на главную страницу

22 Феврапя 2002 года

Пульс планеты

Пятница

Казнить, нельзя помиловать

Гаагский трибунал уже, похоже, заранее поставил запятую

Ярослав ЯСТРЕБОВ.



Задолго до начала судебного разбирательства по делу бывшего президента СРЮ Слободана Милошевича наблюдатели предрекали главному прокурору Гаагского трибунала Карле дель Понте нелегкие дни. Однако амбициозная и самоуверенная швейцарская юристка, похоже, все-таки не ожидала того, что Милошевич в полном смысле слова контратакует и Международный трибунал для бывшей Югославии (МТБЮ), и стоящие, по сути дела, за ним страны НАТО. В своем вступительном заявлении, которое он озвучил 14, 15 и 18 февраля, бывший руководитель Югославии постарался зримо представить вину альянса за балканскую трагедию, а также разоблачить многолетнюю информационную кампанию против сербов со стороны западных СМИ. "Война в бывшей Югославии была навязана из-за пределов страны и вызвана интересами крупных западных держав в регионе", - таково его мнение по поводу подлинных причин югославской трагедии.
Милошевич хорошо подготовился и располагает большим количеством документов и видеоматериалов. Просмотр последних был неприятным сюрпризом для МТБЮ. К примеру, было продемонстрировано, каким образом западные наблюдатели и СМИ изображали в Косово албанских террористов "невинными жертвами сербских расправ", причем и в тех случаях, которые фигурируют в обвинительном заключении в отношении самого Милошевича. Был приведен и секретный немецкий документ, относившийся к периоду, предшествовавшему натовской агрессии, в котором утверждалось, что никакой опасности столкновения между сербскими силами и "Освободительной армией Косово" (ОАК) не существует, что сербы в Косово ограничиваются патрулированием.
Значительную часть своего выступления Милошевич посвятил натовским бомбардировкам Югославии. Пожалуй, впервые западная общественность ознакомилась с таким количеством документов и видеоматериала о последствиях "гуманитарной интервенции". Югославские власти еще в 1999 году тщательно задокументировали последствия авианалетов и ракетных обстрелов, так что на этот раз в Гаагском трибунале прозвучали весомые обвинения в адрес НАТО. Аргументировано выступил бывший президент Югославии и по пунктам обвинения, касающимся войн в Хорватии, Боснии и Герцеговине. В результате энтузиазм западных СМИ, ранее безапелляционно "приговаривавших" Милошевича по всем пунктам, заметно поубавился. Теперь раздаются более умеренные прогнозы об исходе процесса. Показательно, что сомнений в обвинительном приговоре все-таки не замечено, но тем не менее наблюдатели склоняются к мнению о возможности вынесения подсудимому приговора не по пункту, касающемуся Косово, хотя именно на нем и было основано выдвинутое против Милошевича обвинение в мае 1999 года, а по пунктам, связанным с осадой Сараево боснийскими сербами в 1992-1995 годах, событиями в мусульманском анклаве Сребреница в БиГ в 1995 году и обстрелами Дубровника югославской артиллерией в 1991 году.
Что касается войны в БиГ, то стремление осудить Милошевича за происшедшее в этой республике выглядит более чем странным, так как он является одной из сторон, подписавших известные Дейтонские соглашения 1995 года. Поэтому сам Милошевич и потребовал от МТБЮ пригласить на процесс таких свидетелей как Мадлен Олбрайт, Билл Клинтон и ряд других западных политиков, являвшихся участниками Дейтонских соглашений. Мадам Олбрайт в этой ситуации заняла двусмысленную позицию, заявив, что явится в Гаагу, если это сочтет нужным официальный Вашингтон, наглядно продемонстрировав, таким образом, отношение самих США к МТБЮ. Понятно, что ни ей, ни кому-либо из видных политиков Америки и Европы, игравших ведущую роль в балканских событиях девяностых годов, очень не хочется отвечать на вопросы Милошевича в открытом судебном процессе. Тем более, что они очень неприятны для Запада в плане установления истины. Например, почему известные Западу факты терактов в отношении сербского населения и югославской армии со стороны хорватских экстремистов, которые и вынудили к адекватному ответу, с самого начала представлялись мировому сообществу как "сербская агрессия" против "демократической" Хорватии? Почему игнорируются откровенные признания хорватских националистов, что им нужна была война не только для быстрого обретения независимости, но в первую очередь для вытеснения из Крайны сербского населения? Почему этническое очищение Крайны от сербов в 1995 году не вызывает никакой реакции? Почему артобстрел Дубровника, который не был объявлен "открытым городом" и не был оставлен хорватскими силами, приравнивается к варварству, а артобстрелы хорватами со стороны Дубровника соседнего старинного города Требинье вообще в расчет не принимаются?
Уже сейчас очевидно, что сторона обвинения в МТБЮ чувствует себя уверенно лишь на поле откровенной политической демагогии. Как только речь заходит о реальных событиях, обнаруживается откровенная тенденциозность, а то и просто некомпетентность представителей трибунала.
Как и следовало ожидать, гаагский процесс не мог не откликнуться и в Югославии. Так, премьер-министр Сербии Зоран Джинджич выступил категорически против присутствия в гаагском суде официального представителя Белграда, обвинив самого Милошевича в том, что якобы избранная им тактика защиты превращает в обвиняемых весь сербский народ. Совершенно иную позицию занимает президент СРЮ Воислав Коштуница, который считает, что на процессе в Гааге право не играет главную роль, а обвинение подготовлено "на скорую руку и поверхностно". "Суд в Гааге похож на все, но только не на суд", - заявил Коштуница и высказался за то, чтобы СРЮ содействовала в судебном процессе своему гражданину Слободану Милошевичу. Югославский МИД известил МТБЮ о желании Белграда иметь на процессе над Милошевичем официального представителя Югославии. Между тем процесс продолжается, и уже начался допрос свидетелей со стороны обвинения. Похоже, что главные схватки еще впереди.


Назад
List Banner Exchange

НАШ АДРЕС:

redstar@mail.cnt.ru

 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker