на главную страницу

6 Марта 2002 года

Воспитательная работа

Среда

Практика, проверенная жизнью

Подполковник Владимир СОБКО, начальник группы профессионального психологического отбора Новосибирского военного института.



В сентябре прошлого года состоялось долгожданное в войсках и своего рода историческое решение главнокомандующего Сухопутными войсками - заместителя министра обороны РФ генерал-полковника Николая Кормильцева, адресованное вузом Сухопутных войск: "В целях укрепления воинской дисциплины... сформировать учебный взвод для подготовки по специальному курсу заместителей командиров рот по воспитательной работе".

Согласно народной примете, первый блин всегда комом. Но, к счастью, так бывает далеко не всегда. Это подтверждают результаты 3-месячной факультативной подготовки будущих офицеров воспитательных структур по 60-часовой программе обучения в Новосибирском военном институте. В НВИ еще сохранились, хотя единичные и изрядно морально устаревшие, экземпляры учебно-методической литературы по подготовке заместителей командиров рот по политчасти, помощников командиров по работе с личным составом. Нашлись и учебные пособия по методике воспитательной работы в новых условиях. Кроме того, коллективы кафедр социологии, гуманитарных и социально-экономических дисциплин, возглавляемые кандидатом исторических наук полковником Сергеем Гурским, подготовили целый ряд учебно-методических пособий.
Казалось, проблема решена. Но вскоре выяснилось: типографская база института устарела и, увы, не позволяет обеспечить всех выпускников столь необходимыми материалами, которые идут буквально нарасхват. Узнав об этой проблеме, начальник управления воспитательной работы Сибирского военного округа генерал-майор Анатолий Борисенко принял решение об издании брошюр в типографии другого вуза. И дело после этого, что называется, пошло. Однако проблемы на этом не закончились.
Последний выпуск офицеров с дипломом "Социальный педагог-психолог" состоялся в Новосибирском ВОКУ - еще в 1994 году. С той поры к проблеме подготовки офицеров-воспитателей здесь больше не возвращались. Все мы помним, что в последние годы более десяти раз реформировались воспитательные органы. Результат оказался плачевным. Сегодня основу офицеров-воспитателей ротного звена, например, составляют непрофессионалы. Это либо офицеры-двухгодичники, либо кадровые офицеры, не "потянувшие" на командных или инженерных должностях. В крайнем случае это выпускники полугодичных офицерских курсов СибВО. Многие из них имеют довольно смутное представление о психолого-педагогических формах и методах воспитания. А ведь всем хорошо известна армейская истина: "Рота - центр воспитательной работы военнослужащих". Она не раз проверялась жизнью.
...Вспоминаю эпизод периода июля-августа 1985 года-Панджшерскую армейскую операцию, в которой участвовали и подразделения 201-й мотострелковой дивизии. Я действовал в составе разведывательно-десантной роты ОРБ, которая выполнила все задачи успешно и без потерь. Помню, как горячо тогда поддержал меня командир дивизии полковник Евгений Малахов в стремлении направить благодарственные письма от имени командования родителям воинов-разведчиков, отличившихся в боях. "Очень нужное и важное дело", - сказал комдив.
Благодарен я и другому своему командиру по первой Чеченской кампании - гвардии подполковнику Владимиру Цикунову. В боевой обстановке он знал, что замполит не подведет, успешно заменит и выбывшего из строя зампотеха, и так и не прибывшего на вакант зампотыла и про людей не забудет. Не забывал он напомнить мне и о предстоящих воспитательных мероприятиях в подразделениях: "Проведи, Михалыч, что-нибудь интересненькое". Понимал, что в серых, тяжких солдатских буднях так нужны светлые дни, яркие мероприятия, схожие с хорошими праздниками.
Увы, даже известный приказ министра обороны "О подборе и подготовке офицеров органов воспитательной работы Вооруженных Сил РФ", на мой взгляд, пока так и не привел к результативному налаживанию сборовой, курсовой и факультативной подготовки офицеров для замещения должностей заместителей командиров по воспитательной работе и других специалистов воспитательных структур. А ведь о необходимости этого нам напоминает и тревожная статистика преступлений, совершаемых военнослужащими, и сложное морально-психологическое состояние поступающего в войска пополнения. Сегодня не так-то просто воспитать физически и духовно сильного, проникнутого чувством патриотизма и знающего свое дело воина.
Итоги прошедших месяцев после решения главкома Сухопутных войск, о котором уже упоминалось, показали неподдельный интерес будущих воспитателей к своему профессиональному росту. Даже при двойной нагрузке никто из курсантов вновь созданного взвода не стал роптать. Значит, не ошиблись мы с командирами при отборе кандидатов? Учатся они с большим желанием. Младший сержант Григорий Шмелев, например, неоднократный участник и призер физико-математических городских и межвузовских всеармейских олимпиад. Курсант Кирилл Введенский - кандидат на золотую медаль. 17 курсантов взвода - претенденты на диплом с отличием...
Отметим и такой факт. Уже второе десятилетие устаревшее, вышедшее из употребления слово "замполит" так и не исчезло из командирского и солдатского лексикона. Значит, есть в нем какая-то магическая, действенная сила. Конечно, нынешние заместители командиров по воспитательной работе - совершенно другие люди. Даже ВУС у них - командный. Да и сама жизнь стала другой. Но преемственность поколений офицеров-воспитателей жива.
Тем не менее главной проблемой в учебном процессе является то, что сейчас в Новосибирском военном институте соответствующие занятия с такими курсантами организованы лишь по факультативной программе, а практика осуществляется лишь в подразделениях института и за счет внепланового времени. Получается, что овладение специальностью воспитателей проходит за счет основной программы обучения, в личное время курсантов, дополнительная учебная нагрузка ложится на преподавателей. Есть в таком положении некая недосказанность и половинчатость. Сознавая, с одной стороны, что человеческая душа - слишком тонкий материал, с которым должны работать профессионалы, мы, увы, по-прежнему пытаемся их готовить на уровне, близком к самодеятельному. Поэтому, думается, кардинальные шаги по созданию в армии высокоподготовленного офицерского корпуса воспитательных структур еще впереди.


Назад
List Banner Exchange

НАШ АДРЕС:

redstar@mail.cnt.ru

 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker