, инспектирующий учения замкомандующего войсками Московского военного округа заявил, что "комбат номер один", бесспорно, очень перспективный офицер!
- Кстати, - поинтересовался генерал, - а какую академию окончил этот комбат - Фрунзе или Малиновского?
Он был очень удивлен, узнав, что "этот комбат", только что произведенный в должность, академию" не кончал.
- И все-таки, - поинтересовался я у Виталия, - не хотелось бы подкрепить свои знания и навыки академическим дипломом?
- Да я еще не старый, успею, - попытался отшутиться 34-летний подполковник. - Понимаю, конечно, что надо поступать. Вот только как подумаю, что на ближайшие пару лет буду выключен из жизни батальона - всякие "образовательно-карьерные" устремления сами собой рассеиваются. Ну не могу я без них, - перехватив мой недоуменный взгляд, кивнул за окно центральной вышки на директрису, где замерли в ожидании команды "К бою!" экипажи танкистов, без МОИХ ребят. Без МОЕГО первого ТБ с его, а значит и МОИМИ, проблемами.
"Наш командир боевой, мы все пойдем за тобой..."
Мнение корреспондента о герое своей публикации никогда не бывает объективным. Всегда хочется, в зависимости от того, на какую волну ты настроен изначально, найти и особо подчеркнуть положительные либо негативные стороны в характере человека, о котором пишешь. А между тем есть определенный "камертон непредвзятости", по которому наш брат-журналист обязан сверяться, формируя личное, а в последующем и общественное впечатление об этом человеке. Это - характеристики, даваемые твоему герою его начальниками и подчиненными.
Характеристики комдива Кантемировской и комполка по поводу "морально-деловых качеств" Виталия Филиповского совпали практически "на все сто". Мол, профессионал, которых поискать, комбат, на которого всегда и во всем можно положиться. Но это уж, извините, "чересчур общо". Таких комбатов по Вооруженным Силам - пруд пруди. А что скажут сослуживцы Виталия Евгеньевича - такие же, как он, командиры батальонов из танкового, офицеры рангом пониже - ротные, взводные, а также "срочники" - солдаты, сержанты первого ТБ?
Они не устают поражаться его работоспособности. Любимая его поговорка: "Ну что, все дела по батальону сделали? А теперь пойдем поработаем как следует". Надо - сутками будет "пахать", не разгибаясь, но добьется оптимального результата.
Такого мнения о нем многие офицеры. А еще они отмечали его высокую порядочность, честность. Штрих за штрихом - вырисовался-таки образ комбата. Командира первого танкового батальона гвардейской Кантемировской дивизии.
Простого российского офицера-танкиста.


Назад
List Banner Exchange

НАШ АДРЕС:

redstar@mail.cnt.ru

 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker