на главную страницу

2 Марта 2002 года

Геополитика

Суббота

Ватикан

Иван КОВТУН.



Наша справка. Ватикан - административный и идеологический центр Римско-католической церкви. Территория - 0,44 га. В Риме и его окрестностях Ватикану принадлежит три собора (Санта-Мария Маджаре, Сан-Джовани ин Латерано и Сан-Паоло), ряд дворцов и вилл общей площадью 0,7 км. Постоянное население Ватикана составляют около 1 тысячи человек. Официальные языки - латинский и итальянский. Денежная единица - итальянская лира. В Ватикане действует абсолютная теократическая монархия. Законодательная и судебная власть принадлежит папе, пожизненно избираемому коллегией кардиналов. Функции премьер-министра исполняет государственный секретарь. Административное управление территорией осуществляет губернатор, назначаемый папой. Ватикан - один из крупнейших в мире акционеров. Он владеет акциями "Дженерал моторс", "Шелл", "Галф ойл", "Дженерал электрик" и др. Связан с крупнейшими банками США, Великобритании, Италии. Ватикан также владеет крупной недвижимостью в Италии, Испании, ФРГ, ряде латиноамериканских стран. Стоимость акций и других ценностей Ватикана, включая золотые запасы, неофициально оценивается более чем в 15 миллиардов долларов.

В прошлом месяце Ватикан принял решение создать в России так называемую "церковную провинцию" (митрополию) Римско-католической церкви. Реакция Московской патриархии на этот беспрецедентный шаг была молниеносной и резкой. "Это, - заявили ее официальные представители, - завуалированная претензия на деятельность, направленную на обращение в католическую веру граждан России, вне зависимости от того, какого вероисповедования придерживаются они или придерживались их предки... Ватикан вновь ведет себя как хозяин положения в России".
Представить современную систему международных отношений, сложную и многоструктурную, без христианства просто невозможно. И не только потому, что это - мировая религия, но и потому, что в течение двух тысяч лет христианство играет огромную роль в истории культуры, органически связано с мировой политикой. Но из всех христианских церквей в наибольшей мере проявляет себя на международной арене церковь католическая. Причем в последнее время действия Ватикана в этом плане приобретают все более наступательный характер.
Политика во имя Господне
Для Ватикана вторая половина XIX и две трети XX века прошли под знаком стремления большинства стран мира освободить все сферы общественно-политической жизни от прямого влияния религии и церкви. Времена, когда папы играли роль политических арбитров, канули в прошлое. В середине XX века политическая позиция папства в мире определялась вопросом, заданным Сталиным польскому генералу Андерсу: "А сколько у папы дивизий?"
Потеря политического престижа и влияния церкви и папства были вызваны глубочайшими переменами в цивилизованном человечестве. Успехи научно-технической революции в высокоразвитых странах Запада и внедрение этих достижений в экономику сопровождались повсеместно кризисом католической церкви. Он проявился и как кризис веры, и как кризис церкви-института. В первом случае речь идет о кризисе, порожденном новым отношением к науке, процессами урбанизации и технизации современного мира, ориентацией человека на потребление. В этом мире все меньше остается места для традиционных форм духовной жизни вообще и для веры в сверхъестественное в частности.
Что касается кризиса церкви-института, то он проявился прежде всего в сокращении числа верующих, в отказе части католического духовенства от сана и соблюдения целибата (безбрачия). Негативно сказалось на церкви и осуждение ее связи с диктаторскими режимами Муссолини и Гитлера. (Как известно, 13 марта 1933 года на тайном заседании консистории Пий XI (1922-1939) одобрительно отозвался о борьбе Гитлера против большевизма. В июне 1933 года совместное пастырское послание всех немецких епископов призывало католиков к сотрудничеству с новым государством. Наконец, как не вспомнить тут слова кардинала Фаульхабера, который писал Гитлеру после подписания конкордата: "Германия протянула руку папству, величайшей нравственной силе мировой истории, и это поистине великий и благой жест, поднимающий на новую ступень авторитет Германии на Западе, на Востоке и во всем мире").
В этих условиях Ватикан предпринял ряд мер, которые должны были переломить наметившуюся тенденцию и взять реванш за некоторую потерю своего влияния. Поворотным пунктом в этом плане стал 2-й Ватиканский собор (1962-1965гг.), на котором в условиях острой дискуссии были обсуждены проблемы церкви и приняты решения, направленные на выход из кризиса. При этом конечная цель стратегии Ватикана - всемирное распространение католицизма как главенствующей религии на планете и укрепление своего финансового положения - осталась прежней, а вот тактика претерпела некоторые изменения. В частности, отныне она предусматривала открытость церкви современному миру, полное обновление миссионерской деятельности, отход в этом деле от европоцентризма и обращение к культуре "третьего мира", наконец, новое понимание роли мирян в церкви. Особый упор был сделан на повышении роли святого престола в решении мировых проблем, на политизацию церкви.
Ватикан стал стремительно расширять круг государств, с которыми устанавливал дипломатические отношения. Вошли в практику визиты папы (особенно Иоанна Павла II) за границу, его выступления с трибуны ООН и других международных организаций. Ватикан постоянно участвует во всех крупных межгосударственных форумах, в том числе в совещаниях по европейской безопасности.
В этой связи следует отметить, что Ватикан стал гораздо активнее использовать приемы светской дипломатии, которым ранее папство значения не придавало. Методика проведения визитов Иоанна Павла II тщательно разработана и обеспечивает необходимый политический и идеологический эффект. Мало найдется в западном мире таких политических и общественных деятелей, которые во время нанесения визитов за рубеж имели бы столь уплотненную программу и столь часто появлялись перед массовой аудиторией.
В то же время подобные визиты требуют немалых финансовых затрат (бюджет Ватикана, например, за 1997 год составил: доход - 356,9 миллиарда лир, расходы - 337,8 миллиарда лир). Но, если такие поездки за рубеж проводятся, несмотря на большие расходы, это означает, что в Ватикане их считают рентабельными, полезными и даже необходимыми.
Заметно возросла активность в международных делах не только Ватикана, но и всех сил католицизма. Этот процесс охватил высшее духовенство национальных церквей и проявился, в частности, в принятии епископскими конференциями США, Германии, Франции, Австрии развернутых пастырских посланий по вопросам войны и мира. Различные светские католические организации, рядовые верующие включаются в движения за права человека, несмотря на определенное противостояние со стороны католиков-консерваторов.
Одновременно предпринимаются активные усилия по приближению самой церкви к верующим, превращению ее в "церковь диалога с миром". Так, по решению 2-го Ватиканского собора разрешено проводить богослужения не на латинском, а на национальных языках. Упрощена сама процедура богослужения, и оно стало приблизительно вдвое короче. Рекомендуется также строить католические храмы без излишеств, в "функциональном стиле".
Словом, сегодня Ватикан стремится не только максимально приспособиться к новым условиям, но и активно влиять на них.
Что поручил Бог Америке?
При понтификате Иоанна Павла II произошли довольно серьезные перемены в отношениях между святым престолом и США. Их началом послужили приемы папой в июне 1980 года посетившего Рим тогдашнего президента Джимми Картера, а затем летом 1982 года его преемника Рональда Рейгана. В результате между Вашингтоном и Ватиканом в 1984 году, когда отношения между Советским Союзом и Соединенными Штатами находились на низшей точке, были установлены тесные дипломатические отношения. Оценивая это событие, многие наблюдатели подчеркивали, что оно стало важным элементом в стратегии Иоанна Павла II по превращению римско-католической церкви в политический фактор мирового масштаба. Немаловажным фактором для Ватикана является и тот факт, что 9 из 10 американцев верят в Бога, но лишь 22 процента придерживаются католицизма.
Со своей стороны США также проявили особую заинтересованность в развитии отношений с Ватиканом. При этом в Вашингтоне исходили прежде всего из того, что в Риме находится управление всей католической церковью, пустившей корни во многих странах мира, и что это можно с пользой использовать для завоевания для Америки мирового господства.
Помимо этого, в Ватикан стекается самая разнообразная информация от многочисленного католического духовенства. Американские СМИ писали, что римская курия может "снабжать США и другие дружественные круги оценками положения в мире, поступающими от монахов и монахинь, священников и помощников церкви, которыми она располагает буквально во всех уголках земли". Наличие таких расчетов подтверждает и заявление Ф. Вагнера, бывшего личного представителя американского президента при Ватикане, о том, что "у Ватикана сильный дипломатический корпус, способный добывать информацию, которую нам порой не под силу получить". В том же духе высказывалась итальянская пресса, отмечавшая, что американский посол привез с собой в Рим группу "абсолютно преданных администрации Рейгана" агентов американских спецслужб. Они "всегда готовы выведать во дворцах Ватикана самые важные секреты католической дипломатии и, когда надо, оказать воздействие на определенные решения церкви".
Очень тесные отношения между США и Ватиканом остаются и сейчас. Кстати, в последнем письме тысячелетия американские епископы призвали 60 миллионов американских католиков быть в двухтысячному году - году выборов в США - более политически активными. А после терактов 11 сентября прошлого года президент Джордж Буш-младший заявил, что "Бог поручил Америке страждущее человечество", отмечая поддержку Ватиканом "войны с международным терроризмом". Хотя следует отметить, что сближение Вашингтона и Ватикана не у всех в США вызывает восторг. Протестантские церкви сделали попытку обжаловать решение об установлении дипломатических отношений через суд. Но их иск был отклонен на том основании, что суд неправомочен вмешиваться во внешнеполитические решения исполнительной власти США.
В то же время нельзя сказать, что Ватикан постоянно и во всем равняется на США. И у Ватикана, и у Белого дома есть свой круг интересов, которые иногда приходят в противоречие. Ватикан - отнюдь не послушное орудие в руках американской администрации. У него есть своя внешнеполитическая линия, которой он придерживается, считаясь, естественно, с курсом Вашингтона, но в пределах, ограниченных собственными целями на мировой арене. В тех случаях, когда, по мнению Ватикана, его интересы не совпадают с интересами американцев, верх берет, как правило, свой интерес.
Ватикан не поддерживал и даже до некоторой степени осудил нападение США на Ливию в 1986 году, но четко не сформулировал свои позиции в отношении двух войн США в Ираке 1991 и 1993 годов, бомбардировок Югославии. Время от времени возникают трения между Ватиканом и Белым домом и по поводу линии, которую следует проводить, например, в Латинской Америке. Судя по отдельным фактам, в Ватикане считают, что американская администрация нередко действует там неуклюже и недостаточно гибко. Первая вспышка взаимного недовольства в связи с латиноамериканской политикой США произошла в марте 1983 года. Тогда на обращение президента США к конгрессу с просьбой о предоставлении правительству Сальвадора оружия дополнительно на сумму в 110 миллионов долларов для борьбы с повстанцами Иоанн Павел II выступил с речью, в которой хоть и косвенно, но призвал к прекращению такой помощи.
Тем не менее сегодня отношения между США и Ватиканом следует считать партнерскими. Обе стороны заинтересованы в сотрудничестве, но при этом сохраняют свои интересы, болезненно реагируют на проявление нелояльности партнера. Сближение с США стало для католицизма своеобразным "подтягиванием тылов", когда закрепление на одном из участков своей международной деятельности он использует для развития своей активности на других направлениях.
"Лжепророкам" не место в "третьем мире"
О значении, которое придается римско-католической церковью политике в отношении стран "третьего мира", можно судить хотя бы по тому, что подавляющее большинство его дипломатических представительств находится в этой группе государств. К ним нужно добавить и учрежденные в этих странах представительства в виде апостолических делегаций, которые не имеют дипломатического статуса. А в последнее время в кругах, близких к святому престолу, заговорили, что следующим папой станет представитель латиноамериканской страны.
Заинтересованность же Ватикана в отношении "третьего мира" определяется прежде всего развитием демографической ситуации: численность населения здесь увеличивается быстрее, чем в других регионах. Азиатские и особенно африканские страны рассматриваются как перспективные для внедрения католицизма. К тому же эти регионы считаются еще не "зараженными" потребительской идеологией, которая расценивается как одно из препятствий для укрепления церкви в странах Запада.
Вместе с тем Ватикан, вырабатывая свою стратегическую линию в отношении "третьего мира", считается с тем, что степень распространения католицизма здесь разная. Например, если в Южной Америке католики составляют 90,4 процента населения, а в Центральной Америке - 87,3, то в Африке - 12,9, в Азии - 2,5 процента. В то же время Ватикан исходит из того, что страны "третьего мира" переживают в основном одни и те же трудности. Поэтому католическая мысль ищет общие закономерности, разрабатывая подходы к этим государствам.
На рубеже 60 - 70-х годов, к примеру, в Латинской Америке появились активно действующие католические группировки с прогрессивными взглядами: "Борющиеся священники Латинской Америки", "Движение священников в защиту "третьего мира", "Солидарные христиане", "Христиане за освобождение" и др. Широкое распространение тогда получило движение "Христиане за социализм", которое, зародившись в Латинской Америке, быстро перебросилось на другие континенты. Движение осуждало капитализм, видело в социализме общественную систему, которая способна преодолеть раскол общества.
Настроения, свойственные низовым общинам, нашли выражение в таких идеологических концепциях, как "теология революции", "теология народной религиозной деятельности", "теология концентрационного лагеря". В обобщенном виде эти взгляды оформились позднее под более широким названием "теология освобождения". Таким образом, в Латинской Америке сформировалась влиятельная социальная, а в известной степени и политическая сила.
Побудительные мотивы, породившие "теологию освобождения" в Латинской Америке, проявились также в Африке. Там возникли "черная теология", "африканская теология революции" и другие похожие концепции. Они выражали стремление католиков Африки к социальной справедливости и политическому раскрепощению. Приверженцы этих взглядов провели несколько международных встреч, в частности в Дар-эс-Саламе, в которых принимали участие их единомышленники из стран Азии.
Естественно, это вызвало недовольство правых клерикальных кругов, которые перешли в наступление на тех, кто в развивающихся странах оказался в оппозиции к ортодоксальному католицизму. На теологов освобождения, которых Иоанн Павел II назвал "лжепророками", со стороны Ватикана начались гонения. Но негативная международная реакция на эти действия вынудила руководство церкви пойти на некоторые послабления. Тем не менее Ватикан считает, что ему удалось не только сохранить, но и упрочить свои позиции как в Латинской Америке, так и в Африке.
Немалое внимание Ватикан уделяет и Азиатско-Тихоокеанскому региону. За время своего папства Иоанн Павел II побывал здесь с визитами 5 раз. Впервые он его посетил в 1981 году, совершив остановку в Пакистане, а затем направился на Филиппины, на остров Гуам и закончил поездку в Японии. В 1984 году он посетил Южную Корею, Папуа-Новую Гвинею, Соломоновы острова и Таиланд. В феврале 1986 года его принимала Индия, а в ноябре-декабре того же года было совершено самое продолжительное путешествие. Во время него папа посетил 6 стран - Бангладеш, Сингапур, Фиджи, Новую Зеландию, Австралию, Сейшельские острова. Во всех этих государствах папу принимали высшие светские и религиозные руководители, а сами визиты были реализацией приглашений, поступивших как по государственной, так и по церковной линии.
Рим и Европа
Европа - самое чувствительное место для Ватикана. Ведь именно здесь зародился католицизм, отсюда началась его экспансия. Сегодня примерно 40 процентов населения континента крещены по католическому обряду, а церковь располагает в Европе самым большим в мире контингентом духовенства.
Одной из форм повышения уровня политического присутствия в Европе стала линия церкви на расширение здесь дипломатических связей. К моменту вступления Иоанна Павла II (16 октября 1978 года) на папский престол Ватикан поддерживал дипломатические отношения почти со всеми государствами региона. Тем не менее оставалось несколько стран, с которыми, в основном по историческим причинам, такие отношения не существовали. В числе таких стран была Великобритания, формально прекратившая свои сношения с папой в 1543 году, когда он отказался утвердить развод короля Генриха VIII с Екатериной Арагонской.
Признаки оттепели в отношениях между Ватиканом и Великобританией появились в 1961 году, однако лишь при папе Иоанне Павле II произошла их активизация. В январе 1982 года было официально объявлено, что святой престол и Великобритания, желая продолжать укреплять дружественные отношения, решили по обоюдному согласию преобразовать английскую миссию в Ватикане в посольство и учредить в свою очередь в Лондоне папское посольство.
Однако и поныне в отношениях между Ватиканом и Великобританией не все так просто. Определенный отпечаток на них наложили высказывания папы по поводу вооруженного конфликта между Англией и Аргентиной из-за Мальвинских (Фолклендских) островов. Папа не мог не считаться с интересами католиков Аргентины, составляющих большинство населения этой страны, и выступил с призывами к миру, что тогда вызвало явное недовольство в Лондоне.
Другая проблема, которая и по сей день сказывается на отношениях между Ватиканом и Великобританией, - это вопрос об Ольстере, где католики подвергаются преследованиям и притеснениям со стороны протестантских экстремистов. Ватикан и сегодня проявляет осторожность в формулировании своего отношения к этой проблеме, которая носит политический и социальный характер. В официальном коммюнике, опубликованном в связи с установлением дипломатических отношений, упоминалось, что католические епархии острова "имеют границы, не совпадающие с границами между Ирландской Республикой и Северной Ирландией". В этой связи указывалось, что церковная компетенция папских представительств в Лондоне и Дублине остается, "естественно, неизменной".
Ватикан также в полном объеме восстановил дипломатические отношения с тремя скандинавскими странами - Данией, Норвегией и Швецией, которые прерваны несколько столетий. Например, со Швецией отношения возобновились после
450-летнего перерыва, когда в 1527 году их разорвал Густав Ваза, первый король-протестант. В 1953 году в этой стране была воссоздана католическая церковная иерархия.
Однако особым содержанием всегда были проникнуты отношения Ватикана с Германией. Это в полной мере относится и к современности. Иоанн Павел II нанес в Германию два визита. Первый - в 1987 году, когда была поставлена задача: определить отношение к прошлому и настоящему, привлечь на сторону католической церкви определенные круги населения. Официально Ватикан осуждает нацизм. Однако, как помнится, фашистская агрессия по сути шла рука об руку с католической экспансией. Наиболее откровенно союз Ватикана с фашистами проявился на Балканах. Зверства хорватских усташей, устроивших настоящий геноцид, в результате которого были уничтожены более 850 тысяч сербов, замучена четвертая часть сербского духовенства, - одна из самых кровавых страниц в истории Ватикана.
Сегодня для святого престола Германия интересна в том плане, что она стремится стать лидером в Европе. Римская курия возлагает на ФРГ определенные надежды, связанные с желанием еще сильнее влиять на европейскую политику, особенно в странах Центральной и Восточной Европы. Тем более что развитие отношений между Ватиканом и европейскими государствами порой складывается не просто.
Если по вопросам международной политики у Ватикана, как правило, нет глубоких разногласий с правительствами европейских стран, то те же правительства далеко не всегда адекватно относятся к характеру церковной деятельности, осуществляемой под эгидой Ватикана. Они ревностно следят за тем, как попытки Ватикана создать нужный духовный климат в этих странах часто приобретают политическую тональность, а также осуществляются за счет конкурирующих с католицизмом вероисповеданий, нарушая тем самым сложившееся соотношение внутренних сил. Стремясь устранить эти сложности, Ватикан проявляет определенную гибкость, отказываясь, однако, идти на какие-либо уступки принципиального характера и ущемления своих интересов.
И снова поход на Восток
История католической экспансии на Восток насчитывает уже почти тысячу лет. После трагического отпадения западных христиан от Православной Церкви, окончательно оформившегося в 1054 году, Ватикан с маниакальным упорством стремится подчинить себе восточных христиан и их территории. Для этого широко использовалась и неприкрытая вооруженная агрессия. Первым славянским народом, которому папистам удалось насильно навязать католицизм, стали поляки (до сих пор Польша остается плацдармом для всех походов католического Запада на русские земли).
На протяжении всей свой истории Ватикан не прекращал своих усилий привести к католицизму русский народ. Особенно он активизировал их в 1917 году, когда в Ватикане решили, что снова наступило благоприятное время для подчинения России. В Москву был направлен иезуит Мишель д`Эрбиньи для подготовки договора, согласно которому за содействие в укреплении международного положения правительства большевиков Рим получил бы право на беспрепятственное вовлечение православных в унию (некое соединение католического вероучения с православной обрядностью, фактически новая религия). Но союз с коммунистами заключен не был.
Неудачная попытка ненадолго охладила пыл Ватикана. С приходом к власти Гитлера паписты решили использовать в своих интересах захватнические устремления немецкого фашизма. Так, откровенным сотрудничеством с гитлеровскими оккупантами запятнали себя украинские греко-католики, из которых пополнялись ряды 14-й дивизии СС "Галиция". Нынешние униаты не любят вспоминать, что их предки воевали вместе с Гитлером против собственного народа. А ведь именно этим, прежде всего, объясняется послевоенный разгром Советским государством униатской церкви на Западной Украине.
После второй мировой войны на протяжении десятилетий Ватикану было запрещено вести католическую пропаганду на территории Советского Союза. И лишь с приходом к власти в СССР Михаила Горбачева католицизм снова активизируется. Используя благоприятные возможности, возникшие после ослабления, а затем и распада СССР, Ватикан приступил к заброске миссионеров в земли Балтии, Украины, Белоруссии и России.
Особенно широко развернулся католицизм на Украине. В 1992 году здесь было зарегистрировано 92 католических прихода, а к концу 1996 года их стало уже 651. Различными католическими орденами было открыто 22 монастыря и 193 воскресные школы, организовано 6 периодических изданий, две семинарии и высший колледж святого Фомы при Киевском университете. А в Западной Украине униаты устроили настоящий погром. Пользуясь поддержкой местных властей, они захватывали православные храмы, избивали священников и мирян. Фактически были разгромлены три православные епархии: Тернопольская, Ивано-Франковская и Львовская. В Львовской епархии из 1.200 приходов осталось всего 40.
Униаты глумились над православными, а Ватикан не обращал внимания на протесты и продолжал гнуть свою политику. И одной из ее составляющих должно стать посещение папой Москвы. Правда, для начала Ватикан решил пригласить Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в Рим, и такое приглашение было направлено в 1992 году. Однако в условиях униатского террора на канонической территории Русской Православной Церкви, Патриарх, естественно, отклонил это беспардонное приглашение. Тогда папа решил воспользоваться тем фактом, что он является главой светского государства Ватикан и может посетить Россию по дипломатической линии. И подготовка к такому визиту началась в 1998 году, когда по формальному поводу - для участия в торжественной мессе по случаю открытия нового здания папского посольства - в Москву прибыл секретарь по отношениям с государствами, то есть министр иностранных дел Ватикана, Жан-Луи Торан. Однако по ряду причин, в том числе и крайне негативному отношению к нему руководства Русской Православной Церкви, визит не состоялся.
Тем не менее надежд на визит папы в Москву Ватикан не оставляет. А пока он усиленно осваивает другие восточные земли. И первым объектом для этого была выбрана православная Румыния (87 процентов населения - православные и около 10 процентов - греко-католики, которые живут, главным образом, в Трансильвании и являются этническими венграми). Тому способствовал приход к власти в стране Эмиля Константинеску, который провозгласил курс на вступление Румынии в НАТО и другие евро-атлантические структуры и остро нуждался в поддержке Ватикана. В 1998 году состоялся визит папы в эту страны, во время которого было подчеркнуто совпадение интересов руководства Румынии и римско-католической церкви.
Следующей страной, которую посетил папа, стала Грузия. Ее власти уж больно жаждали заполучить такого дорогого гостя, ничуть не смущаясь тем фактом, что в Грузии практически нет католиков. От этого визита многого ожидали и Ватикан, и Тбилиси, не скрывающий своей демонстративной ориентации на Запад. В Грузии папу встречали на самом высоком уровне и даже намеревались предоставить ему одну из столичных площадей, на которой он должен был служить мессу. Однако против этого категорически высказалось священноначалие Грузинской Православной Церкви. В результате Иоанн Павел II служил мессу в тбилисском дворце спорта в присутствии 15 тысяч человек (в основном это были туристы из Польши).
Побывал папа и в гостях у православных. Правда, при посещении понтификом кафедрального собора Светицховели произошел конфуз. Папа решил воспользоваться удобным случаем и без разрешения, что называется нахрапом, попытался проникнуть в алтарь, но путь ему преградили грузинские священники. Уже потом последовали просьбы разрешить гостю войти в алтарь, на которые был дан категорический отказ. Таким образом, папе не удалось осквернить своим присутствием Святое место. Он так разволновался, что ему стало плохо, и врачи вынуждены были сделать понтифику укол.
Затем пришла очередь Греции - единственного православного государства, которое является членом всех евро-атлантических институтов. Тем не менее из-за твердой позиции Элладской Православной Церкви папе долгое время доступ на территорию Греции был закрыт. Ватикан неоднократно пытался надавить на греческие власти, используя свои европейские связи. Однако эти попытки успеха не имели. Тогда в Риме придумали хитроумный трюк с паломничеством: мол, папа едет в Грецию не как глава римско-католической церкви, а как простой паломник. Трюк удался. 4 мая 2001 года папа ступил на греческую землю. Но в отличие от Румынии и Грузии здесь его ждал куда более сдержанный прием. Мало того, что папе не разрешили служить мессы и посещать православные храмы, даже в аэропорту не было ни одного представителя греческого епископата. Этим было подчеркнуто, что Церковь папу не приглашала.
Было очевидно, что и большая часть верующих противится присутствию папы. Такая реакция исходит из "небратолюбивого поведения христианского Запада по отношению к православным народам за весь период второго тысячелетия". И хотя в Греции папа попросил прощения, в искренность его покаяния мало кто поверил. Тем более что действия Ватикана по организации визита папы в Киев, который прошел (23-27 июня
2001 года) вопреки просьбам священноначалия Украинской Православной Церкви и миллионов православных мирян, лучше всяких слов говорят об "искренности" покаяния понтифика перед православными.
И это еще в большей степени подтвержда
ет решение Ватикана о создании епархий римско-католической церкви в России. Прежние апостольские администратуры отныне преобразуются в четыре епархии с центрами в Москве, Саратове, Новосибирске и Иркутске. Главная кафедра будет находиться в Москве. По мнению представителей Патриархии, "решение о повышении статуса католических структур в России не соответствует реальному положению дел". За последние годы количество католических общин, напомнили они, практически не увеличилось и составляет 220 приходов.
В то же время создание католических епархий свидетельствует о том, что Ватикан открыто признал свои миссионерские интересы в России. Подтверждает эти намерения и само название католической структуры, предложенное Ватиканом для нашей страны - "церковная провинция". Оно звучит пренебрежительно по отношению к России, которую Ватикан считает "духовной пустыней". По мнению многих наблюдателей, такие действия святого престола негативно отразятся на взаимоотношениях двух церквей, особенно в свете сближения между православными и католиками, имевшего место за последние 30 лет.
Итак, конкретные факты свидетельствуют о том, что деятельность католицизма, причем во все времена и во всех странах, служит совершенно определенной цели - удовлетворению честолюбивых претензий папства на власть. Конечно, в начале XXI века святой престол уже не играет той роли абсолютного мирового "гаранта", на которую он претендовал в былые времена. Однако и поныне Ватикан занимает весьма заметное место в системе международных отношений и продолжает расширять свою миссионерскую деятельность.


Назад
List Banner Exchange

НАШ АДРЕС:

redstar@mail.cnt.ru

 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker