на главную страницу

7 Марта 2002 года

Армия сегодня

Четверг

Главная высота

Аркадий ПИНЧУК,член Союза писателей России.



Полковнику в отставке Юрию Виноградову исполняется 75 лет. Поначалу мне казалось, что написать о нем очерк проще простого: знаю его биографию, помню все повороты на нелегком воинском пути, читал написанные прозаиком Виноградовым книги, смотрел многие театральные постановки пьес драматурга Виноградова. Но стоило сесть за машинку, и пошли сомнения - на чем остановить внимание читателя? Рамки газетной публикации строги, а служебная и творческая биография военного писателя настолько многогранна и насыщена разнообразными событиями, что впору садиться за монографию.

   Судите сами. Человек родился 8 марта, в женский день. Уже интрига. В Ивановской области. А Иваново, как известно, город невест. Тоже можно обыграть.
   А вот уже драматический момент биографии: отец Виноградова - Александр Иванович - герой первой мировой войны, полный Георгиевский кавалер, подпрапорщик Гренадерского Его Императорского Величества полка, в тридцатые годы как «царский прихвостень» был репрессирован. Не выдержав такого удара судьбы, мать заболела и вскоре умерла. В детство Юрия Виноградова пришла взрослая трудовая жизнь - колхоз, грузчик на Шуйской фабрике химволокна, школьные экзамены экстерном.
   В 22 года, окончив Рижское военное училище, стал лейтенантом. Затем новая веха биографии: перевод с Балтфлота в Ракетные войска стратегического назначения. И вдруг - Институт военной истории Министерства обороны СССР, редакторская работа, защита диссертации. Ученая степень кандидата исторических наук открывает Юрию Александровичу возможность занимать такие должности, как главный редактор издательства ДОСААФ СССР, а затем и главного редактора журнала «Советский воин».
   КонеЧно же, не кандидатская степень была определяющим фактором в его редакторской деятельности. Полковник Виноградов к этому времени был известен в стране как серьезный литератор, член Союза писателей СССР, популярный драматург. Уже были изданы его книги «Ключи от залива», «В сорок первом под Ригой», «Рождение подвига». Особой популярностью пользовались документальные романы Юрия Александровича «Моонзунд в огне», «Хроника расстрелянных островов» и «Рубеж прикрытия» - реквием защитникам эстонских островов, оказавшимся в тылу фашистских войск. Подобно писателю Смирнову, рассказавшему в свое время о защитниках Брестской крепости, Виноградов вернул из безвестности имена многим отважным сынам Отечества.
   Впервые с творчеством драматурга Юрия Виноградова я познакомился, когда служил во Львове. Однажды начальник окружного театра Советской Армии попросил меня прочитать присланную в театр пьесу Виноградова «В порядке исключения». Уже с первых страниц я почувствовал уверенную руку профессионального драматурга, увидел самобытные характеры, что так органично вписывались в ткань лирической комедии о воинах-ракетчиках - жанр редкий и трудный для тех времен, с добрым сердцем позавидовал автору, как умело и точно он выстраивал действие, как лаконично лепит диалог и неожиданно завершает мизансцены. А потому без тени сомнения сказал и начальнику театра, и главному режиссеру, что ЭТУ пьесу надо обязательно ставить, что она будет иметь шумный успех. В конце-концов так и случилось. Поставленная еще и Драматическим театром им. Ермоловой в Москве, комедия получила премию Министерства культуры СССР на конкурсе пьес о современной армии.
   Если сюда добавить хотя бы самое краткое содержание таких пьес, как «Без права на ошибку», «Когда стартуют ракеты», «Пятый не отвечает», «Командиры седеют рано», «Другого не дано», «Невесты сорок второго» и «Главная высота», которые прошли по многим сценам Советского Союза и в театрах Германии, Болгарии, Польши, Венгрии, Чехословакии, Афганистана, Китая, Кубы, то можно, не ссылаясь на биографию и послужной список писателя, безошибочно угадать, в каких войсках он служил, что драматург в этой жизни ценит, а что не приемлет и отвергает всеми доступными ему средствами.
   Казалось бы, солидный возраст: хочешь не хочешь - должен настраиваться на некую степенность в жизни, неторопливость в творчестве, на создание солидных героев, на эпические раздумья. Но все эти характеристики никак не соединяются с писателем Юрием Виноградовым. Несмотря на снежный иней, покрывший его голову, у него молодо светятся глаза, в голосе такие живые интонации, что при разговоре по телефону абонент на другом конце провода представляется юношей. Идеи, замыслы, различные сюжеты фонтанируют из него постоянно.
   - Юрий Александрович, - звоню как-то из Петербурга в Москву, чтобы доложить о делах в подведомственной ему, как президенту, ассоциации писателей баталистов и маринистов Северной Пальмиры, - готовим отчетно-выборное собрание. Может, приедешь?
   - Хорошо бы, но к годовщине Победы хочу написать пьесу, - отвечает Виноградов. - О девушках-зенитчицах...
   - А не боишься повториться? Ведь есть замечательное произведение Васильева на эту тему «А зори здесь тихие»?
   - Нет, у меня совсем о другом.
   - Но ты ведь знаешь, как сегодня к этой теме относятся в театрах? Даже наш родной ЦАТРА предпочитает ставить зарубежных драматургов, - пытаюсь я предостеречь товарища от разочарований.
   - Знаю, дорогой. Но надо эту стену пробивать. И если не мы, то кто же?
   «Ну и что, - может спросить читатель, - что-нибудь получилось у него из этой затеи?»
   Как ни странно - получилось! И не только пьеса. Московский художественный академический театр имени А.М. Горького поставил по ней блестящий спектакль «Мои нерожденные сыновья», который и сегодня значится в афише театра как один из наиболее посещаемых.
   Содержание этой постановки прямо-таки просится в этот очерк, потому что там многое перекликается с характером автора: будь Юрий Виноградов в те грозные дни рядом со своими ровесницами под Сталинградом, не сомневаюсь ни на миг - он действовал бы в том смертельном поединке с фашистскими танками так же мужественно, бесстрашно, умело и изобретательно, как его прекрасные героини... Но в таком случае надо рассказывать содержание всех его 17 книг и четырех десятков пьес. Все эти произведения разные по сюжетам и по содержанию, но вместе с тем все они объединены авторской любовью к своим героям и ненавистью к врагам нашего Отечества, все полны доброты и благородства людей в погонах, полны почти забытой и многими современникам непонятной воинской романтики. Кому-то все эти качества сегодня кажутся придуманными, неприемлемыми, а кто-то именно за доброту и благородство героев искренне ценит произведения Юрия Виноградова.
   Портрет писателЯ был бы далеко не полон, если упустить в его описании общественную деятельность Юрия Виноградова. Казалось бы, человек полон творческих планов, востребован как литератор, так сиди и пиши, создавай то, что останется на годы, расскажет о времени и о тебе самом грядущим поколениям.
   - Да не могу я быть затворником, - говорит Юрий Александрович, - когда вижу, что могу быть полезным в чем-то, об оплате не думаю. Не все в нашей жизни оценивается деньгами!
   Главным делом в своей общественной работе Юрий Виноградов считает создание Всесоюзной ассоциации писателей баталистов и маринистов, которая после развала СССР стала международной. С 1990 года он бессменный президент этой дееспособной ассоциации, на счету которой уже немало добрых и значительных дел. Достаточно назвать хотя бы издание полного собрания сочинений Валентина Пикуля и 6-томной антологии «Российская маринистика».
   Я с грустью заканчиваю свой рассказ о боевом товарище. С грустью потому, что и сотой доли не вошло в этот очерк всех добрых слов и оценок, которые хотелось бы высказать ему в час юбилея.
   С юбилеем тебя, Юрий Александрович! 75 для твоей неуемной натуры - не возраст. Верю, что ты еще с присущим тебе блеском возьмешь не одну высоту на своем творческом и жизненном пути.


Назад
List Banner Exchange

НАШ АДРЕС:

redstar@mail.cnt.ru

 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker