на главную страницу

28 Феврапя 2002 года

Сыны Отечества

Четверг

Путевку в небо дал Чкалов

Сергей КНЯЗЬКОВ.



Вот уже 13 лет организацию ветеранов - участников боев у монгольской реки Халхин-Гол возглавляет полковник в отставке Николай Иванович Ганин. Ему 85 лет. Бодр, крепко сложен, сохранил ясную память, которая крепко хранит воспоминания о событиях более чем 60-летней давности, когда ему пришлось воевать в Монголии, у реки Халхин-Гол, в составе советско-монгольских войск против японской армии. Так было надо для независимости наших союзников - монголов и безопасности собственной страны.
О той войне зачастую ничего не знают даже взрослые. Такая в те годы была политика: свыше 25 соединений и частей Красной Армии были посланы за границу без широкого информирования населения, и даже в указах Президиума Верховного Совета СССР от 28 августа и 17 ноября 1939 года о присвоении 70 советским воинам звания Героя Советского Союза не уточнялось, что все они были награждены за бои на Халхин-Голе. За образцовое выполнение некоего "правительственного задания" 17.121 советский боец, командир и политработник были награждены орденами и медалями. Свыше 18,5 тысячи советских и монгольских воинов были убиты и ранены...
На следующий день после капитуляции 6-й японской армии, 1 сентября 1939 года, Германия напала на Польшу, началась вторая мировая война, а потом грянула и Великая Отечественная... До халхингольцев ли было?!
Но они, участники той четырехмесячной ожесточенной войны, воины-интернационалисты, не могут себе позволить, чтобы был забыт подвиг их однополчан и монгольских боевых товарищей. Ведь без той своеобразной "оплеухи" у Халхин-Гола Япония могла бы смело в союзе с Германией вступить в войну против СССР, и тогда сибирские дивизии не пришли бы в декабре 1941 года на помощь Москве...
Отмечая 60-летие победы у Халхин-Гола, в 1999 году организация ветеранов-халхингольцев при помощи представителей Монголии и совместно с Обществом друзей этой страны, а также ООО ИИА "Евразия+" выпустила книгу "Была такая война". Война "у речки" здесь рассмотрена глазами самих участников событий. Есть здесь статья и Ганина.
В армию Николай Иванович попал как раз накануне тех событий. После окончания Горьковского педагогического института молодому преподавателю присвоили звание лейтенант и направили... в авиационную часть в Забайкалье. В этом не было ничего удивительного. Занимаясь в вузе, Николай параллельно посещал штурманское отделение местного аэроклуба. Такое время было, что не откликнуться на призыв государства, комсомола - готовить себя к защите Родины - было невозможно.
Вместе с Ганиным в группе занимался племянник знаменитого советского летчика Валерия Чкалова. Валерий Павлович, в то время старший испытатель на Горьковском авиационном заводе № 21, взял над штурманской группой своего рода шефство.
18 августа 1936 года, в день авиации, Ганин с товарищами совершал прыжок с парашютом. Неожиданно на аэродроме появился Чкалов. После беспосадочного перелета по маршруту Москва - Петропавловск-Камчатский (через Ледовитый океан) Валерию Павловичу было присвоено звание Героя Советского Союза, к нему пришла всесоюзная слава. И, конечно, получение в этот день из его рук значка "Парашютист" осталось в памяти Николая Ганина на всю жизнь. Так и летал он с этим значком потом в Монголии, не открепляя от гимнастерки.
150-й полк скоростных бомбардировщиков 100-й смешанной бомбардировочной бригады, в одном из экипажей СБ-2 которого служил штурманом лейтенант Ганин, вступил в бой 3 июля 1939 года. В тот день японские войска, ранее прорвавшиеся на территорию Монголии, неожиданным ударом опрокинули нашу оборону, форсировали Халхин-Гол и заняли плацдарм на ее левом берегу. Нависла угроза захвата штаба группировки (им командовал уже будущий Маршал Победы Георгий Константинович Жуков), находившегося на горе Хамар-Даба, с последующим окружением и разгромом советско-монгольских войск. Никаких наземных сил, резервов у Жукова и его штаба под рукой не было, и, чтобы сорвать замыслы врага, дождаться спешивших на помощь частей и соединений, комкор приказал поднять в воздух всю авиацию и штурмовыми и бомбовыми ударами задержать противника.
Основные бои развернулись в районе горы Баин-Цаган. Вот здесь-то и бомбили противника экипажи 150-го полка...
5 июля баин-цаганское сражение закончилось полным разгромом японских войск. Но в этот день погиб летающий комиссар 150-го полка М. Ююкин. Его бомбардировщик был подбит огнем японской зенитки. Ююкин приказал штурману и стрелку выпрыгнуть с парашютами, а сам направил горящий СБ-2 на скопление японцев и бургутской кавалерии. Он совершил первый в истории наших ВВС огневой таран.
К сожалению, лишь на 51 день пережил своего комиссара командир полка майор М. Бурмистров. 25 августа, на пятые сутки генерального наступления советско-монгольских войск на 6-ю японскую армию, спешно сформированную после баин-цаганской неудачи, Михаил Федорович повел две эскадрильи на бомбежку резервов противника у станции Халун-Аршан. На обратном пути на них навалились 30 японских истребителей. Первым они подожгли бомбардировщик ведущего. Весь экипаж вместе с командиром полка погиб. Это был 22-й и последний вылет майора Бурмистрова.
Боевые действия, закончившиеся разгромом 75-тысячной японской группировки, завершились 31 августа 1939 года. К этому времени лейтенант Ганин совершил 18 боевых вылетов. Бог, как говорится, миловал, хотя то и дело его бомбардировщик возвращался на аэродром в районе Темцак-Булака изрешеченный вражескими осколками и пулями. Один из них все-таки достал Ганина, да так до сих пор и сидит в его правой руке.
Воздушные бои над местом наземной операции завершились 16 сентября 1939 года. В итоге японцы потеряли 660 самолетов, наши потери составили 207 машин. За образцовое выполнение заданий командования 100-я авиабригада скоростных бомбардировщиков была награждена одной из высших наград советского государства - орденом Ленина, а лейтенант Николай Ганин - орденом Красной Звезды.
Что было потом? Как и многие халхингольцы, Николай Иванович принимал участие в Великой Отечественной войне. Летал на бомбардировщике Пе-2, принимал участие в Сталинградской битве и в боях войск Южного фронта у реки Кальмиус... После травмы, несовместимой с летной работой, был переведен на политработу, так что День Победы подполковник Николай Ганин встретил в должности заместителя начальника политотдела авиадивизии вновь в Забайкалье.
Уволился в 1947 году, работал секретарем райкома партии в Молдавии, а потом 40 лет трудился на педагогической ниве в Москве. Стал доктором наук, профессором. Сейчас, естественно, на пенсии, но все силы и душу вкладывает в работу с ветеранами-халхингольцами. Увы, их ряды быстро редеют. Раны, болезни, возраст... Сейчас на учете у Николая Ивановича состоит лишь 31 москвич. Среди них 5 генералов, 5 Героев Советского Союза, 9 полковников...
- Но вы знаете, какие все они молодцы! - восклицает Ганин. - Если не прикованы к постели, стараются быть полезными. Встречаются с учащимися и молодежью, пишут статьи, выступают по радио и на телевидении!
Николай Иванович поддерживает боевых друзей, звонит, справляется об их здоровье, беспокоится, чтобы была увековечена память о всех воинах-интернационалистах, погибших в Монголии, либо позднее умерших от ран в военных госпиталях. Поразительно, но в нашей стране не установлено им ни одного памятника! Впрочем, накануне перестройки, затеянной М. Горбачевым, ветераны-халхингольцы достучались-таки до администрации Читинской области и командования Забайкальского военного округа, которые пообещали поставить обелиск на территории окружного военного госпиталя. Господи, лучше бы они этого не делали! Когда спустя несколько лет Николаю Ганину и маршалу бронетанковых войск Олегу Лосику довелось увидеть этот обелиск, то они ужаснулись. Неказистая стела, выполненная, видимо, самодеятельными художником и архитектором из числа солдат срочной службы, представляла собой жалкое зрелище, да к тому же и наполовину развалилась.
Не удалось, по мнению Николая Ивановича, достойно отметить и 60-летний юбилей халхингольских событий, который пришелся на 1999 год. Что там говорить, если московские ветераны-халхингольцы (напомню, всего лишь 31 человек) так и не дождались хотя бы открыток с поздравлениями от столичного правительства, Российского комитета ветеранов войны и военной службы...
А между тем в Монголии свято чтут память событий 1939 года. Благодарный монгольский народ добровольно поставил на своей земле 24 памятника халхингольцам, открыл 3 музея (из них 2 - Георгию Константиновичу Жукову), которые бережно сохраняются. Ежегодно отмечается как национальный праздник победа на Халхин-Голе. В этом делегация российских ветеранов еще раз убедилась, посетив дружественную страну в 1996 году в связи с празднованием 100-летия со дня рождения Маршала Советского Союза Г.К. Жукова.
- Мы побывали на местах боев, и когда на памятнике "Девяносто героям" я увидел фамилии своих погибших однополчан - М.Ф. Бурмистрова и М.А. Ююкина, на глаза у меня навернулись слезы, - говорит Николай Иванович Ганин. - Здесь их помнят, а на Родине?..

На снимке: лейтенант Н.И.ГАНИН, 1939 г.


Назад
List Banner Exchange

НАШ АДРЕС:

redstar@mail.cnt.ru

 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker