на главную страницу

28 Феврапя 2002 года

Геополитика

Четверг

Южный экспресс

Алексей ЛЯЩЕНКО, "Красная звезда".



На днях Государственная Дума РФ ратифицировала соглашение о международном транспортном коридоре "Север - Юг". Объявление о вступлении документа в силу произойдет на встрече министров транспорта стран - участниц соглашения, которая, как ожидается, состоится в первом квартале этого года. Теперь проект, от которого, по расчетам экспертов, Россия ежегодно может получать 5-6 миллиардов долларов прибыли, становится одним из наших приоритетов. Наравне со строительством портов на Балтике.

Крупные международные транспортные артерии и доставка транзитных грузов всегда относились не только к весьма доходной отрасли экономики, но и к сфере вопросов стратегических и геополитических. Поэтому с распадом СССР появилось немало желающих взять эту проблему на всем евразийском пространстве под свой контроль. В частности, это попытались сделать возникшие новые государства (всячески стремящиеся подчеркнуть свою независимость от России во всем, но при этом использующие российские же ресурсы, в том числе и транспортные). Не сами, конечно, а при поддержке Запада. В 1993 году в Брюсселе состоялась встреча министров транспорта и торговли пяти центральноазиатских и трех закавказских государств, на которой была принята амбициозная программа возрождения древнейшего караванного маршрута - "Великого шелкового пути".
Проект, финансируемый Европейским союзом и поддерживаемый Соединенными Штатами, получил название ТРАСЕКА. И изначально включал в себя даже не столько экономическую, сколько политическую поддержку Западом новых государств на постсоветском пространстве в деле обретения ими независимости от России и вывода их из сферы влияния нашей страны. Об этом свидетельствуют многочисленные заявления официальных лиц о том, что создание транспортного коридора из Европы через Черное море, Кавказ, Каспийское море в Центральную Азию позволит осуществить "практически полнокровную" интеграцию стран Закавказья и Центральной Азии в мировое сообщество.
В сентябре 1998 года в Баку делегациями 12 стран - Азербайджана, Армении, Болгарии, Грузии, Казахстана, Кыргызстана, Молдовы, Румынии, Таджикистана, Турции, Узбекистана и Украины -было подписано совместное коммюнике по проекту ТРАСЕКА. Началась работа по приведению таможенных процедур и тарифных расценок в соответствие с мировыми стандартами и их гармонизации между странами - участницами проекта. Сегодня в рамках программы ТРАСЕКА уже функционирует отрезок Баку - Поти - Ильичевск. На очереди запуск строящейся железнодорожной линии Андижан (Узбекистан) - Ош (Кыргызстан) - Кашгар (Китай).
Следует отметить, что проект ТРАСЕКА изначально задумывался без участия России, у которой есть знаменитая Транссибирская магистраль протяженностью 9 тысяч километров. А она, собственно, является кратчайшим связующим транспортным звеном между уже Дальним Востоком и Европой. Через территорию России. Предложение нашей страны загрузить Транссиб и создать единый транспортный коридор из Европы и в Центральную Азию, и на Дальний Восток понимания у стран - участниц проекта ТРАСЕКА не нашли. А лишение Москвы прибыли от использования такой магистрали, каковой является Транссибирская, несомненно, стало бы серьезным политическим и экономическим ударом для нее. Именно по этой причине Москва не присоединилась к возрождению "Великого шелкового пути".
Более того, Россия разработала альтернативный проект - транспортный коридор "Север - Юг", соглашение о котором и было ратифицировано на днях нижней палатой российского парламента. Коридор будет создан из региона Индийского океана и Персидского залива транзитом через Иран и регион Каспийского бассейна, через Россию на страны Западной и Северо-Западной Европы и может не только стать серьезным конкурентом программе ТРАСЕКА, но и снять часть грузов с Суэцкого канала. А это в свою очередь - приток финансов, в том числе и в валюте, инвестиции в строительство и так далее... Российские эксперты считают, что реализация этого проекта даст нашей стране возможность получать 5-6 миллиардов долларов в год. По самым осторожным оценкам экспертов, уже сейчас к перевозке по коридору "Север - Юг" может быть привлечено не менее 12 миллионов тонн различных грузов.
В сентябре 2000 года в Санкт-Петербурге правительственные делегации России, Индии, Ирана и Омана подписали соответствующие документы о международном транспортном коридоре "Север - Юг", открытом, кстати, для других государств. В апреле 2001 года соглашение о нем ратифицировала Индия, в октябре 2001-го - Иран, к ним присоединился также и султанат Оман. Иран, страна-депозитарий (хранитель всех ратификационных грамот государств - участников договора), получил также запросы и обращения от 16 стран, проявивших интерес к коридору "Север - Юг". Это Катар, Бахрейн, Кувейт, Ирак, Пакистан, Шри-Ланка, Республика Корея, Малайзия, Сингапур, Таиланд, Латвия, Литва, Белоруссия, Финляндия, Казахстан и Армения. Последние две страны по дипломатическим каналам прислали официальные ноты о своем желании присоединиться к соглашению.
По мнению экспертов, проект создает договорную базу для развития сотрудничества между Россией, Индией, Ираном, странами Прикаспийского региона и Персидского залива в сфере использования уже имеющейся транспортной инфраструктуры и создания новой. Например, российские официальные лица уже высказались в поддержку проекта строительства в Иране судоходного канала Персидский залив - Каспий. Канал протяженностью около 1.600 километров и стоимостью не менее 5 миллиардов долларов, по мнениям экспертов, полностью окупится уже "через пару-тройку лет".
Географическое положение России и Ирана очень удобно для перевозок транзитных грузов - это кратчайший путь между странами Западной и Северо-Западной Европы в регионы Каспийского моря и Персидского залива. Экспериментальные провозы груза по предлагаемому маршруту показали, что из Индии и Пакистана через Россию он попадает в Европу в среднем за 20 суток, тогда как его транспортировка по существующему маршруту - через Босфор-Дарданеллы и Суэцкий канал - занимает 45 суток. Стоимость доставки груза оказалась дешевле почти на 15 процентов. Основные порты коридора "Север - Юг" на территории России - Астрахань, Оля, Махачкала, Санкт-Петербург и другие, железнодорожные магистрали - Приволжская и Северо-Кавказская железные дороги.
В то же время нельзя не отметить, что вновь открываемые транспортные маршруты позволят России решить и ряд геополитических задач. В частности, укрепят ее стратегическое партнерство с Индией, значительно расширят сотрудничество с Ираном. Строительство Россией собственных портов в Ленинградской области способно существенно снизить напряженность в политических отношениях Москвы со странами Балтии. Балтийским республикам просто придется принимать российские правила игры по очень многим вопросам двусторонних и региональных отношений. Потому что Россия прекратит транзит своих товаров через порты в Латвии и Эстонии, на чем строится большая часть доходов бюджетов этих стран.
Использование транспортного коридора "Север - Юг" позволяет России и другим участникам проекта получить кратчайший выход на нефтеносные районы Каспия и Персидского залива. А ведь транспортный коридор предполагает не только использование железнодорожного, автомобильного, морского, речного или воздушного транспорта. И можно с уверенностью говорить о том, что появятся новые нефтяные и газовые контракты, потому что параллельно железной дороге и судоходному каналу может пройти трубопровод. А уж за нефтяными контрактами могут последовать и крупные оружейные сделки - защищать-то все это стратегическое богатство нужно. Реализация проекта "Север - Юг" однозначно сулит Москве большие выгоды и "второе пришествие" в регионы, которые мы по-своему уже потеряли.


Назад
List Banner Exchange

НАШ АДРЕС:

redstar@mail.cnt.ru

 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker