на главную страницу

5 Марта 2002 года

Служба как она есть

Вторник

Теплый гарнизон "Морозки"

Ольга БОЖЬЕВА, "Красная звезда".



В слякотный февральский день я заблудилась в подмосковных лесах в поисках "пэвэошной" воинской части. У одного из местных магазинчиков мне показали дорогу, сказав: "Ничего, доберешься - согреешься". "Ну да, согреешься тут, - подумалось мне, - еду ведь в "Морозки"...

"Морозками" местечко называется потому, что находится в низине, где дольше обычного держатся холода. Но в гарнизоне этого не боятся, здесь есть такая роскошь, как собственная газовая котельная. Поэтому гостям с гордостью показывают теплые солдатские казармы, теплицы, где всегда свежая зелень, а сейчас, словно готовясь к весеннему женскому празднику, распускаются бутоны белоснежных кал.
Но командира зенитного ракетного полка с "трехсотками" на вооружении полковника Игоря Воеводского "в тепле" застать не удалось. К нему пришлось добираться на командный пункт, где он проводил очередную тренировку боевых расчетов. Увидев шагнувшего навстречу приветливого полковника, я вспомнила, что уже встречалась с ним на полигоне.
В ВВС регулярно проводятся внезапные проверки дежурных сил. Зенитные ракетные дивизионы поднимают по тревоге, их бортом перебрасывают на полигон Ашулук, где сразу же, "с колес", они вступают в реальный противовоздушный бой. Во время одной из таких проверок я впервые и увидела своего теперешнего собеседника.
Тогда на взлетной полосе полигонного аэродрома журналисты всех телеканалов ловили кадры летящего самолета с дежурными силами воронежского полка. Из раскрывшегося "чрева" Ан-12 на бетонку выскочил усатый полковник и скомандовал: "Перед стрельбой не снимать, удачи не будет!" Операторы разочарованно опустили объективы, но не повезло в этот раз и командиру... Ракета-мишень, по которой предстояло "отработать", изменив траекторию полета, ушла за пределы зоны обстрела. Шуму было много, искали виновных... И месяц спустя дивизиону Игоря Воеводского в таких же "жарких" условиях вновь пришлось доказывать свой профессионализм, что он тогда с успехом и сделал.
Полковник Игорь Воеводский начинал служить на Крайнем Севере, оттуда попал в самую южную точку, почти на границу с Афганистаном. Затем - зенитный ракетный полк в Пензе, учеба в Тверской академии и полк в Брянске. Но тут завертелась "мясорубка" реформ. Полк сокращают, и Воеводский уходит с понижением на должность командира дивизиона. А когда его назначают заместителем командира полка - новое сокращение! Он снова соглашается на должность командира дивизиона, теперь уже в Воронеж. "Я сознательно это делал, - рассказывает он, - хотя мне и в главном штабе предлагали служить, но я отказывался. Всегда хотел быть боевым офицером..."
Он считает, что "Морозки" - это, как принято говорить, его "крайнее" место службы. Здесь у командира действительно есть возможность проявить свои боевые качества. Как он сам признался, служба тут гораздо напряженнее, чем где-либо, чувствуется близость Москвы - сложнее задачи и выше ответственность. К тому же в зенитных ракетных полках Московского округа ВВС и ПВО идет модернизация техники, и за те дивизионы, которые находятся на плановой доработке, приходится нести дежурство. Требования к подготовке специалистов боевых расчетов очень высокие, а офицеров не хватает. Часто командир вынужден перекидывать профессионалов с одного дивизиона на другой, чтобы усилить слабые звенья. Вот и приходится одному человеку нередко выполнять обязанности за троих. Как в полку уже целый год работают подполковник Владимир Железных, майоры Геннадий Долгополов и Олег Баландин.
Очень надеется полковник Воеводский на поступление в войска новой техники. Это важно, считает он, не из-за того, что любому офицеру интересно на ней поработать, но еще и потому, что новые комплексы - это стабильность минимум лет на десять. Пока их будут осваивать, над полком не зависнет дамоклов меч очередного сокращения.
Техника техникой, но больше всего беспокоит лейтенантское звено. Младших офицеров не хватает катастрофически. Из шестерых лейтенантов, пришедших в полк в прошлом году, трое уже "на выходе". И не потому, что служить не хотят, а просто семьи кормить надо. На полторы тысячи лейтенантской зарплаты, да еще снимая жилье, жену с ребенком не прокормишь. Но есть и такие ребята, как лейтенант Стражко и лейтенант Косенко, на них у командира большие надежды.
А что же офицеры-двухгодичники? "Студенты сейчас порой даже более подготовленные, чем выпускники военных училищ, - считает Воеводский. - Я бы хотел, чтобы ко мне приходили служить и выпускники гражданских вузов".
Перед моим отъездом командир, смущаясь, сказал: "Извините, что не приглашаю домой, живу пока в кабинете. Сложновато у нас с жильем, даже семью некуда привезти, она у меня еще в Воронеже. И все же мы с женой даже Новый год встречали вместе, под бой курантов шампанское пили, только она на одном конце телефонной трубки, а я на другом..."
Родители Игоря не были людьми военными, но звучная фамилия Воеводский, наверное, все же повлияла на выбор пути их сына. И хотя на родине в Туле было свое артиллерийское училище, его тянуло к электронике, и он решил ехать в Ярославское зенитное ракетное. Уже тогда думал: "Пушки - пушками, а вот ракеты - это да! За ними будущее". А вот какое будущее у людей, которые служат у этих ракет? Родители-пенсионеры стараются материально помочь сыну-полковнику, свято веря в то, что его трудности временные. "У внука тоже есть "военная жилка", - говорят они, - только если и он решит послужить стране, то ему помочь сил уже не хватит". Может быть, когда в армию придет следующее поколение семьи Воеводских, действительно многое изменится?
Прощаясь, полковник Игорь Воеводский по-командирски крепко пожал руку и сказал: "Вы меня не приукрашивайте, я обыкновенный, таких много. Приезжайте лучше опять на полигон, там увидите, что мы можем".
Ну что ж, до встречи на полигоне, товарищ командир!

Фото автора.


Назад
List Banner Exchange

НАШ АДРЕС:

redstar@mail.cnt.ru

 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker