на главную страницу

22 Феврапя 2002 года

Есть такая профессия-Родину защищать!

Пятница

"Жетон" для воздушного телефона

Владимир ГУНДАРОВ, "Красная звезда".
Фото Юрия Шипилова, "Красная звезда".



Центральный узел связи (ЦУС) морской авиации ВМФ, которым командует полковник Владимир Коньшин, один из жизненно важных нервов большого и сложного военно-морского организма. Он образован приказом наркома ВМФ 23 февраля 1942 года.

Сегодня, как и 60 лет назад, его подразделения раскиданы по подмосковным лесам и круглосуточно тщательно охраняются. Здесь сходятся все радиотелефонные и телеграфные секретные и несекретные переговоры, которые ведут морские летчики на земле и в воздухе. Когда летчики просят жетон для своего телефона, они вкладывают в это понятие совершенно другой смысл, непонятный для пользователей городскими таксофонами.
- Но самый большой наш военный секрет - это люди, - с улыбкой сказал мне при встрече заместитель начальника ЦУС по воспитательной работе подполковник Эдуард Сафронов.
Действительно, именно офицеры и прапорщики всегда компенсировали недостатки техники своим мастерством и изобретательностью. Профессиональные традиции связистов морской авиации (МА) передаются от отца к сыну. Например, отец подполковника Сергея Макрусева возглавлял войска связи и радиотехнические войска МА ВМФ. Связистами были отцы начальника отделения передающих устройств майора Владимира Халгатяна, начальника отделения каналообразующих систем майора Виталия Левина...
Сегодня в частях связи служат и работают вместе с отцами дети и внуки связистов морской авиации, защищавших Родину в годы Великой Отечественной войны. Морские летчики гордятся тем, что именно морские бомбардировщики ДБ-3ф первыми бомбили Берлин в ночь с 7 на 8 августа 1941 года. В целях соблюдения секретности полет тогда проходил в режиме радиомолчания. Но на обратном пути летчики волновались: а вдруг при пересечении линии фронта самолет собьют, и командование не узнает о том, что они блестяще справились с заданием Сталина? Поэтому, когда были уже над Польшей, воздушный стрелок-радист Владимир Коротенко из экипажа подполковника Евгения Преображенского отправил с борта телеграмму: "Мое место Берлин! Задачу выполнил! Возвращаюсь!"
Об этом мне рассказал один из старейших связистов морской авиации, бывший начальник радиопередающего центра ЦУС МА полковник в отставке Юрий Костров, который ныне является начальником единственного в нашей стране музея связи морской авиации ВМФ. А ведь еще было участие в обеспечении радиосвязью самолетов советских правительственных делегаций на Тегеранской и Ялтинской конференциях в годы второй мировой войны. В 1968-1969 годах морские связисты работали по программе "Эллипс". Специалисты ЦУС обеспечивали связью самолеты МА, которые вели поиск в море космических аппаратов и осуществляли наведение на них кораблей ВМФ. В 1990-1991 годах возможности ЦУС вновь были востребованы для участия в обеспечении связью перелета правительственной делегации по маршруту: Москва - Сан-Франциско - Вашингтон и обратно.
- Если понадобится, мы и сегодня быстро установим связь с любой точкой мира, - говорит начальник отдела организации связи ЦУС подполковник Сергей Макрусев.
ЦУС располагает многими типами приемной и передающей аппаратуры. Самая старая - для проводной связи - разрабатывалась полвека назад. Самая современная представлена буквально в единичных экземплярах. А кроме того, у морской авиации есть, можно сказать, эксклюзивная - сверхбыстродействующая связь. Скорость передачи сигнала в ней "сжимается" примерно в 60 раз. Но и это уже не последнее слово в радиотехнике. Подполковник Макрусев надеется, что лет, эдак, через двадцать пять у летчиков будет космическая цифровая связь.
До появления навигационных комплексов радиосвязь была единственной ниточкой между летчиком и землей. Особенно во время ночного полета над морем. Звезды вверху над фонарем кабины, звезды в воде... Создается иллюзия, что самолет парит в космосе, прокладывая путь от Альтаира к Полярной звезде.
Сейчас воздушное судно напичкано средствами навигации. Но по-прежнему радиосвязь необходима, чтобы летчик мог доложить на КП о своем местонахождении. А это - один из элементов безопасности полета.
От истории до современности у связистов морской авиации буквально сотня шагов. Утоптанная тропинка привела нас к массивной двери радиопередающего центра. Полусферы стальной двери открылись, и вместе с командиром этого подразделения ЦУС подполковником Сергеем Ефименко мы вошли в тамбур, который герметично отделяет внутренние помещения от окружающего мира.
Нас встретил начальник смены старший прапорщик Виктор Яковлев. Он один из опытнейших специалистов подразделения, поэтому в тот день исполнял обязанности дежурного по связи. Аппаратура передающего радиоцентра не требует постоянного вмешательства человека. Где-то в Москве офицер поднимает телефонную трубку, сигнал по проводам идет на передающий радиоцентр, а отсюда уходит в радиоэфир. Мы стали свидетелями, как открылся канал связи.
А за десятки километров отсюда радиосигнал с борта самолета получали в другом подразделении ЦУС - приемном радиоцентре, откуда по проводной линии он возвращался к тому офицеру, который вел переговоры с бортом.
В соседнем телеграфном посту несла смену телеграфист первого класса Любовь Офицерова. Ее трудовой стаж в центре - более 35 лет.
- Как приехала с мужем-военным, так и осталась здесь, - говорит Любовь Семеновна.
У начальника отделения каналообразующей связи майора Виталия Левина хозяйство хоть и небольшое, но хлопотное. Особенно напряженный участок - линейный аппаратный зал. Если где-то случился обрыв связи, то первый звонок обычно сюда, в ЛАЗ - срочно установите связь. Прапорщик Галина Вяликова вооружается паяльником и быстро заменяет телефонные пары. Связь установлена. Теперь можно и ремонтную бригаду отправлять на линию - пусть ищут и устраняют обрыв.
Радиопередающий центр полностью автономен. Установленные в машинном зале дизели завода с характерным названием "Двигатель революции" обеспечивают бункер электроэнергией, так что перебои в подаче электричества от городской сети связистам не страшны. Есть запасы воды и пищи. Одним словом, подводная лодка в автономном плавании - да и только.
Еще два важных объекта находятся с наружной стороны забора перед КПП. Мы проезжали их уже поздно вечером. Они подслеповато смотрели нам вслед тускло освещенными окнами - два жилых дома. Заботы о газе, отоплении, воде, электричестве для этих объектов - полностью на плечах командира подразделения. А предоставить жилье в этих домах своим подчиненным не может. Квартиры в микрогарнизоне заняты в основном уволенными в запас и отставку. Ветераны заслужили благоустроенное жилье, чтобы рядом были больница, аптека, магазин. А квартиры в военном городке надо бы отдать тем, кто, как часовые, круглосуточно несут здесь нелегкую вахту. И социальная справедливость восторжествует, и боеготовность повысится. Но это, похоже, произойдет еще не скоро.
На снимке: подполковник Сергей Ефименко, старший прапорщик Виктор Яковлев и начальник смены прапорщик Галина ВЯликова в линейном аппаратном зале.


Назад
List Banner Exchange

НАШ АДРЕС:

redstar@mail.cnt.ru

 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker