на главную страницу

6 Марта 2002 года

Боевая учёба

Среда

Десять призов... и проблемы

Николай ЛИТКОВЕЦ, "Красная звезда".



В прошлом году Тихоокеанский флот впервые за свою историю завоевал сразу десять призов главкома ВМФ. Среди награжденных - воинские коллективы, которые возглавляют генерал-майор С.Шмаков, полковник Г.Сарычев, подполковник А.Зиганоров и другие. А экипажу атомной подводной лодки, которой командует капитан 1 ранга В.Гришечкин, вручили два приза.

- Столь внушительный по нынешним временам успех достигнут умелой и грамотной организацией боевой учебы, - говорит начальник управления боевой подготовки ТОФ контр-адмирал Юрий Ярошенко. - Несмотря на то, что первая половина года отмечалась тяжелой ледовой обстановкой и сложностью выполнения задач в море, командование флота при первой возможности увеличило интенсивность выходов кораблей.
Наверстывая планы боевой подготовки, которые в первом полугодии были выполнены далеко не в полном объеме, на флоте провели учение северо-восточной группировки войск и сил ТОФ на Камчатке под руководством командующего ТОФ и выход кораблей на комплексную боевую подготовку под руководством командующего Приморской флотилией.
Замысел прошедших учений на Камчатке предусматривал выполнение мероприятий по отражению условного противника. Все вопросы сначала отрабатывались на картах, а отдельные эпизоды - в реальной обстановке с обозначением сил. В учебно-боевых действиях участвовали атомные стратегические и многоцелевые подводные лодки, надводные корабли различных классов: тральщики, ракетные и противолодочные; береговые ракетные и зенитные части, ракетоносная, истребительная и противолодочная авиация и суда обеспечения.
- Здесь немаловажно отметить, - продолжает разговор контр-адмирал Юрий Ярошенко, - что и само учение с группировкой сил и войск на северо-востоке как разновидной структурой под единым командованием проводилось во второй раз за время ее существования. У командования флота появилась возможность практически закрепить опыт управления такой структурой, сформировать определенный алгоритм управления силами группировки, что и позволило более детально планировать ее применение по предназначению. Можно было, правда, тактический фон несколько усложнить, но из-за ограничения топлива довольствовались имеющимся.
И тем не менее экипаж подводной лодки из соединения контр-адмирала Николая Ковалевского дважды подтвердил высокий профессионализм. В нанесении ракетного удара по надводным целям ракетами "Гранит" и в поиске, слежении и уничтожении подводной лодки условного противника с применением торпедного оружия в Военно-морском флоте им не было равных. Приз в нанесении удара по наземным объектам баллистическими ракетами завоевал и экипаж подводного крейсера из соединения контр-адмирала Александра Толстых.
В Приморье действовали разнородные противолодочные силы под общим руководством командира соединения противолодочных кораблей капитана 1 ранга Николая Назарова. В их составе были надводные корабли и подводные лодки, а также противолодочная авиация. Поиск, слежение и уничтожение подводной лодки с выполнением ракетной и торпедной стрельб большими противолодочными кораблями "Адмирал Пантелеев" и "Адмирал Виноградов" признан лучшим в ВМФ и также удостоен приза главкома ВМФ.
Отличились и флотские летчики-истребители, уничтожившие в воздухе своим оружием ракеты условного противника, в роли которого были стратегический бомбардировщик и надводный корабль.
Редкие выходы кораблей в море вынудили командование флота больше внимания уделять базовой подготовке экипажей, а постоянная нехватка топлива - прибегнуть к опробованному методу отработки задач в море, каким стали комплексные выходы. Они сегодня - основной вид боевой учебы и позволяют экономить топливо и моторесурс.
- Правда, хотелось бы отметить, что при таком подходе к боевой учебе значительно упала индивидуальная подготовка командиров кораблей, личного состава, - говорит Юрий Иванович. - Ведь нам приходится идти на вынужденные нарушения, объединяя на одном выходе в составе группы кораблей экипажи с разными уровнями подготовленности. А планомерной отработки задач в течение всего года, как это было раньше, начиная с одиночного плавания корабля, увы, нет.
Однако списывать все погрешности в слабой подготовке на отсутствие топлива было бы ошибочно. Ведь на качественное выполнение поставленных задач влияют и низкое техническое состояние кораблей, укомплектованность экипажей личным составом. В незапамятные времена на флоте существовала такая традиция: увольняющийся в запас матрос передавал свое заведование новобранцу. Сегодня же, когда сроки призыва не всегда выдерживаются, а пополнение приходит не в полном объеме, нарушается преемственность поколений в овладении специальностью.
Дает о себе знать и несовершенство береговой инфраструктуры, базирования кораблей флота. Подчас у пирса корабли вынуждены тратить драгоценные тонны топлива на бытовые устройства, обогрев, приготовление пищи, осмотр и проворачивание механизмов. Решить эту проблему можно лишь подводом линий электропередачи, подачей пара к местам базирования кораблей. Но сегодня этот вопрос весьма проблематичен.
- Такое положение сказывается на общем состоянии дел, - подводя итог нашей беседе, говорит контр-адмирал Юрий Ярошенко. - Вдумайтесь: почему на Тихоокеанском флоте так много относительно новых кораблей ушло на слом? Одна из причин в том, что на них был выработан моторесурс агрегатов и устройств.
Вот поэтому на недавнем военном совете мало говорили о достигнутых успехах, а больше внимания акцентировалось на недостатках, допущенных в прошлом году.


Назад
List Banner Exchange

НАШ АДРЕС:

redstar@mail.cnt.ru

 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker