на главную страницу

22 Феврапя 2002 года

Линия жизни

Пятница

Летописец 295-й

Полковник в отставке Алексей КУЛАКОВ.



В июне сорок первого сотрудник газеты 19-й танковой дивизии, дислоцированной на западной границе, в Ровно, младший политрук Василий Вихренко получил отпуск и проездные документы на родину, в Полтавскую область. Воскресным днем 22 июня он приехал в райцентр Решетиловка, откуда до родного села Сухорадовка рукой подать. По знакомым улицам дошел до центральной площади. Здесь, перед зданием райкома партии, увидел десятки мужчин и женщин, молча, сосредоточенно слушавших по радио выступление В.М. Молотова. Сознание обожгли его слова: "Германия коварно напала на СССР...". Война!
Поезд, на котором Вихренко возвращался в дивизию, 24 июня дошел только до станции Сарны. Дальше пути нет, впереди - враг. Прибывшие с поездом командиры стали искать комендатуру. Уже стемнело. Неожиданно по ним хлестнули автоматные очереди. Как позже выяснилось, фашисты выбросили десант под Сарнами. Вихренко ощутил удар в грудь, по телу пополз липкий ручеек крови. К счастью, пуля попала в мягкую ткань и застряла в ней, видимо, находясь на излете. Так он оказался в санитарном эшелоне, уходившем на Харьков.
Месяц Вихренко провел на лечении, а когда наконец прибыл в свою 19-ю танковую дивизию, то узнал, что в ожесточенных боях она потеряла почти все танки. Соединение вскоре отошло за Днепр, и там, в тылу, его расформировали. Вихренко направили в 295-ю стрелковую дивизию - она ускоренным темпом формировалась под Ахтыркой. Рядом - Харьков, где он окончил газетный техникум, а потом полтора года работал секретарем в районной газете на Черниговщине. В политотделе ему обрадовались - такой опытный газетчик пополнит редакцию "дивизионки".
В первых числах октября полки дивизии держали оборону на Полтавщине, под городом Гадяч, а затем соединение перебросили в придонские степи, и оно участвовало в контрударе под Ростовом-на-Дону. Как преобразило людей успешное наступление!
Сколько героев прошло у Вихренко перед глазами за войну - не счесть! И всех он помнит до сих пор. Это было поздней осенью сорок второго под Нальчиком. В одном из стрелковых полков Василия попросили рассказать в газете о снайпере Степане Горошкове. За месяц он уничтожил 19 гитлеровцев. Вихренко мысленно прикинул: а если в каждой роте будут такие снайперы, они за месяц отправят на тот свет батальон фашистов. Свой материал он заканчивал вопросом к каждому бойцу: а сколько врагов уничтожил ты? Эти слова вынесли в шапку газетной страницы. Публикация "Боевого знамени" горячо обсуждалась в окопах и траншеях. Командир дивизии полковник Александр Дорофеев пригласил к себе Горошкова и Вихренко, побеседовал с ними. В тот же день он отдал распоряжение: в каждом стрелковом полку создать школу снайперов. Движение постепенно охватывало все соединение.
Однажды на позиции артполка (это было летом сорок второго!) он увидел подростка лет шестнадцати. Узнал, что зовут его Кириллом, разговорился с ним. Привязались к нему бойцы, души не чают. И берегут, как родного сына. А Кирилл Белоус - смышленый, расторопный, успешно осваивает боевые специальности.
Вихренко написал о нем в "Боевом знамени". Через пару лет фронтовые дороги снова свели их. Белоусу исполнилось уже 18 лет, он был в форме бойца и в составе орудийного расчета. Командир батареи похвалил его за усердие и отличную выучку. И Вихренко напечатал в газете зарисовку о нем.
Третья встреча случилась на Магнушевском плацдарме. Белоус был сержантом, командовал расчетом. Вихренко увидел его в бою. И надо же такому случиться: прямо на глазах у него осколок снаряда угодил в висок Белоуса да и застрял, видно, потерял убойную силу. По лицу сержанта потекла кровь, он зажал рану платком и продолжал руководить расчетом. В медсанбат его увели только после боя. За отвагу он был награжден орденом Славы III степени.
Вихренко и дальше не выпускал сержанта Белоуса из поля своего зрения. В боях за Кюстрин, на Одерском плацдарме он снова отличился и удостоился ордена Славы II степени. В апреле сорок пятого на улицах Берлина его расчет, действуя вместе с пехотой, уничтожил немало живой силы и техники врага. Белоуса наградили орденом Славы I степени. Вскоре читатели узнали из материала "Боевого знамени" еще об одном полном кавалере ордена Славы.
2 мая Вихренко написал последний боевой репортаж. 295-я Херсонская, ордена Ленина, Краснознаменная, ордена Суворова дивизия закончила войну в Берлине. За войну у майора Василия Вихренко три ордена - Отечественной войны I и II степени, Красной Звезды, а также несколько медалей.
После войны, в пятидесятом году, уже из армейской газеты Вихренко прошел по конкурсу на редакторский факультет Военно-политической академии имени В.И. Ленина. Четыре года учебы пролетели, как одно счастливое мгновение. Из выпускников лишь одного его пригласили в "Красную звезду"...
Уже 23 года, как Василий Андреевич Вихренко вышел в отставку. Чем был занят? Конечно же, ветеранскими делами. Его избрали заместителем председателя совета ветеранов родной дивизии. И тут он потрудился на совесть. Жаль, здоровье пошло на убыль, подводило зрение - пришлось просить боевых друзей об освобождении его от этих обязанностей. Они согласились скрепя сердце. Но и сейчас, когда ветераны обсуждают какие-то вопросы из боевой истории соединения и разгорается жаркая дискуссия, председатель совета Герой Советского Союза Виктор Бойченко умиротворяет спорщиков:
- Посоветуемся с Василием Андреевичем Вихренко, он-то знает и помнит все...
На снимке: гвардии майор В.А. ВИХРЕНКО. Польша, июнь 1947 г.


Назад
List Banner Exchange

НАШ АДРЕС:

redstar@mail.cnt.ru

 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker