на главную страницу

2 Марта 2002 года

Спорт

Суббота

Крутые виражи ледового спидвея



Подмосковный Красногорск - традиционное место проведения крупнейших международных соревнований по мотогонкам на льду. Шесть лет подряд здесь проводились этапы личных чемпионатов мира, а в минувший уик-энд на ледовых дорожках стадиона "Зоркий" состоялся финал 24-го командного мирового первенства. В Красногорск съехались сборные 6 стран - России, Швеции, Германии, Голландии, Финляндии и Австрии, а также команда Европы, за которую выступили чех Антонин Клатовски и финн Рейно Хенриксон. Ожидалось также прибытие сборной Монголии, но из-за проблем с техникой представители Азии не "доехали" до финала, чем и объясняется его абсолютно европейский состав. Около 8 тысяч болельщиков заполнили трибуны и еще примерно столько же облепили заборы и склоны котловины, где расположен стадион.
Участников и зрителей двухдневных соревнований приветствовали глава Красногорского района Борис Рассказов и председатель Центрального совета РОСТО генерал-полковник Алексей Анохин. Символично, что спортивный праздник с участием сильнейших ледовых спидвеистов, подчеркнул Анохин, завершает программу Всероссийского месячника оборонной и спортивно-массовой работы, посвященного 75-летию Оборонного общества и Дню защитников Отечества.
Наша справка
РОСТО имеет самое непосредственное отношение к организации и проведению в России нынешнего чемпионата мира и других аналогичных соревнований, поскольку курирует развитие в стране мотоциклетного спорта. Под эгидой Оборонного общества действует Мотоциклетная федерация России - организатор чемпионата, подготовка российской сборной возложена на Центральный автомотоклуб РОСТО. Начиная с 1979 года отечественные мотогонщики - представители ДОСААФ - РОСТО двадцать раз побеждали в командных чемпионатах мира. Лишь в 1983 году титул чемпиона завоевала сборная Германии, а в 1985-м и 1995-м "золото" досталось команде Швеции. Победы россиян стали настолько привычны, что по крайней мере у нас воспринимаются как должное. Но у шведов на этот счет иное мнение. В отсутствие лидера сильной австрийской сборной Франца Цорна скандинавы стали главными соперниками команды России в борьбе за первое место.
Первый день соревнований складывался для наших гонщиков в целом удачно. Кирилл Дрогалин (на снимке) и Юрий Поликарпов уверенно опережали на ледовых дорожках соперников из Голландии, Германии, Финляндии и "европейцев", неизменно внося в "копилку" команды максимальные 5 очков. Здесь уместно пояснить, что в каждом заезде стартуют по два гонщика от двух команд. Тот, кто финиширует первым, получает 3 очка, второй - 2 очка, третий - 1. Спортсмен, занявший четвертое место, очки не получает. Команды соревнуются по принципу "каждая с каждой". Их результаты определяются по сумме очков, набранных гонщиками.
Очередную "пятерку" сборная России заработала и в состязании с австрийцами, но в этом заезде Дрогалина, у которого возникли неполадки в мотоцикле, заменил Владимир Фадеев. Тем временем буквально по пятам за россиянами шли шведы, потерявшие по одному очку в споре со сборными Финляндии и Европы. Лидера дня должен был определить очный поединок российской команды со своими ближайшими преследователями. Завершился он вничью. Первым здесь финишировал наш Поликарпов (3), следом примчались шведы Свенссон (2) и Серениус (1), а вернувшийся на трек Дрогалин привез "баранку". Таким образом, сборная России (28 очков) лидировала с незначительным отрывом от шведов (26).
Решающий второй день гонок начался для россиян и шведов еще одним очным поединком, который во многом и определил победителя чемпионата. Сразу же не заладилась езда у Дрогалина, и он финишировал последним. Прежде стабильный Поликарпов в этот раз заработал 1 очко, а победу праздновали шведы: Свенссон - 2, Серениус - 3.
Пер-Олаф Серениус, увидев реальную возможность выиграть третье в своей спортивной карьере "золото" командного чемпионата мира, стал неукротим. Лишь в состязании с немцами он пересек финишную черту вторым, а в остальных заездах становился победителем. Тылы лидеру надежно прикрывал следом финишировавший второй номер шведской сборной Стефан Свенссон. В результате скандинавы набрали 30 очков (по сумме двух дней - 56) и после семилетней гегемонии россиян вновь взошли на высшую ступеньку пьедестала почета.
Что же касается нашей команды, то после неудачного первого заезда Дрогалина сменил Фадеев, который участвовал в оставшихся стартах в дуэте с Поликарповым. Однако и он выступил нестабильно, набрав лишь 8 очков из 15 возможных. Команда России с 49 очками заняла второе место, а "бронза" досталась сборной Европы (45). Открытием турнира стал "европеец" Хенриксон, выигравший пять из шести гонок второго дня. Провальным можно считать выступление прошлогодних серебряных призеров - австрийцев, которые оказались на последнем, седьмом месте с 22 очками.
Ответ на вопрос, почему сборная России сдала лидирующие позиции в командных соревнованиях, еще предстоит дать тренерам и специалистам. Непривычное для наших гонщиков "серебро", возможно, стало результатом стечения неблагоприятных обстоятельств. Так, в финале не смог участвовать наш неоднократный чемпион мира Александр Балашов. Не стал лидером сборной и Владимир Фадеев, который совсем недавно заменил на мотоцикле двигатель и еще не успел выполнить весь объем работ по наладке и регулировке. В свою очередь Кирилл Дрогалин сосредоточил внимание на проходящем по многоэтапной системе Гран-при личном чемпионате мира и имеет неплохие шансы на золотую медаль. Остается надеяться, что в личном зачете Россия возьмет реванш за неудачу в командном первенстве.

Доспехи ледовых рыцарей
Поскольку гонщики носятся на своих "мустангах" со скоростью под 100 км/ч, да еще осыпаемые шрапнелью из ледяной крошки, им необходимо защитное снаряжение. Поверх обычного спортивного костюма они надевают ребристый наспинник или кольчугу (на снимке). Затем - наколенники и кожаный комбинезон. Обувь и вовсе необычная. На правую ногу надевают мотобот, а на левую - кирзовый сапог с накладкой из резиновой покрышки. Плюс щиток, предохраняющий ногу при касании льда на вираже. Далее гонщик облачается в пластиковую "кирасу". И наконец - шлем, очки и перчатки с пластмассовыми накладками.

Привередливые кони
Мотоциклы для гонок на льду - это специальные "Явы" чешского производства. В отличие от дорожных мотоциклов здесь - одноцилиндровый четырехтактный двигатель объемом до 500 куб. см. При 9-10 тысячах оборотов в минуту его мощность составляет 55-58 л/с. Еще два года назад максимальное число оборотов равнялось 8 тысячам, но поиск резервов мощности не прекращается, и в каждой "конюшне" выигрыша достигают по-своему. Например, за счет установки двигателя в горизонтальном положении.
В качестве горючего используется смесь на метиловом спирте, для смазки - касторовое масло. А вместо тормоза на "Явах" этого семейства - чека на шнурке, которая в случае падения гонщика выключает зажигание.
Но самое впечатляющее - 28-миллиметровые металлические шипы (на снимке), которых около 120 на переднем колесе и 170 на заднем. Причем большая их часть крепится на левой стороне шины. Это - для наилучшего сцепления с поверхностью ледового трека при максимальном крене на виражах.
Андрей ГРИГОРЬЕВ.
* * *
В Екатеринбурге под патронажем правительства Свердловской области прошел первый из четырех финалов 37-го личного чемпионата мира по мотогонкам на льду, организованного по системе Гран-при. В состязании приняли участие 16 прошедших несколько туров отборочных соревнований сильнейших мотогонщиков из 8 стран - Швеции, Финляндии, Австрии, Чехии, Голландии, Германии, Белоруссии и России. Подавшие заявку спортсмены из США, не выдержав накала борьбы, отсеялись на первых этапах.
В течение двух дней тон гонкам задавали россияне. Трехкратный чемпион мира Кирилл Дрогалин из Саранска выиграл программу первого дня борьбы, но затем, что называется, упустил удачу, чем не преминули воспользоваться его соперники. Победителем второго дня стал шестикратный бронзовый призер чемпионатов мира Вячеслав Никулин. Второе и третье места заняли соответственно вице-чемпион мира 1996 года россиянин Юрий Поликарпов и 54-летний швед, работающий в пожарной бригаде города Евле, экс-чемпион мира Пер-Олаф Серениус (стаж мотогонщика превышает 30 лет). По сумме двух дней лидирует В. Никулин (45 очков). Следом расположились Ю. Поликарпов (38 очков) и К. Дрогалин (34 очка).
Второй финал состоялся в Саранске. Здесь было безоговорочным лидерство Дрогалина, который по сумме двух дней показал стопроцентный результат - 50 очков. В то же время Никулин набрал всего 29. Перед оставшимися гонками в Ассене (Голландия) и Инцеле (Германия) на верхней строчке турнирной таблицы оказался с 84 очками Кирилл Дрогалин. Второй - Вячеслав Никулин (74). Третье место сохранил за собой Юрий Поликарпов (68), а Пер-Олаф Серениус - четвертый (55).
Юрий БЕЛОУСОВ, "Красная звезда".


Назад
List Banner Exchange

НАШ АДРЕС:

redstar@mail.cnt.ru

 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker