на главную страницу

27 Феврапя 2002 года

Армия сегодня

Среда

БУДЕМ ВМЕСТЕ

Владимир МОХОВ



Министр обороны Республики Армения Серж САРГСЯН
Наша сила - в единении

Содружество Независимых Государств существует, работает и имеет перспективы дальнейшего развития. Необходимо, конечно, отметить, что сотрудничество в рамках СНГ не по всем направлениям развивается одинаково, оно имеет разноуровневый и разноскоростной характер. Однако все это, в конечном счете, работает на дальнейшее развитие отношений в рамках СНГ, а в итоге - на развитие самого Содружества и входящих в него государств.
Одним из направлений, которые в рамках СНГ развиваются наиболее успешно, является военное сотрудничество. В его рамках созданы соответствующие руководящие и рабочие структуры по координации военного сотрудничества государств - участников СНГ: Совет министров обороны и его рабочие органы на постоянной и временной основе.
Совет министров обороны (СМО) создан на этапе формирования СНГ, что подчеркивает важность этого органа в структуре Содружества. В основу сотрудничества легли совпадение и близость стратегических интересов наших государств, общий характер военных опасностей и угроз, объективно существующее единое геостратегическое пространство, общее историческое прошлое, сохранившиеся экономические, культурные, научные и другие связи.
На заседаниях СМО министры обороны государств - участников СНГ в спокойной деловой обстановке в ходе непосредственного общения получили возможность обеспечить рациональное решение большинства возникающих задач и насущных проблем, урегулировать вопросы, связанные с выполнением международных обязательств, оказывать содействие и взаимную помощь в обеспечении становления вооруженных сил новых независимых государств. В качестве одного из последних примеров деятельности СМО можно привести своевременное реагирование путем принятия решений в пределах своей компетенции на возникшие новые вызовы и угрозы международного терроризма.
20 мая 1999 г. заседание СМО было проведено в Ереване. Министры обороны государств - участников СНГ получили возможность не только обсудить вопросы повестки заседания, но и ознакомиться с Республикой Армения, ее Вооруженными Силами.
В качестве небольшого отступления отмечу, что Вооруженные Силы Армении были созданы в том же году, что и СМО СНГ. 28 января 1992 г. правительством РА было принято решение "О создании министерства обороны Республики Армения". Совсем недавно, с 27 по 29 января, отмечалось десятилетие со дня образования наших Вооруженных Сил. В настоящее время в Республике Армения создана сильная, боеспособная, основанная на высоких нравственных критериях, пользующаяся доверием и уважением общества армия - залог безопасности нашего народа и государства.
В целях успешного развития сотрудничества создана основательная нормативно-правовая база. Однако с реализацией подписанных документов пока не все так гладко. По моему мнению, проблема реализации подписанных в рамках СНГ документов имеется не только в военной сфере. По меркам истории период существования СНГ можно определить как миг. Со временем данная проблема, думается, будет решена. Однозначно можно сказать - Содружество Независимых Государств, как одна из мировых региональных организаций, востребовано временем и историей.
Во исполнение решений, принятых СМО СНГ, представители ВС РА активно участвуют в заседаниях органов военного сотрудничества СНГ, на которых обсуждаются различные актуальные вопросы. Активно действуют в составе Штаба по координации военного сотрудничества (ШКВС) представитель Вооруженных Сил Республики Армения и его аппарат. Наши офицеры проходят службу и в других подразделениях ШКВС. Министерство обороны РА на 100 процентов укомплектовало свою квоту офицерским составом и полностью финансирует деятельность Совета министров обороны и его рабочих органов. Так, на обеспечение деятельности СМО СНГ и его рабочих органов Республика Армения в 2001 году при установленной сумме ассигнований в размере 1.690.900 руб. перечислила 1.724.000 руб., на деятельность Межгосударственного координационного центра по увековечению памяти защитников Отечества - 120.000 руб.
Представители ВС РА принимают участие в мероприятиях совместной оперативной подготовки вооруженных сил государств - участников СНГ, направляя на такие мероприятия своих представителей из управлений ГШ ВС и офицеров ШКВС в составе оперативных групп. Как пример можно привести участие в период с 21 по 26 января группы военнослужащих ВС РА в штабной тренировке "Подготовка предложений на применение Коллективных сил быстрого развертывания" в ШКВС.
10 февраля 1995 г. главы десяти государств Содружества, руководствуясь принципами безопасности и исходя из необходимости объединения усилий по противовоздушной обороне и охране границ государств - участников СНГ в воздушном пространстве, подписали соглашение "О создании Объединенной системы ПВО государств - участников СНГ".
С этого времени сотрудничество в области противовоздушной обороны не так, как хотелось бы, но неуклонно развивается и совершенствуется. Подразделения войск ПВО Армении принимают непосредственное участие в коалиционных учениях "Боевое Содружество" (полигон Ашулук), проводимых в соответствии с планом совместных мероприятий Объединенной системы ПВО СНГ.
На совместное боевое дежурство по противовоздушной обороне внешних границ СНГ заступили подразделения войск ПВО и авиации ВС Республики Армения и российской военной базы, дислоцированной на нашей территории.
Армения принимает активное участие в реализации межправительственного соглашения об обеспечении радиолокационного опознавания воздушных, надводных и наземных объектов, оснащенных ответчиками опознавания системы "Пароль", а также соглашения об обеспечении полетов авиации ВС государств - участников СНГ аэронавигационной информацией.
Одной из основных задач создания современной боеспособной армии является обучение и подготовка кадров. В рамках двустороннего военного сотрудничества представители наших Вооруженных Сил проходят обучение в военно-учебных заведениях государств - участников СНГ. Так, в Российской Федерации уже прошли обучение в академиях 203 офицера, на академических курсах - 533 офицера, в военных институтах - 167 курсантов. На сегодняшний день проходят обучение в Российской Федерации: в академиях - 149 офицеров, на академических курсах - 12 офицеров, в военных институтах - 485 курсантов. В Республике Беларусь прошли обучение 36 представителей ВС РА.
На заседаниях СМО СНГ обсуждаются вопросы обеспечения социально-правовой защищенности военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, начинают складываться межгосударственные механизмы их реализации. Вопросы о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих, обеспечения их жильем имеют большое значение для отдельно взятых военнослужащих и их семей. В решении данных вопросов есть еще много проблем, но они связаны с экономическим состоянием государств Содружества.
Набирает ход процесс взаимодействия министерств обороны по вопросам социально-правовой и воспитательной работы с военнослужащими. Складывается организационная структура многостороннего сотрудничества в этой сфере. Министерство обороны РА в 2001 г. выразило готовность по организации проведения в Ереване заседания Комитета руководителей органов по работе с личным составом (воспитательной работе).
Представители Вооруженных Сил Армении принимают активное участие в спартакиадах вооруженных сил Содружества.
Необходимо отметить, что разработана программа военно-технического сотрудничества государств - участников СНГ, предусматривающая совместную разработку, поставку и модернизацию вооружений и военной техники. Вооруженные Силы Республики Армения налаживают двусторонние связи с министерствами обороны государств - участников СНГ в рамках этой программы. Сотрудничество в этой области помогает снизить затраты государств СНГ на военно-промышленный комплекс, оптимально использовать его мощности.
Резервами деятельности Совета министров обороны являются вопросы совместной подготовки кадров для вооруженных сил государств Содружества, в том числе и офицеров запаса, которые проходят подготовку в системе гражданских вузов; нормативно-правовое обеспечение и создание других объединенных систем аналогично уже созданной Объединенной системе ПВО; совместная оперативная подготовка Вооруженных Сил требует внимания к себе со стороны Комитета начальников штабов, необходимо планировать, организовывать и приводить ее в соответствие с теми угрозами и вызовами, которые существуют, а также с учетом прогноза на перспективу.
Таким образом, деятельность СМО СНГ подтверждает возможность и необходимость формирования согласованных подходов к различным проблемам в целях обеспечения национальной и коллективной безопасности.
Не зря говорят, что одна ласточка весны не делает, одной рукой не похлопаешь в ладоши. Наша сила - в единении.

Министр обороны Республики Беларусь генерал-полковник Леонид МАЛЬЦЕВ
Взгляд в ХХI век

Мир за последние десять лет необратимо изменился. Наступает новая эпоха и наступает очень быстро. Именно поэтому нам всем необходимо как можно раньше осознать масштабы и характер этих изменений, чтобы адекватно ответить на новые вызовы ХХI века.
Вооруженные Силы Республики Беларусь создавались на основе оставшихся под ее юрисдикцией войск Белорусского военного округа. Беларусь получила внушительное военное наследие: около полутора тысяч воинских формирований, численность которых превышала 240 тысяч человек, в два раза больше танков, чем у Великобритании, больше тяжелых орудий, чем у Франции, больше боевых самолетов, чем у Германии.
В начале 90-х была создана основа нормативной правовой базы военного строительства, приняты законы Республики Беларусь "Об обороне", "О Вооруженных Силах Республики Беларусь", "О всеобщей воинской обязанности и военной службе", "О статусе военнослужащих" и ряд иных нормативных актов.
Вместе с тем в этот период реформирование Вооруженных Сил в основном свелось к сокращению группировки войск округа.
Но военное дело не стоит на месте. Уже в конце 80-х - начале 90-х годов прошлого столетия мы явились очевидцами радикального изменения сущности современной войны. В войнах и вооруженных конфликтах конца прошлого века вооруженная борьба оказалась отодвинутой на второй план, уступив приоритет политическим, дипломатическим, экономическим и информационным формам противоборства. Изменилось и содержание самой вооруженной борьбы. Приоритеты в ней отдаются неконтактным действиям, когда удары наносятся без входа носителей в зону поражения, а также действиям сил специального назначения и иррегулярных войск, террористическим акциям.
Эти изменения в сущности и содержании современной войны и вооруженной борьбы ярко проявились на примерах военных действий в Ираке, Югославии, других конфликтов последнего десятилетия. События 11 сентября 2001 года, когда в США были совершены террористические акты, еще в большей степени подтвердили необходимость создания качественно новых систем обеспечения национальной безопасности.
Конечно, при организации реформирования Вооруженных Сил следовало прежде всего заботиться об их качественных параметрах, которые должны быть адекватными изменившимся условиям и принципиально новым военным угрозам.
Реальное реформирование всей военной организации государства началось лишь с середины 90-х годов. С избранием Президента Республики Беларусь А.Г. Лукашенко была создана эффективно действующая система государственного управления, сокращен дефицит государственного бюджета, а самое главное - были сохранены и укреплены структуры обеспечения национальной безопасности и обороноспособности.
Уже к 1996 году в рамках реформирования Вооруженных Сил удалось решить многие проблемы, связанные с созданием органов военного управления, подготовки кадров. Было реформировано большинство объединений, соединений, воинских частей и учреждений, созданы мобильные силы, введен принцип территориального комплектования войск военнослужащими срочной службы, усовершенствована система контрактной службы, оптимизирована система подготовки войск.
Исключительное значение для Вооруженных Сил имело создание в 1995 году Военной академии Республики Беларусь, где осуществляется подготовка на десяти факультетах более чем по 60 военно-учетным специальностям прежде всего специалистов с высшим военным образованием на командно-штабном факультете.
Вполне закономерно, что результаты преобразований сказались на качественных показателях состояния Вооруженных Сил, морально-психологическом состоянии войск, воинской дисциплине. Не случайно буквально за несколько лет преступность в Вооруженных Силах снизилась в два раза, а суицидальные происшествия - более чем в два с половиной.
Основываясь на системном анализе военно-политической обстановки и прогнозе ее развития, исходя из социально-политического устройства государства, уровня развития экономики и средств ведения войны, руководством страны в начале 2001 года было принято решение о завершении реформирования Вооруженных Сил РБ. Нормативной базой намеченных преобразований стали новые редакции Концепции национальной безопасности и Военной доктрины Республики Беларусь.
Разработке концептуальных положений, определяющих дальнейшее развитие Вооруженных Сил, предшествовала многолетняя работа, проведение серии экспериментов, научно-практических конференций, учений. В 2001 году концептуальные положения были проверены в ходе комплексного оперативно-тактического учения "Неман-2001", носившего во многом исследовательский характер. Тема учения "Подготовка и применение Вооруженных Сил совместно с войсками и воинскими формированиями Министерства внутренних дел, Министерства по чрезвычайным ситуациям, Государственного комитета пограничных войск в вооруженном конфликте" полностью соответствовала особенностям современной военно-политической обстановки.
В ноябре 2001 года Президентом Республики Беларусь были утверждены Концепция строительства Вооруженных Сил до 2010 года, Программа завершения реформирования Вооруженных Сил на 2001 - 2005 годы, план их строительства до 2006 года.
Буквально за три последних месяца проведены существенные преобразования в Вооруженных Силах прежде всего в системе управления, организационно-штатной структуре, системе всестороннего обеспечения войск. Конкретизированы функции органов военного управления в соответствии с задачами строительства и развития Вооруженных Сил, упразднены дублирующие структуры, повышена эффективность работы на всех уровнях.
В рамках заключительного этапа реформирования создан Генеральный штаб Вооруженных Сил. Генеральный штаб как центральный орган военного управления будет осуществлять оперативное управление Вооруженными Силами. В его компетенции находятся вопросы организации взаимодействия и координации деятельности Вооруженных Сил и других войск и воинских формирований по выполнению задач в области обороны. В военное время Генеральный штаб обеспечивает стратегическое управление военной организацией государства президентом Республики Беларусь - Главнокомандующим Вооруженными Силами.
В конце прошлого года осуществлен переход на двухвидовую структуру Вооруженных Сил - Сухопутные войска и объединенные Военно-воздушные силы и Войска противовоздушной обороны. Объединение двух видов Вооруженных Сил - ВВС и Войск ПВО - проведено в рамках поэтапного интегрирования сил и средств, ведущих боевые действия в сопряженных сферах.
Создано командование Сухопутных войск, на которое, помимо поддержания на необходимом уровне боеготовности подчиненных соединений и воинских частей, возложено руководство подготовкой и ведением территориальной обороны.
С целью создания на операционных направлениях группировок войск, способных в условиях мирного времени выполнить задачу по локализации и нейтрализации вооруженного конфликта, а при необходимости вести локальную войну, обеспечивая своевременное оперативно-стратегическое развертывание сил и средств, на базе 28-го и 65-го армейских корпусов созданы Западное и Северо-Западное оперативные командования.
В настоящее время продолжаются преобразования с целью дальнейшей оптимизации размещения войск, базирования авиации и рационального использования объектов военной инфраструктуры, ведется работа по дальнейшему комплексированию разведки, радиоэлектронной борьбы и огневого поражения, совершенствуется система всестороннего обеспечения войск.
Намеченные меры нацелены на придание Вооруженным Силам принципиально нового облика на основе преимущественно качественных параметров. Итогом выполнения запланированных мероприятий станет создание высокомобильных, достаточно оснащенных Вооруженных Сил, способных противостоять современным военным угрозам.
Конечно, мы отдаем себе отчет в том, что практически ни одному государству не удавалось вести активную военную политику в одиночку, изолированно от существующих и возможных группировок стран.
Руководствуясь принципом многовекторности в международной деятельности, Министерство обороны РБ последовательно и конструктивно проводит курс на установление, поддержание и расширение отношений в военной области с зарубежными государствами и рассматривает военное сотрудничество как один из факторов обеспечения национальной безопасности на основе открытости в военной области, взаимовыгодности и учета интересов государств.
Стремление Республики Беларусь к военному сотрудничеству, в первую очередь со странами СНГ, во многом обусловлено общностью исторического прошлого.
Особую роль в развитии военного и военно-технического сотрудничества в рамках Содружества Независимых Государств играет участие представителей Вооруженных Сил Республики Беларусь в заседаниях Совета министров обороны государств - участников СНГ, Комитета начальников генеральных (главных) штабов вооруженных сил государств - участников СНГ, рабочих органов Совета министров обороны. Основными направлениями деятельности белорусских военных представителей в рамках вышеназванных органов являлись решение задач по реальному расширению многостороннего военного сотрудничества, участие в формировании системы коллективной безопасности в военной сфере на основе Договора о коллективной безопасности от 15 мая 1992 года, выработка концептуальных подходов к обеспечению оборонной достаточности государств - участников СНГ, рассмотрение проектов договоров (соглашений) и других документов по вопросам обороны и военного строительства, координация усилий по предотвращению военных конфликтов, а также очагов напряженности в государствах СНГ.
Правовой базой развития военных контактов Министерства обороны Республики Беларусь со странами СНГ являются межгосударственные договоры и соглашения, которые позволяют решать вопросы согласования военной политики, сотрудничества в военной области на много- и двусторонней основе, проводить совместные мероприятия оперативной подготовки органов управления и войск.
Среди приоритетных направлений военного и военно-технического сотрудничества особо следует выделить взаимоотношения с Вооруженными Силами Российской Федерации в рамках Союзного государства. Высокий уровень развития контактов в сферах военной науки, подготовки военных кадров, оперативной и боевой подготовки, унификации законодательств Беларуси и России способствует нашему сотрудничеству и в других областях. Разрабатывается и выполняется ряд межгосударственных совместных программ, направленных на сохранение и наращивание оборонного и военно-научного потенциала Республики Беларусь и Российской Федерации.
Дальнейшему развитию интеграционных процессов будет способствовать реализация Военной доктрины Союзного государства, утвержденной Высшим Государственным Советом Союзного государства, и иных документов, в которых определены конкретные мероприятия военного сотрудничества и механизмы их реализации, а также меры по организации совместных военно-научных исследований и унификации документов, регламентирующих различные области жизни Вооруженных Сил и социальной защиты военнослужащих и членов их семей.
Основным элементом создаваемой системы вооруженной защиты Союзного государства является региональная группировка войск. В ее состав войдут расположенные в регионе в мирное время или развернутые в нем в угрожаемый период органы управления, соединения и части Вооруженных Сил Республики Беларусь и Вооруженных Сил Российской Федерации, планируемые к применению по единому замыслу и плану.
Серьезное внимание уделяется подготовке ВВС и войск ПВО Беларуси с проведением боевых стрельб на полигонах Российской Федерации в рамках Объединенной системы противовоздушной обороны государств - участников СНГ. За шесть лет в боевых стрельбах участвовали зенитные ракетные дивизионы С-200, С-300 ПТ (ПС), С-300В, С-125М1, "Бук", "ОСА-АК". Практику боевых стрельб получили более двух с половиной тысяч военнослужащих.
Двустороннее сотрудничество с Украиной базируется на 14 соглашениях и протоколах о договоренностях и осуществляется на основании Плана двустороннего сотрудничества между Министерством обороны Республики Беларусь и Министерством обороны Украины. Представители Вооруженных Сил РБ регулярно принимают участие в многонациональных командно-штабных компьютерных учениях "Щит мира" на территории Украины. В 2001 году в ходе визита премьер-министра Республики Беларусь на Украину было подписано Соглашение между Правительством Республики Беларусь и Кабинетом министров Украины о дополнительных мерах доверия и безопасности, которым определен обмен информацией относительно планов проведения военных учений, временного или постоянного развертывания новых соединений и воинских частей, а также механизм консультаций и сотрудничества в отношении необычной военной деятельности сторон.
На двусторонней основе также развиваются военные контакты Министерства обороны РБ с оборонными ведомствами других государств - участников СНГ.
Республика Беларусь и государства - участники Содружества взаимно заинтересованы в дальнейшем развитии и углублении сотрудничества в военной и военно-технической сферах.

Нет сомнения, что значительный потенциал такого сотрудничества будет реализован.

Министр обороны Кыргызской Республики генерал-полковник Эсен ТОПОЕВ
Надежды оправдались

Первое десятилетие независимости Кыргызской Республики было сложным периодом в жизни молодого государства. В эти годы создавались основы социальной рыночной экономики и гражданского общества, одновременно шло строительство Вооруженных Сил. В Кыргызстане с самого начала этого процесса было очевидно, что в одиночку невозможно решить сложные проблемы надежного обеспечения безопасности и защиты национальных интересов от военных угроз.
Кыргызская Республика еще в первые годы своего становления заявила о том, что она не имеет целей экспансии, территориальных притязаний к кому бы то ни было, отвергает милитаризацию государственной жизни, подчинение страны, ее деятельности задачам ведения войны. Вооруженные Силы строятся в соответствии с принципом самообороны и оборонительной достаточности.
В то же время Кыргызская Республика исходила из того, что политические и дипломатические усилия, другие мирные средства не всегда гарантируют предотвращение войны и вооруженных конфликтов. В этой связи Кыргызстан считал и продолжает считать, что его безопасность неотделима от безопасности других государств, прежде всего участников Содружества Независимых Государств.
Общеизвестно, что военное строительство практически во всех странах СНГ шло достаточно сложно. В этом отношении Кыргызская Республика не является исключением, поскольку она столкнулась со значительными трудностями, основными из которых явились ограниченные экономические и финансовые возможности, разрыв или ослабление связей военно-промышленного комплекса, отсутствие возможностей оснащения армии современным вооружением и техникой, проблема с подготовкой военных кадров, отсутствие национальной законодательной базы по вопросам обороны и безопасности, отсутствие опыта военного строительства.
Исходя из сложившихся условий, для Кыргызстана было важно определить пути и способы решения этих и других проблем в области военного строительства.
Для военно-политического руководства государства было очевидным, что процесс военного строительства может быть успешным только в случае, если усилия в этом направлении на национальном уровне будут гармонично сочетаться с использованием возможностей военного сотрудничества на многосторонней и двусторонней основе, в первую очередь с государствами - участниками СНГ (ДКБ).
Сегодня, когда подводятся итоги десятилетней деятельности Совета министров обороны государств - участников СНГ, могу однозначно сказать о том, что те надежды, которые возлагались нашим государством на этот орган, ответственный за военную составляющую взаимодействия Содружества, в целом оправдались.
Всем хорошо известно, что процессы решения насущных проблем, стоявших перед национальными министерствами обороны, координации сотрудничества между ними, реализации принятых решений протекали не всегда гладко, а иногда даже с большими трудностями.
В то же время хотел бы сказать о выводе позитивного характера: Совет министров обороны государств - участников СНГ, его рабочие органы, в том числе и Штаб по координации военного сотрудничества, в прошедшее десятилетие, несмотря ни на какие трудности, успешно решили главную задачу - организовали взаимодействие в области военного сотрудничества, оказали содействие и практическую помощь в становлении вооруженных сил государств Содружества, скоординировали деятельность министерств обороны, направленную на обеспечение национальной и совместной безопасности. И сегодня, когда мы говорим о том, что, несмотря на все проблемы переходного периода, вооруженные силы государств - участников СНГ состоялись, нужно прямо сказать, что во многом это заслуга Совета министров обороны.
Основополагающие решения, принятые на его заседаниях, а также на заседаниях Совета глав правительств и Совета глав государств по военно-политическим и военным вопросам, позволили практически решить ряд проблем, связанных с военным строительством в государствах - участниках СНГ, в том числе и в Кыргызской Республике.
В частности, удалось в целом правильно спрогнозировать и оценить военную опасность и военные угрозы, разработать основные направления военной политики, создать правовую базу регулирования в области обороны и военной безопасности, развить международное военное и военно-техническое сотрудничество.
Полагаю, что наиболее показательным примером того, как решения, принятые на многосторонней основе, оказывают позитивное влияние на обороноспособность государств - участников СНГ, является создание и функционирование Объединенной системы ПВО.
Кыргызская Республика, являясь участником соответствующего соглашения, благодаря содействию и помощи прежде всего Российской Федерации успешно восстанавливает национальную противовоздушную оборону и совершенствует профессиональную подготовку своих специалистов в ходе проведения учений "Боевое Содружество".
Позитивное влияние на военное строительство в Кыргызстане оказывает и деятельность в рамках Договора о коллективной безопасности.
В этой связи хотел бы отметить большое значение совместной оперативной подготовки, организуемой Штабом по координации военного сотрудничества. Особенно эффективной эта деятельность стала в последние годы. Командно-штабные учения, тренировки, игры оказывают самое благотворное влияние на профессиональную подготовку военных кадров, организацию взаимодействия между министерствами обороны, генеральными (главными) штабами вооруженных сил государств - участников СНГ (ДКБ). Это приобрело еще большее значение после принятия решения о создании Коллективных сил быстрого развертывания Центральноазиатского региона коллективной безопасности, что необходимо рассматривать как важный шаг на пути дальнейшего углубления военного сотрудничества между государствами-участниками. Указанная структура способна, при условии ее последующего развития, стать надежным щитом на пути проникновения сил, стремящихся дестабилизировать обстановку в Центральной Азии.
Серьезным испытанием для Кыргызстана, проверкой на прочность его Вооруженных Сил, жизнеспособности военного сотрудничества государств - участников СНГ стали известные события 1999-2000 годов на юге нашей республики. Проникновение в этот регион бандформирований международных террористов создало угрозу не только национальной безопасности Кыргызской Республики, но и в целом безопасности СНГ. Стало окончательно ясно, что международные террористические центры испытывают на прочность государства Центральноазиатского региона, имея далеко идущие планы дестабилизировать обстановку и использовать их территории для последующей эскалации вооруженного конфликта в сопредельные государства.
В этих сложных условиях Кыргызская Республика ощутила не только моральную поддержку со стороны государств Содружества. Хотел бы выразить свою благодарность и признательность министрам обороны Республики Армения, Республики Казахстан, Российской Федерации, Республики Узбекистан и Республики Таджикистан за предоставленную военно-техническую и материальную помощь.
Считаю необходимым отметить, что эти события оказали значительное влияние на видение военно-политической обстановки в регионе с учетом возникновения новых угроз и вызовов. Это в свою очередь сказалось на прогнозировании и оценке военной опасности и заставило приступить к разработке Военной доктрины Кыргызской Республики на период до 2010 года.
Говоря о позитивных результатах деятельности Совета министров обороны государств - участников СНГ, хотел бы отметить, что были созданы необходимые условия для развития военного сотрудничества на двусторонней основе. Только за последние три года между Кыргызской Республикой и рядом государств - участников СНГ было подписано около 10 важных договоров и соглашений военного и военно-технического характера, реализация которых содействует укреплению национальной и коллективной безопасности, обороноспособности страны и военному строительству. В текущем году также готовится к подписанию ряд международно-правовых актов, в частности, с Республикой Армения, Республикой Казахстан, Российской Федерацией, Республикой Таджикистан.
Успешный ход военного строительства, высокий уровень подготовки войск во многом зависят от наличия и квалификации военных кадров. Не имея в достаточном количестве обученных специалистов военного дела, нельзя рассчитывать на успех в строительстве национальных Вооруженных Сил. Для Кыргызской Республики эта проблема всегда была наиболее острой, поскольку отсутствовала учебно-материальная база, позволяющая готовить квалифицированные военные кадры необходимых профилей. Как известно, решить эту проблему на уровне Совета министров обороны в полной мере не удалось. Но тем и замечательно наше сотрудничество, что оно позволяет проявлять гибкость и, при необходимости, сочетать и использовать возможности не только многостороннего, но и двухстороннего характера.
Так произошло и в области, о которой шла речь выше. Благодаря достигнутым договоренностям Министерство обороны Кыргызской Республики получило возможность готовить свои военные кадры в государствах - участниках СНГ.
За прошедшие 10 лет в военно-учебных заведениях Российской Федерации, Республики Казахстан, Республики Узбекистан прошли обучение около 550 человек. В настоящее время военное образование в государствах - участниках СНГ получают 354 представителя Вооруженных Сил Кыргызской Республики.
Наша дальнейшая работа направлена на расширение форм военного сотрудничества, что способствует последующему развитию интеграционных процессов. Учитывая принцип свободного выбора форм и масштабов своего участия в военном сотрудничестве, полагаем целесообразным сосредоточить усилия на тех направлениях, которые представляют наибольший интерес, позволяют выполнять принятые на себя обязательства и содействуют военному строительству.
Главной задачей военного строительства в Кыргызской Республике является создание небольших, компактных, мобильных Вооруженных Сил, оснащенных современным вооружением, военной техникой, обеспеченных материальными средствами для ведения военных действий, способных в короткие сроки в условиях высокогорья гарантированно обеспечить защиту территориальной целостности, конституционного строя, суверенитета и граждан государства. Ее успешное решение мы тесно увязываем с реализацией договоренностей, уже достигнутых в рамках Содружества Независимых Государств, и с теми, которые будут достигнуты в будущем.
В этой связи кыргызская сторона намерена в пределах возможного участвовать в реализации таких основополагающих документов, как перспективный план развития военного сотрудничества государств - участников СНГ до 2005 года и программа борьбы с международным терроризмом и иными проявлениями экстремизма на период до 2003 года.
Мы считаем, что использование в военном строительстве возможностей военного сотрудничества позволит достичь более высокого уровня обеспечения как национальной безопасности Кыргызской Республики, так и коллективной безопасности государств - участников СНГ.

Министр обороны Республики Молдова полковник Виктор ГАЙЧУК
Нейтралитет - это не самоизоляция

Процесс создания и развития военной безопасности государства и вооруженных сил Республики Молдова характеризуется несколькими этапами.
Начальный этап (1991-1994 гг.) определяется процессом становления государственности, началом строительства вооруженных сил, национальной армии как их базовой составляющей и системы военной безопасности государства. На этом этапе процесс развития вооруженных сил и национальной системы обороны проходил на основании указов президента страны и правительственных постановлений.
Следующий этап (1994-1997 гг.) характеризуется эволюцией и развитием военной безопасности государства. В этот период были разработаны и приняты основополагающие документы в области обеспечения национальной и военной безопасности. В 1994 г. была принята Конституция Республики Молдова, в которой официально закреплен статус постоянного нейтралитета страны, а в 1995 г. были разработаны и приняты Концепция внешней политики государства, Концепция национальной безопасности и военная доктрина.
Главной целью этих документов являлось законодательное обеспечение системы военной безопасности государства, объединение и структурирование компонентов вооруженных сил в единую систему национальной безопасности страны. Принятые законодательные и нормативные акты обеспечили юридическую базу процесса создания вооруженных сил, определили основные задачи, направления деятельности и этапы их дальнейшего развития.
Учитывая изменения обстановки в мире и скоротечность событий, Республика Молдова начала процесс поиска оптимальных форм обеспечения военной безопасности и реорганизации существующей военной структуры государства. Этот процесс выявил необходимость создания концептуальной базы для совершенствования военной организации государства. С целью решения данных задач разработаны и представлены на рассмотрение парламенту ряд законопроектов, среди которых наиболее важными являются: "О подготовке граждан к обороне", "О режиме чрезвычайного, осадного и военного положения", "О мобилизационной подготовке и мобилизации", "О резерве вооруженных сил", "О реквизиции материальных ценностей и выполнении работ в интересах общества", а также принятая правительством и одобренная Высшим Советом Безопасности Концепция военной реформы.
Реализация военной реформы началась с инициативы президента Республики Молдова, Главнокомандующего Вооруженными Силами Владимира Воронина о значительном их сокращении.
Сокращение численности вооруженных сил способствует укреплению доверия со стороны международной общественности к проводимой нашей страной политике нейтралитета, мира и стабильности, а также является убедительным доказательством нашей приверженности принципу урегулирования приднестровского конфликта исключительно мирным путем.
Исходя из данного принципа Республика Молдова выступила с предложением об объединении своих Вооруженных Сил с вооруженными формированиями приднестровского региона, в связи с чем в качестве первого шага было подписано протокольное решение об укреплении мер доверия между военными ведомствами.
Концепция военной реформы Республики Молдова соответствует курсу проводимой военной политики государства, основанной на статусе постоянного нейтралитета, и отражает стремление к решению проблем военной безопасности посредством упрочения мер доверия и конструктивного сотрудничества в создании надежных механизмов обеспечения национальной безопасности, развитии и укреплении международных отношений.
Политика военного сотрудничества Республики Молдова строится с учетом национальных интересов и конституционно закрепленных норм на основе Концепции внешней политики государства, а также положений законодательных актов, определяющих пути обеспечения его безопасности, отдавая приоритет двустороннему сотрудничеству на базе межгосударственных договоров и соглашений.
Республика Молдова, строго следуя положениям Конституции, не может состоять в каких-либо военных блоках или союзах. Исходя из этих положений Основного закона, наша страна не присоединилась к каким-либо военно-политическим структурам в качестве полноправного члена, равно как и к военной составляющей Содружества, а именно к Договору о коллективной безопасности.
В то же время мы не рассматриваем статус постоянного нейтралитета как самоизоляцию от общих целей обеспечения мира и стабильности в регионе.
Республика Молдова предполагает активное участие в создании международной системы коллективной безопасности, уделяет серьезное внимание двухстороннему и многостороннему сотрудничеству в военной области на принципах равенства приоритетов отношений в военно-политической сфере с государствами-соседями, отдельными государствами и группами государств как на Западе, так и на Востоке.
Сегодня взаимодействие партнеров по СНГ охватывает самые различные области межгосударственных отношений и во многом определяет перспективы развития стран Содружества. Нужно отметить, что в рамках этой организации удалось создать модель, позволяющую взаимодействовать на основе отношений, которые не противоречат национальным интересам государств - членов и позволяют им проводить самостоятельную политику в отношении участия в тех или иных структурах как этой региональной организации, так и других объединений.
За прошедшее десятилетие в рамках Содружества сложилась многовекторная система отношений в военной области.
Наряду с развитием многостороннего коллективного сотрудничества в рамках всего СНГ данная система отношений в области обеспечения безопасности позволяет осуществлять взаимодействие государств в военной области на региональном уровне как в коллективном формате, так и на двухсторонней основе.
Такого рода сотрудничество строится на базе объединения усилий в обеспечении всеобщей и региональной безопасности на основе равноправного и взаимовыгодного партнерства.
Исходя из вышеизложенного на основании статьи 11 Положения о Совете министров обороны стран СНГ наша страна принимает участие в данной структуре в качестве наблюдателя.
Несмотря на статус наблюдателя, для Министерства обороны Республики Молдова представляет интерес сотрудничество в определенных областях военной сферы с государствами Содружества.
В этой связи в целях развития военного сотрудничества, обмена информацией, культурного и спортивного сотрудничества, поддержания функциональной способности средств связи оборонное ведомство Республики Молдова подписало ряд документов, регламентирующих эти отношения в рамках решений Совета министров обороны государств - участников СНГ. Также необходимо отметить, что Республика Молдова рассматривает возможность направления представителя в Межгосударственный координационный центр по увековечению памяти защитников Отечества, который способствует расширению сотрудничества с Советом министров обороны.
С кардинальными изменениями в геополитической ситуации в мире и на Евразийском континенте проявились и распространились новые угрозы, представляющие серьезную проблему для международной безопасности. Ключевыми из них являются международный криминал, транснациональная организованная преступность, коррупция, терроризм, сепаратизм, политический экстремизм, религиозный воинствующий фундаментализм и сопутствующие им явления.
Немаловажным фактором в объединении усилий по обеспечению международной безопасности является принятие Межгосударственной программы совместных мер по борьбе с международным терроризмом и иными проявлениями экстремизма. В Республике Молдова не понаслышке знают цену этим явлениям, несущим угрозу стабильности и безопасности государств региона, и уверены, что необходимо совместно бороться со всеми формами их проявления.
Создание в рамках данной программы антитеррористического центра свидетельствует о желании государств СНГ развивать сотрудничество по самым актуальным вопросам и направлениям межгосударственного взаимодействия и готовности совместными усилиями противостоять новым вызовам и угрозам современности.
Республика Молдова с учетом статуса постоянного нейтралитета и в дальнейшем будет развивать военное сотрудничество с государствами Содружества на двухсторонней основе, а также в многостороннем формате, в зависимости от потребностей и интересов в определенных областях военной сферы. В этом контексте для Республики Молдова в рамках Содружества приоритетной является деятельность по объединению совместных усилий в мирном разрешении существующих конфликтов, участии в разработке военных аспектов антитеррористической деятельности, развитии военного образования и военно-технического сотрудничества.
В заключение, пользуясь предоставленной мне возможностью, через вашу газету поздравляю всех своих коллег с 10-летним юбилеем Совета министров обороны государств Содружества и желаю мира и стабильности нашим народам, а также успехов в деле укрепления военного сотрудничества и обеспечения стабильности и безопасности наших стран.

Министр обороны Республики Таджикистан генерал-полковник Шерали ХАЙРУЛЛОЕВ
Молодая армия с тысячелетней традицией

Таджикский народ в своей многовековой истории никогда не ставил силу выше разума. История не знает ни одного случая, когда таджики претендовали на завоевание чужих территорий. Наши предки прибегали к силе только в тех случаях, когда иноземные завоеватели пытались поработить их. Александр Македонский, арабы, монголы встречали достойное сопротивление, упорство и силу духа в Средней Азии именно со стороны таджиков. В памяти таджикского народа живы имена героев, сражавшихся за свободу и независимость.
Современный Таджикистан, восстановивший суверенитет через тысячу лет после потери своей государственности, является мирной страной и не имеет территориальных претензий к соседям. Мы идем по пути строительства демократического, правового и светского государства. Во внешней политике мы выступаем за мирное урегулирование всех региональных и мировых конфликтов, за развитие культурных и экономических связей.
Вооруженные Силы Республики Таджикистан были созданы в 1993 году в условиях неспокойной внутренней обстановки. Первые подразделения, части и соединения были сформированы на базе отрядов Народного фронта, сражавшегося за сохранение конституционного строя в стране.
Шла гражданская война, которая унесла жизни более 150 тыс. жителей Таджикистана. Не было даже намеков на материально-техническую базу для молодой армии. Но благодаря все тем же нравственным традициям, здравому смыслу нашего народа, политическому курсу нашего Президента Эмомали Рахмонова, помощи дружественных стран и международных организаций внутреннее противостояние было остановлено. Уникальность таджикского опыта миростроительства сегодня признана во всем мире.
Строительство Вооруженных Сил в Таджикистане также сопровождалось экономическими трудностями, отсутствием военно-учебных заведений, военно-промышленного комплекса и острой нехваткой офицерских кадров. От Советской Армии Вооруженным Силам Таджикистана практически ничего не осталось.
Для решения кадровых проблем и налаживания системы военного образования первой руку помощи протянула Российская Федерация - наш главный и стратегический партнер.
Начиная с 1993 г. ежегодно более ста таджикистанцев принимаются в высшие военно-учебные заведения России. С первого года существования молодой таджикской армии начал функционировать Таджикский высший военный колледж. В настоящее время наши ребята также обучаются на Украине и в Китае.
В 1997 г. политика Президента Рахмонова увенчалась подписанием в Москве общего соглашения о мире и национальном согласии в Таджикистане. Мирное разрешение межтаджикского конфликта дало новый импульс развитию и качественному совершенствованию Вооруженных Сил республики. Начался второй этап строительства национальной армии. На основе межправительственных соглашений между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан при Министерстве обороны был сформирован аппарат российских военных советников, с помощью которых была налажена система плановой оперативной подготовки всех органов военного управления и боевой подготовки войск.
Вооруженные Силы Республики Таджикистан сегодня состоят из трех видов (Сухопутные войска, Войска ПВО и ВВС), а также специальных и технических частей и соединений центрального подчинения. На вооружении соединений и частей Министерства обороны стоят военная техника и вооружение советских образцов.
С 1997 г. ряды Вооруженных Сил начали пополняться кадровыми офицерами, выпускниками высших военно-учебных заведений РФ и Таджикского высшего военного колледжа. Однако до полного комплектования их профессиональными кадрами еще далеко. Приведу простой пример: молодому офицеру, чтобы пройти все ступени командирской практики и вырасти до уровня командира полка или бригады, нужно около 20 лет, а Вооруженным Силам нашей страны исполнилось только 9 лет. А пока основной костяк командного состава составляют офицеры, имеющие опыт службы в Советской Армии и боевую закалку, приобретенную в ходе защиты конституционного строя в республике.
В целях повышения уровня оперативной и боевой подготовки органов военного управления и войск с 1998 года регулярно проводятся командно-штабные и тактические учения. Вначале все учения проводились совместно с подразделениями российской 201-й мотострелковой дивизии. Но постепенно все большая роль и ответственность в проведении учений возлагались на органы военного управления и войск Министерства обороны РТ.
Благодаря планомерной оперативной и боевой подготовке начиная с 2000 г. органы военного управления и войска Министерства обороны без участия российских коллег организовывают и проводят совместные учения с активным привлечением других силовых структур республики.
Необходимость совместной оперативной и боевой подготовки всех силовых структур продиктована реалиями современной жизни, угрозой международного терроризма и экстремизма. Традиционный метод ведения боевых действий против террористов малоэффективен. В борьбе с этим злом должны принимать активное участие все силовые структуры по направлениям своей деятельности согласно единому плану. Поэтому Президентом нашей страны Эмомали Рахмоновым был утвержден новый план охраны и обороны республики, где обозначены цели и задачи соответствующих органов. Ведущая роль, естественно, возложена на Министерство обороны и Главный штаб Вооруженных Сил.
Эффективность совместной боевой работы была проверена в июне прошлого года в реальных условиях. Тогда в восточном пригороде Душанбе бандформирование Рахмона Сангинова и Мансура Муаккалова взяло в заложники несколько милиционеров, двух военнослужащих и решило продиктовать свои условия силовым структурам. Но часть бандитов, в том числе оба их главаря, в результате спецоперации была уничтожена, остальные задержаны и переданы в руки правосудия.
Проблему международного терроризма и религиозного экстремизма можно решить только коллективными усилиями всех заинтересованных стран.
Трагические события 11 сентября в Нью-Йорке и Вашингтоне - пример тому, что даже такая мощная держава, как США, не в силах бороться с этим злом в одиночку. Но вспомним, что до этого трагического дня проблему терроризма мы пытались решать коллективными усилиями стран СНГ, в первую очередь государств - участников Договора о коллективной безопасности, без особого понимания и реальной поддержки западных стран.
Президент нашей республики Эмомали Рахмонов, выступая с трибуны Генеральной Ассамблеи ООН, не раз акцентировал внимание мирового сообщества на афганской проблеме, таящей угрозу международной безопасности, но его голос так и не был услышан вовремя.
Военно-политическое руководство Республики Таджикистан в рамках ДКБ, других договоров и соглашений государств - участников СНГ всегда придавало важное значение коллективным усилиям стран Содружества в области обеспечения общей и региональной безопасности, ибо международный терроризм не признает границ.
Наши страны готовили и готовят коллективные силы по эффективному противодействию международному терроризму и религиозному экстремизму. Для этого нашими руководителями создана определенная договорно-правовая база. Имеются органы коллективного управления, силы и средства. Тому примером проводимые ежегодно с 1999 г. совместные командно-штабные учения "Южный щит Содружества", совместные боевые стрельбы войск Объединенной системы ПВО СНГ на полигоне Ашулук. Сформированы Коллективные силы быстрого развертывания (КСБР) с объединенным штабом в Бишкеке. Батальон специального назначения и тактическая группа, выделенные в состав КСБР от вооруженных сил нашей республики, постоянно занимаются по усиленной программе боевой подготовки.
Говоря о расширении военного и военно-технического сотрудничества нашей республики, хочу отметить, что наряду со странами СНГ хорошие взаимосвязи и сотрудничество нами налажены с Китаем, Ираном, Германией, налаживаются контакты с Францией, Индией и другими странами. Таджикистан играет активную роль в восстановлении мирной жизни в соседнем Афганистане. Мы готовы дружить и сотрудничать со всеми странами мира.
В вопросах общей подготовки Вооруженных Сил мы в основном рассчитываем на свои внутренние ресурсы. Для более качественной и эффективной подготовки войск с учетом финансово-экономических проблем мы выбрали малозатратную форму обучения личного состава. Для этого начиная с 2000 года на территории всех соединений и частей постепенно создаем приказарменные учебно-материальные базы. Практика показала, что этот метод удобен и эффективен. Создаются тактические, огневые, инженерные, спортивные учебные городки, полосы препятствий, а в некоторых соединениях, где позволяет площадь, танкодромы и стрельбища. Имея подобную учебно-материальную базу, командования частей могут проводить все повседневные занятия, не выезжая за пределы мест дислокации, кроме тактических учений с боевой стрельбой. Данный метод позволяет сэкономить время и значительные материальные ресурсы.
23 февраля 2003 г. Вооруженным Силам Республики Таджикистан исполнится 10 лет. Это возраст надежд и перспектив. Разумеется, благодаря постоянному вниманию и поддержке Президента Эмомали Рахмонова, наших партнеров по СНГ, прежде всего Российской Федерации, в области военного строительства уже сделано немало, но главные задачи еще впереди.

Министр обороны Украины генерал армии Владимир ШКИДЧЕНКО
Национальная безопасность и военное сотрудничество

Обретение Украиной роли самостоятельного субъекта геополитики и международных отношений поставило ее перед необходимостью поиска своего места и надежных ориентиров движения в неоднозначной военно-политической ситуации, которая сложилась в мире и в регионе вследствие распада СССР, изменений в геостратегических интересах и политической ориентации большинства государств Центральной и Восточной Европы. В этих условиях, а также в результате фундаментальных демократических преобразований на Украине военная безопасность становится вопросом не только строительства Вооруженных Сил, но и внешней и внутренней политики, экономики, законодательно-нормативной базы государства, многих других сторон жизни общества.
Завершение "холодной войны" открыло беспрецедентные возможности для улучшения международных отношений. Однако надежды на то, что прекращение противостояния сверхдержав приведет к уменьшению числа военных конфликтов, не оправдались. Одновременно возникли новые угрозы, которые в совокупности делают проблемы военной безопасности не менее острыми, чем прежде (международный терроризм, воинствующий религиозный фанатизм и т.п.).
Военную опасность следует рассматривать как совокупность политических, экономических, военных и других факторов в отношениях между государствами, которая при определенных обстоятельствах и условиях способна привести к военному конфликту того или иного масштаба. С нашей точки зрения военный конфликт с участием Украины возможен как следствие вооруженной агрессии со стороны другого государства (группы государств) или как проявление крайнего обострения внутренних социально-политических противоречий при поддержке извне.
Условия возникновения возможной вооруженной агрессии могут быть связаны с разными видами опасности - политической, экономической, экологической и др. Когда мы говорим о военной опасности, то подразумеваем все ее аспекты, связанные с вооруженной борьбой, ее масштабом, возможными результатами и соответствующими последствиями.
Источники военной опасности по их происхождению и внутренней природе можно разделить на три группы.
Первая группа - это источники внешней (со стороны других государств) военной опасности.
Вторую группу могут составлять источники, которые обусловлены объективными внешними факторами, действующими в соседних государствах, но не имеющими прямых признаков военной опасности для Украины со стороны этих государств.
K третьей группе принадлежат источники внутреннего происхождения, так или иначе влияющие на уровень военной безопасности Украины.
На сегодняшний день, по нашему мнению, военная опасность для Украины отсутствует. Более того, с учетом внешнеполитического курса Украины и тенденций развития общей военно-политической ситуации в Европе есть основания надеяться, что предпосылок для возникновения такой опасности в перспективе будет становиться все меньше.
В то же время постоянно изменяющийся мир не может полностью исключить возможность возникновения угрозы втягивания Украины в вооруженный конфликт или широкомасштабную войну.
Принципиальная основа политики Украины, направленной на предотвращение войны и вооруженных конфликтов, заложена в Декларации о государственном суверенитете Украины, Военной доктрине Украины, Концепции (основах государственной политики) национальной безопасности Украины, законах "Об обороне Украины" и "О Вооруженных Силах Украины". Эта политика опирается на следующие важнейшие положения:
- признание необходимости сохранения мира как приоритетной ценности для украинского народа;
- неприменение Украиной военной силы первой;
- невмешательство во внутренние дела других государств;
- открытость военной деятельности;
- военное сотрудничество государств, отказ от конфронтации в любой форме.
Неукоснительно придерживаясь данных положений, Украина одновременно вынуждена заботиться о своей военной безопасности. Основы обеспечения военной безопасности Украины, как безъядерного государства, могут быть сформулированы в виде трех базовых концепций.
Во-первых, это концепция военно-политического партнерства, которая опирается на развитую экономику, стабильную социальную сферу и рациональную военную политику, направленную на повышение стратегической стабильности в регионе и снижение уровня военной опасности политическими и экономическими средствами.
Во-вторых, это концепция оборонного сдерживания, в соответствии с которой в пределах оборонной достаточности создается военная организация государства, способная свести к минимуму вероятность возникновения военного конфликта за счет угрозы нанесения агрессору в случае его нападения неприемлемого ущерба.
В-третьих, это концепция отражения возможной агрессии, опирающаяся на мобилизацию всех возможностей и ресурсов страны для противодействия военному нападению, нанесения агрессору поражения и принуждения его к сокращению военных действий.
Очевидно, что выявление, мониторинг, идентификация источников и причин военной опасности, разработка и реализация стратегии и тактики действий по ее нейтрализации должны осуществляться по единому замыслу и плану. Для этого на Украине создана система обеспечения военной безопасности - совокупность органов государственной власти и военного управления, сил, ресурсов и мероприятий, объединенных целями и задачами по защите национальных интересов в военной сфере путем согласованной деятельности в рамках действующего законодательства.
Исходя из общих принципов обеспечения национальной безопасности Украины в основу функционирования системы обеспечения военной безопасности положены следующие принципы:
- приоритетность договорных (мирных) средств разрешения международных противоречий при одновременном обеспечении достаточности национальной обороны;
- ненанесение ущерба безопасности другим государствам;
- принятие адекватных мер по противодействию реальным и
потенциальным угрозам.
Нейтрализация внешней военной угрозы возлагается на Вооруженные Силы Украины и другие военные формирования государства.
Продолжает осуществляться планомерный процесс реформирования и развития Вооруженных Сил для поддержания обороноспособности Украины нa должном уровне. По решению Президента Украины разработана Концепция модели Вооруженных Сил Украины образца 2010 года. Практически завершена разработка Государственной программы развития вооружения и военной техники на период до 2010 года.
Стратегическую перспективу своей военной безопасности Украина связывает с вхождением в общеевропейскую систему безопасности. Главными внешнеполитическими приоритетами деятельности Украины в сфере военной безопасности являются интеграция в европейские международные структуры, активное участие в деятельности европейских и трансатлантических систем безопасности, развитие и углубление сотрудничества с ними.
Активно развивается региональное сотрудничество Украины в рамках СНГ как организации, обеспечивающей механизмы многосторонних международных консультаций и тем самым существенно активизирующей процесс формирования качественно новых двусторонних отношений между государствами Содружества. Вместе с тем Украина не считает целесообразной институционализацию таких форм сотрудничества, которые были бы направлены на преобразование СНГ в надгосударственную структуру блокового характера.
Исходя из вышесказанного, Министерство обороны Украины организует и осуществляет сотрудничество с оборонными ведомствами государств - участников СНГ исключительно на двусторонней основе.
На протяжении 10 лет делегации Министерства обороны Украины неоднократно принимали участие в заседаниях Совета министров обороны государств - участников СНГ. Участие делегаций Министерства обороны Украины позволяет не только обсуждать вопросы повестки дня заседаний, но и решать вопросы двустороннего сотрудничества, проводить личные встречи, намечать перспективы и пути дальнейшего сотрудничества.
В настоящее время Министерство обороны Украины принимает участие в качестве наблюдателя в восьми исполнительных органах Совета министров обороны государств - участников СНГ. Особое значение Украина придает сотрудничеству с Российской Федерацией. Народы Украины и России имеют много общего в историческом, культурно-языковом, экономическом и других аспектах, руководство обоих государств успешно разрешает на взаимоприемлемой основе все возникающие в межгосударственных отношениях проблемы. Подписание в мае 1997 года Договора о дружбе, сотрудничестве и партнерстве между Украиной и Российской Федерацией, последующая ратификация Договора парламентами наших государств заложили надежные основы для укрепления и развития дружественных украино-российских отношений. Это в полной мере относится и к сфере военного сотрудничества, где поступательно реализуются договоренности, касающиеся Черноморского флота, противовоздушной обороны, военно-воздушных сил, предупреждения о ракетном нападении и др.
Наиболее яркой составляющей внешнеполитической деятельности наших государств является сотрудничество Украины с Россией в военно-технической сфере. В качестве примеров сотрудничества можно привести подписание целого ряда двусторонних соглашений по совместному производству военно-транспортного самолета Ан-70, модернизации парка самолетов ВВС Украины, в частности, истребителей МиГ-29, вертолетов Ми-24, модернизации систем ПВО, прежде всего С-300, "Бук", "Оса", продлению сроков технической пригодности вооружения, в том числе ракетных комплексов, бронетанковой техники; разработке, изготовлению, модернизации и ремонту аппаратуры РЛС, систем управления, средств радиоэлектронной борьбы и разведки и т.д.
Сотрудничество в военно-технической сфере Украина осуществляет и с другими государствами - участниками СНГ. Перспективность этого сотрудничества обусловлена исторически сложившимися кооперативными связями в области модернизации и ремонта существующих и создания новых образцов вооружения и военной техники. В настоящее время Украина совместно с Россией, Казахстаном, Белоруссией, Грузией, Узбекистаном, Азербайджаном, Киргизией заключила соглашения, которые охватывают широкий спектр вопросов по военно-техническому сотрудничеству. В рамках подписанных соглашений созданы общие межправительственные комиссии и рабочие структуры по вопросам военно-технического сотрудничества.
В заключение следует подчеркнуть, что усилия Украины в рамках Содружества направлены на то, чтобы создать вдоль своих границ надежную полосу мира и стабильности. Украина стремится к расширению и совершенствованию регионального сотрудничества, уделяя особое внимание созданию эффективных механизмов предупреждения и мирного урегулирования возможных противоречий.
Фото Анатолия ШМЫРОВА


Назад
List Banner Exchange

НАШ АДРЕС:

redstar@mail.cnt.ru

 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker