|
Владимир ГУНДАРОВ, "Красная звезда". Фото Юрия Шипилова, "Красная звезда". |
Центральный узел связи (ЦУС) морской авиации ВМФ, которым командует полковник Владимир Коньшин, один из жизненно важных нервов большого и сложного военно-морского организма. Он образован приказом наркома ВМФ 23 февраля 1942 года.
Сегодня, как и 60 лет назад, его подразделения раскиданы по подмосковным лесам и круглосуточно тщательно охраняются. Здесь сходятся все радиотелефонные и телеграфные секретные и несекретные переговоры, которые ведут морские летчики на земле и в воздухе. Когда летчики просят жетон для своего телефона, они вкладывают в это понятие совершенно другой смысл, непонятный для пользователей городскими таксофонами.
- Но самый большой наш военный секрет - это люди, - с улыбкой сказал мне при встрече заместитель начальника ЦУС по воспитательной работе подполковник Эдуард Сафронов.
Действительно, именно офицеры и прапорщики всегда компенсировали недостатки техники своим мастерством и изобретательностью. Профессиональные традиции связистов морской авиации (МА) передаются от отца к сыну. Например, отец подполковника Сергея Макрусева возглавлял войска связи и радиотехнические войска МА ВМФ. Связистами были отцы начальника отделения передающих устройств майора Владимира Халгатяна, начальника отделения каналообразующих систем майора Виталия Левина...
Сегодня в частях связи служат и работают вместе с отцами дети и внуки связистов морской авиации, защищавших Родину в годы Великой Отечественной войны. Морские летчики гордятся тем, что именно морские бомбардировщики ДБ-3ф первыми бомбили Берлин в ночь с 7 на 8 августа 1941 года. В целях соблюдения секретности полет тогда проходил в режиме радиомолчания. Но на обратном пути летчики волновались: а вдруг при пересечении линии фронта самолет собьют, и командование не узнает о том, что они блестяще справились с заданием Сталина? Поэтому, когда были уже над Польшей, воздушный стрелок-радист Владимир Коротенко из экипажа подполковника Евгения Преображенского отправил с борта телеграмму: "Мое место Берлин! Задачу выполнил! Возвращаюсь!"
Об этом мне рассказал один из старейших связистов морской авиации, бывший начальник радиопередающего центра ЦУС МА полковник в отставке Юрий Костров, который ныне является начальником единственного в нашей стране музея связи морской авиации ВМФ. А ведь еще было участие в обеспечении радиосвязью самолетов советских правительственных делегаций на Тегеранской и Ялтинской конференциях в годы второй мировой войны. В 1968-1969 годах морские связисты работали по программе "Эллипс". Специалисты ЦУС обеспечивали связью самолеты МА, которые вели поиск в море космических аппаратов и осуществляли наведение на них кораблей ВМФ. В 1990-1991 годах возможности ЦУС вновь были востребованы для участия в обеспечении связью перелета правительственной делегации по маршруту: Москва - Сан-Франциско - Вашингтон и обратно.
- Если понадобится, мы и сегодня быстро установим связь с любой точкой мира, - говорит начальник отдела организации связи ЦУС подполковник Сергей Макрусев.
ЦУС располагает многими типами приемной и передающей аппаратуры. Самая старая - для проводной связи - разрабатывалась полвека назад. Самая современная представлена буквально в единичных экземплярах. А кроме того, у морской авиации есть, можно сказать, эксклюзивная - сверхбыстродействующая связь. Скорость передачи сигнала в ней "сжимается" примерно в 60 раз. Но и это уже не последнее слово в радиотехнике. Подполковник Макрусев надеется, что лет, эдак, через двадцать пять у летчиков будет космическая цифровая связь.
До появления навигационных комплексов радиосвязь была единственной ниточкой между летчиком и землей. Особенно во время ночного полета над морем. Звезды вверху над фонарем кабины, звезды в воде... Создается иллюзия, что самолет парит в космосе, прокладывая путь от Альтаира к Полярной звезде.
Сейчас воздушное судно напичкано средствами навигации. Но по-прежнему радиосвязь необходима, чтобы летчик мог доложить на КП о своем местонахождении. А это - один из элементов безопасности полета.
От истории до современности у связистов морской авиации буквально сотня шагов. Утоптанная тропинка привела нас к массивной двери радиопередающего центра. Полусферы стальной двери открылись, и вместе с командиром этого подразделения ЦУС подполковником Сергеем Ефименко мы вошли в тамбур, который герметично отделяет внутренние помещения от окружающего мира.
Нас встретил начальник смены старший прапорщик Виктор Яковлев. Он один из опытнейших специалистов подразделения, поэтому в тот день исполнял обязанности дежурного по связи. Аппаратура передающего радиоцентра не требует постоянного вмешательства человека. Где-то в Москве офицер поднимает телефонную трубку, сигнал по проводам идет на передающий радиоцентр, а отсюда уходит в радиоэфир. Мы стали свидетелями, как открылся канал связи.
А за десятки километров отсюда радиосигнал с борта самолета получали в другом подразделении ЦУС - приемном радиоцентре, откуда по проводной линии он возвращался к тому офицеру, который вел переговоры с бортом.
В соседнем телеграфном посту несла смену телеграфист первого класса Любовь Офицерова. Ее трудовой стаж в центре - более 35 лет.
- Как приехала с мужем-военным, так и осталась здесь, - говорит Любовь Семеновна.
У начальника отделения каналообразующей связи майора Виталия Левина хозяйство хоть и небольшое, но хлопотное. Особенно напряженный участок - линейный аппаратный зал. Если где-то случился обрыв связи, то первый звонок обычно сюда, в ЛАЗ - срочно установите связь. Прапорщик Галина Вяликова вооружается паяльником и быстро заменяет телефонные пары. Связь установлена. Теперь можно и ремонтную бригаду отправлять на линию - пусть ищут и устраняют обрыв.
Радиопередающий центр полностью автономен. Установленные в машинном зале дизели завода с характерным названием "Двигатель революции" обеспечивают бункер электроэнергией, так что перебои в подаче электричества от городской сети связистам не страшны. Есть запасы воды и пищи. Одним словом, подводная лодка в автономном плавании - да и только.
Еще два важных объекта находятся с наружной стороны забора перед КПП. Мы проезжали их уже поздно вечером. Они подслеповато смотрели нам вслед тускло освещенными окнами - два жилых дома. Заботы о газе, отоплении, воде, электричестве для этих объектов - полностью на плечах командира подразделения. А предоставить жилье в этих домах своим подчиненным не может. Квартиры в микрогарнизоне заняты в основном уволенными в запас и отставку. Ветераны заслужили благоустроенное жилье, чтобы рядом были больница, аптека, магазин. А квартиры в военном городке надо бы отдать тем, кто, как часовые, круглосуточно несут здесь нелегкую вахту. И социальная справедливость восторжествует, и боеготовность повысится. Но это, похоже, произойдет еще не скоро.
На снимке: подполковник Сергей Ефименко, старший прапорщик Виктор Яковлев и начальник смены прапорщик Галина ВЯликова в линейном аппаратном зале.
|