Недавно созданный в Пентагоне так называемый отдел стратегического влияния решено закрыть. Об этом объявил сам министр обороны США Дональд Рамсфелд, отметив, что комментарии в прессе и даже карикатуры по поводу рождения нового спецподразделения нанесли ему такой ущерб, что все его функции становятся бессмысленными.
Упомянутый отдел был сформирован после событий 11 сентября. В его задачу, как сообщалось, входило информационно-пропагандистское обеспечение контртеррористической кампании. Международная общественность должна была понять, почему для подавления очагов терроризма нужно было задействовать крупные силы ВВС США. Однако, судя по публикациям в американских газетах, официально нарезанный участок работы нового формирования был лишь прикрытием для более масштабной и изощренной деятельности на поприще дезинформации. Главный же метод "черной" пропаганды хорошо известен: вбрасывание в информационное поле заведомо ложных сведений, которые побуждают объект воздействия двигаться в невыгодном для него направлении. Это обстоятельство и возбудило недовольство в средствах массовой информации, в которых возникло подозрение, что объектом такого воздействия станут и они.
Растиражированные обвинения в неблаговидности замысла возымели эффект. Разразился скандал. И теперь Вашингтон делает все, чтобы погасить его. Глава Пентагона заверяет СМИ, что вводить в заблуждение планировалось исключительно врага на поле боя в целях успешного решения оперативных задач и что международная общественность ни в коем случае не является объектом "дезы", изготовленной в недрах Пентагона. Представители Белого дома на публике рассуждают о том, что обманывать прессу нехорошо, сеять ложь - постыдно. Тональность этих рассуждений, однако, наводит на мысль, что власть обеспокоена не самим фактом порочной инициативы, а тем, что она стала достоянием широкой общественности.
Короче говоря, оргвывод был сделан. Но само "дело", судя по всему, не умрет. Расформирование отдела стратегического влияния отнюдь не означает, что в Вашингтоне похоронили идею подавления нелюбви к США, которая стала принимать неожиданные масштабы, распространяясь не только по мусульманскому миру, но и в Старом Свете. По коридорам американских властных структур бродит проект борьбы с чужими мнениями, цель которого - остановить падение рейтинга вашингтонской политики. Не сегодня-завтра родится новая служба, в задачу которой войдет широкое разъяснение сути предпринимаемых в Белом доме шагов на международной арене, о чем прямо говорят официальные представители администрации президента США.
"Вашингтон пост" уже сообщила о функционировании на постоянной основе некоего "коалиционного информационного центра", который ранее был создан для поддержки военной акции в Афганистане. Возможно, именно эта структура станет координатором внешнеполитических пропагандистских кампаний с единой целью: внедрение в мировое общественное мнение позитивов американской политики и разрушение любых негативов. Но, может быть, и другая, о которой нынче пишут как о чем-то загадочном, не имеющем ни штатов, ни названия, ни бюджета, ни руководителя. Известно лишь то, что задача перед этим будущим органом будет поставлена непростая, состоящая в разъяснении внешней политики Джорджа Буша, - так, чтобы эта политика приходилась по вкусу и союзникам, и партнерам, и всем прочим.
Вообще-то всякое государство заботится о своем положительном образе и соответственно предпринимает посильные меры на ниве внешней пропаганды. Было бы удивительно, если США, обладая несметными финансовыми и техническими средствами, вели бы себя здесь пассивно. Речь, однако, не совсем о формировании положительного образа Америки в глазах остального мира. Даже совсем не об этом. Речь о возможном нанесении морального ущерба другим, об искажении фактов и образов, заведомо неверном толковании событий и т.д. К сожалению, на такого рода информационных фронтах американцы уже неоднократно проявляли себя. В результате, например, отъявленные албанские сепаратисты выставлялись борцами за независимость и жертвами сербской агрессии. Или появлялись режущие слух штампы вроде "оси зла", против которых протестовали не только традиционные оппоненты Вашингтона, но и его традиционные союзники.
Никаких решений относительно нового формирования по типу органов психологической войны в Белом доме пока не принято. Видимо, вопрос только прорабатывается, а специально для журналистов организуются "утечки" информации. Так заведено. Но как бы то ни было, в данном случае весьма и весьма примечательна болезненная реакция авторитетных американских СМИ (к примеру, газеты "Нью-Йорк таймс") на сомнительные замыслы в сфере пиаровских технологий. И это лишний раз свидетельствует о том, что общественность США не желает быть жертвой всякого рода информационных хитростей, за которыми нередко скрывается форменное надувательство. Она предпочитает раскрыть обман, пока не совершилось зло.
|