на главную страницу

28 Феврапя 2002 года

Без грифа "секретно"

Четверг

Орден за "американца"

Андрей ПОЧТАРЕВ.



С контр-адмиралом в отставке Николаем Васильевичем Ивлиевым судьба свела нас 10 лет назад на международной научно-практической конференции, посвященной знаменитым союзным северным конвоям, доставлявшим военные грузы в нашу страну в годы Великой Отечественной войны.
...На экране шли кадры фронтовой хроники. В одном из них - на борту передаваемого англичанами Советскому Союзу линкора "Роял Соверин" - лихо отплясывал молоденький морской лейтенант.
- Так это же Коля, Коля Ивлиев, - раздались за моей спиной оживленные голоса сидевших в зале ветеранов. Среди них присутствовал и сам герой событий.
Как оказалось, Николай Васильевич в годы войны служил в Англии в составе аппарата военно-морского атташе и одновременно в Советской военной миссии, в отделе морских перевозок и конвоев союзников по антигитлеровской коалиции. После Победы он долгие годы находился на военно-дипломатической работе. Особый период жизни заслуженного адмирала составляет командировка в Египет в 1970-1976 гг. в качестве военного, военно-морского и военно-воздушного атташе при посольстве СССР, где ему довелось участвовать сразу в двух арабо-израильских войнах: третьей и четвертой. Об одном эпизоде из хроники последней и поделился со мной воспоминаниями ветеран.

- Осенью 1973 года в соответствии с традициями дипломатической службы по длительности пребывания в иностранном государстве я исполнял обязанности дуайена (старшего. - Авт.) военно-дипломатического корпуса в АРЕ, -вспоминает Николай Васильевич. - На тот момент в стране уже год как не было советских военных советников (их выслал А. Садат), но в египетских частях находились человек 10 военных специалистов во главе с генерал-лейтенантом П. Самоходским.
Днем 6 октября мне позвонил начальник разведки и контрразведки египетских вооруженных сил и загадочно спросил:
- Адмирал Николай, как вы думаете, когда мы пойдем за Суэц?
- Думаю, что в скором времени, - дипломатично ответил я ему.
- Вы правы, мы сегодня уже начали форсирование канала, - сказал разведчик.
Действительно, около 15.00 египетская армия на плавучих понтонах и прочих плавсредствах после почти часовой артподготовки и авианалетов начала переправляться на восточный берег Суэцкого канала, захваченного израильтянами еще в 1967 году. Одновременно на Северном фронте на Голанских высотах боевые действия начали соединения и части Сирии.
К исходу первого дня войны пять пехотных дивизий египетской армии (всего 80 тыс. человек личного состава с легким вооружением) завершили форсирование канала, атаковали так называемую "линию Барлева", захватили 15 и блокировали остальные опорные пункты противника, успешно отразили контратаки резервных израильских частей, расположенных поблизости, и создали плацдармы глубиной 4-5 километров.
- Успех египтян, - рассказывает Н. Ивлиев, - был достигнут благодаря стратегической внезапности с их стороны для противника. Дело в том, что под видом учений задолго до этого они неоднократно перемещали части и подразделения сухопутных войск по фронту и в глубину в этом районе. Это и притупило бдительность израильского командования.
В полосе действий 2-й и 3-й египетских полевых армий противник бросил в контрнаступление 2 танковые бригады, которые были наголову разбиты. Оставляя технику, израильтяне бежали. Путь на Тель-Авив был открыт. Но А. Садат в те дни в ответ на наши с послом В. Виноградовым рекомендации продолжать наступление заявил: "У меня другая тактика. Пусть израильтяне наступают, а мы будем их бить".
С получением известия о начале войны я тут же шифротелеграммой доложил об этом в Москву. А уже на следующий день возглавил группу из 12 офицеров из всех родов войск, прилетевших из столицы с целью изучения опыта ведения боевых действий сторон, применения ими современных видов вооружений. В случае благоприятного для арабов развития событий нам была поставлена задача собрать образцы новейшего оружия и техники противника.
Отобрав первых пять офицеров, в тот же день вместе с египетскими войсками я переправился на Синай. В ходе форсирования навстречу нашему понтону попадались плавсредства, эвакуировавшие раненых бойцов в тыл. Громкими возгласами радости, узнав, что с ними находятся русские, они приветствовали нас.
Группе повезло с ходу. В боевых порядках она обнаружила брошенный новехонький израильский танк М-60 американского производства. Он был на полном ходу, лишь от попадания противотанкового снаряда у него заклинило поворотный механизм башни. Это была грандиозная удача! Тем более что на приборах машины значилась цифра - всего лишь 100 километров пробега. Танк был практически с конвейера. Чуть позже, когда его перевезут на базу под Каир, Николай Васильевич сам лично опробует его за рычагами. Машина вела себя превосходно.
Встала задача: как переправить трофеи (на тот момент группа насобирала целый грузовик различного стрелкового оружия, боеприпасов израильтян) в Союз? Как получить разрешение египетского руководства на эту операцию?
К тому времени между СССР и Египтом в соответствии с взаимными договоренностями о военно-техническом сотрудничестве был налажен настоящий воздушный мост. Это была одна из крупнейших операций в истории отечественной военно-транспортной авиации. Интервалы между воздушными кораблями Ан-22 ("Антей") и Ан-12 порой доходили до 5-7 минут полетного времени. Борты летали в основном по ночам, частенько производя посадки на разбомбленные аэродромы, под обстрелами средств ПВО и истребителей противника. На одном из самолетов летал бортпереводчиком ныне подполковник запаса, а тогда курсант 2-го курса ВИИЯ Михаил Ивлиев - сын Николая Васильевича.
- Первая моя просьба к начальнику египетской разведки и контрразведки, - говорит Н. Ивлиев, - о получении разрешения на отправку трофеев в СССР была отвергнута. Доложил об этом министру обороны маршалу А. Гречко. Тот порекомендовал довести до египетской стороны мнение Москвы о целесообразности "ограничить военные поставки" в страну... Только к концу недели "добро" от официального Каира было получено, и я вызвал "Антей". Наш М-60 был доставлен в Кубинку, где его осмотрел лично Андрей Антонович Гречко. Уже недели через две у меня на руках были материалы об испытаниях "американца" в НИИИ бронетанковой техники. Рекомендации по борьбе с М-60 в боевой обстановке я вручил командующему бронетанковыми и механизированными войсками армии Египта. После чего попросил его собрать еще запасные части и боеприпасы к М-60 для отправки в СССР в целях продолжения испытаний танка. Мой ход возымел действие. Через несколько дней тремя автобусами на аэродром Каир-Вест генерал прислал запрашиваемые трофеи.
Но тут появились представители национальной контрразведки и наложили вето на их погрузку в наш самолет. Зато нам удалось, хотя опять же не без трудностей, договориться о вывозе трофейного практически исправного английского танка "Центурион", а также захваченного на Синае беспилотного самолета - разведчика производства США. Его египтяне сбили из автоматического оружия на западном берегу канала, попав в прибор импульсного управления...
О том, что дали эти образцы трофейной техники для развития отечественного оборонно-промышленного комплекса, ныне может рассказать только узкий круг специалистов да страницы из толстых секретных архивных отчетов. Но о том, что они представляли большую ценность, говорит, например, такой факт: Николай Васильевич Ивлиев за эту операцию прикрепил к тужурке свой пятый по счету орден Красной Звезды.
На мой вопрос, видел ли он свои трофеи в Военно-историческом музее бронетанкового вооружения и техники в подмосковной Кубинке, где выставлены 117 единиц из 13 государств мира (а всего более 300 ед.), убеленный сединой ветеран-интернационалист ответил отрицательно: "Раньше служба не позволяла, а теперь и возраст сказывается..."

На снимках: контр-адмирал Н.В. ИВЛИЕВ; египетские солдаты у трофея - танка М-60. Суэц, октябрь, 1973 г.


Назад
List Banner Exchange

НАШ АДРЕС:

redstar@mail.cnt.ru

 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker