на главную страницу

12 Марта 2002 года

Линия жизни

Вторник

Жилье: проблемы и решения

Беседу вел Игорь ЯДЫКИН,"Красная звезда".



Одна из московских газет недавно обнародовала впечатляющую статистику: на первое января текущего года в Вооруженных Силах России числятся 94,6 тысячи бесквартирных офицеров, прапорщиков и мичманов, 27,2 тысячи семей военнослужащих нуждаются в улучшении жилищных условий плюс 160 тысяч уже уволенных в запас военных надеются наконец-то получить заслуженное жилье. Там же приводится сенсационный прогноз: в самом недалеком будущем число бесквартирных кадровых и уволенных военнослужащих вырастет до 421 тысячи 800 человек. Мы попросили прокомментировать эти цифры заместителя начальника Главного квартирно-эксплуатационного управления Минобороны РФ по жилищным вопросам генерал-майора Вадима НИКОЛЬСКОГО.

   - Вадим Владимирович, неужели на самом деле ныне в армии так худо с жильем?
   - Цифры, которые приведены в упомянутой вами статье, абсолютно достоверны. Их Министерство обороны никогда не скрывало от общественности, в данном случае - от прессы. Что же касается расчетов на перспективу, то они сделаны автором материала весьма вольно. Чувствуется, что писал статью, скажем так, не специалист в жилищных вопросах, хотя отправные данные, повторю, полностью соответствуют действительности.
   Я бы обратил внимание на тот факт, что высвеченные цифры за последние три года практически не увеличились, несмотря на проводимое в стране значительное сокращение Вооруженных Сил и связанное с этим увеличение числа бесквартирных офицеров. Взяв статистику последних трех лет, мы можем четко сказать, что количество бесквартирных военнослужащих по линии Министерства обороны не увеличилось. Ну а вывод автора публикации о том, что для решения жилищной проблемы тех, кто стоит сегодня в очереди, потребуется 24,8 года, вызывает по крайней мере недоумение.
   - Ну а что касается упомянутого там же начальственного квартирного "НЗ" - восьмистах незаселенных квартир, четырехсот комнат в Москве?
   - Три года назад вместе с Департаментом муниципального жилья правительства Москвы мы провели обследование жилого фонда Министерства обороны. В нем действительно фигурировали сведения о 829 квартирах и 407 комнатах. Но как это звучало на самом деле в отчетах? Там говорилось, что данные квартиры и комнаты заселены, но в них проживают офицеры с пропиской, оформленной при войсковых частях. Почему? Да потому, что данное жилье заселено слушательским составом академий, а значит - временно. Эти военнослужащие были прописаны при академиях и воинских частях. Такой порядок определен еще постановлением Моссовета, затем продлен постановлением правительства Москвы и сохраняется до сих пор. Разговоры же о том, что эти квартиры якобы пустуют или ими по своему усмотрению распоряжаются чиновники Минобороны - домысел.
   То есть цифры в публикации приведены правильные, а их анализ получился слишком вольным и предвзятым.
   - А сколько в той же Москве офицер находится в очереди на получение жилья? Очередники какого года получают сейчас квартиры?
   - На сегодня самыми- самыми, так сказать, "долгождателями" являются очередники 1991 года и несколько человек, ставших на учет в 1990 году. Не исключаю, что кто-то с этим не согласится, скажет, что стоит в очереди с 1988-го или 1989 года. Но это могут сказать те, кто проживает в ближайшем Подмосковье, которое, кстати, порой территориально расположено к столице ближе, чем то жилье, которое мы ныне предоставляем якобы в Москве, например, в Южном Бутове или на других окраинах первопрестольной. Эти люди не потеряли права на жилье в Москве, но они живут в лучших с общепринятой точки зрения условиях, чем те, кому мы сегодня предоставляем квартиры в районах новостроек. И никто из них на самом деле не поменяет свой Мосрентген, который непосредственно примыкает к Москве, на вышеназванное Южное Бутово, практически - Подольск. Поэтому не исключаю, что в нашей компьютерной базе есть очередники еще с конца 80-х годов прошлого недавнего века. Но это отнюдь не свидетельствует о том, что мы не можем их обеспечить жильем. Официальный же предел стояния (если так можно выразиться) в очереди на сегодня - 1991 год.
   Этот одиннадцатилетний барьер образовался в Москве не сразу. В основном, как я уже сказал, его заметно увеличили перемены, происходившие в армии за последние годы, особенно в центральном аппарате Минобороны. Они вызвали большой, непрогнозируемый прирост числа бесквартирных офицеров. Учитывая ограниченные возможности в строительстве собственного жилья, а также значительное удорожание самого строительства в столице, мы не могли своевременно и быстро реагировать на ухудшение ситуации и увеличивать объемы строительства жилья в Москве соответственно резкому увеличению количества нуждающихся в нем военнослужащих.
   - Кстати, если верить газетам, сегодня при решении жилищного вопроса в столице Министерство обороны только тем и занимается, что продает принадлежащие ему земли и здания в обмен на квартиры.
   - Во-первых, такой способ решения жилищного вопроса в столице существует. Но министерство продает не принадлежащие ему дома, а площадки под жилищное строительство. Ярчайший пример. Думаю, что в ближайшее время будет принято постановление правительства Москвы (и наше руководство, надеюсь, одобрит будущую договоренность) о передаче городу под район новой застройки на Хорошевском шоссе (примерно на 400 тысяч кв. метров жилья), на территории Центрального аэродрома.
   Аэродром принадлежит Министерству обороны. Мы сами можем строить в этом районе по одному, два дома в год. При этом должны развивать и инфраструктуру. А это, кроме инженерных сетей и сооружений, школы, больницы, магазины и т.д. Одним словом, нести затраты, на которые, поверьте, Минобороны не в состоянии пойти при нынешнем уровне финансирования.
   Мэр Москвы предложил нам компромиссное решение, которое сейчас изучается. Достигнуты предварительные договоренности. В каком плане? Скажем, тридцать процентов от всего возводимого жилья переходит безвозмездно Министерству обороны. Выгодно ли это?
   Очень выгодно. Ведь правительство Москвы оставляет за нами право вложить в строящиеся дома еще и свои средства, выделенные в госбюджете на закупку жилья для военнослужащих, и за счет этого получить в них дополнительное, сверх тридцати процентов, количество квартир.
   - Это постановление уже готово?
   - Оно дорабатывается, но канва уже существует. Юрий Лужков, несмотря на то, что новый микрорайон будет застраиваться в течение четырех лет, учитывая тяжелейшую ситуацию, которая сложилась с обеспечением жильем военнослужащих в Москве, решил передать ту жилплощадь, которая предназначена Министерству обороны в этих домах, уже в этом году и в полном объеме. Квартиры будут предоставлены в районах массовой застройки, но с соответствующим коэффициентом, учитывающим разницу стоимости жилья в различных округах столицы. Кроме того, в счет названных мною 30 процентов остается еще 40 тысяч кв. метров, которые будут поступать Минобороны в процессе строительства непосредственно на самой Хорошевке.
   Обобщая, получим такую арифметику: мы планируем в этом году за счет строительства на Хорошевском шоссе получить 90 тысяч кв. метров жилья. Грубо говоря, в течение года равномерно по кварталам нам будет передано 1.300 квартир.
   - Получается, что почти каждый десятый из числа военных очередников в Москве получит в этом году квартиру?
   - Но в этом году утверждены все планы Минобороны и по собственному строительству. По окончании года мы сможем получить около 1.400 квартир. Квартир реальных, со всеми отчислениями инвесторам за счет строительства собственных домов в Жулебино, Никулино, Медведково, Текстильщиках. По сути сразу в нескольких местах мы ведем свое массовое строительство жилья.
   Вот на столе у меня лежит план жулебинского дома на 200 квартир, который будет сдан к концу этого года. В Никулине тоже планируется к сдаче дом более чем на 200 квартир. Еще два дома - в Медведково.
   В прошлом году у нас произошло заметное снижение темпов обеспечения жильем военнослужащих, что в целом обострило обстановку. Мы строили столько же жилья, как и раньше, но не в Москве. Те же, кто служит в Москве, не согласны жить в Подмосковье. По целому ряду причин. Льготы в столице существеннее. И по пенсионному обеспечению, и по медицинскому, и по лекарствам. Подмосковье отстает. Квартиры одинаковы. Проекты типовые. Но людей они не устраивают.
   А ведь в Подмосковье нам было бы гораздо легче строить дома, поскольку там больше строительных площадок, да и строить проще, быстрее. Отсюда парадокс: объем возводимого жилья мы не уменьшили, даже увеличили, но количество очередников не снизилось. Москвичей в погонах селиться за чертой города мы не уговорили.
   - Помнится, все ждали обмена 2-го дома Минобороны на 2.000 квартир.
   - Сегодня мы уже не рассчитываем на передачу этого дома в ведение Управделами Президента РФ. Как видите, мы встречаемся с вами как раз в этом здании. Никто отсюда не выехал и не выедет до тех пор, пока не будут выполнены те обязательства, которые заложены в программе его передачи.
   - То есть не отдадим второй дом?
   - Данного вопроса с повестки дня не снимаем. Если Управление делами Президента РФ выполнит данные им обязательства, мы соответственно выполним свои. Чтобы получить еще как минимум те самые две тысячи квартир.
   Считаю, что для 2002 года даже осуществление тех программ, которые я назвал, снизит ту нагрузку, которую несет на себе Москва в отношении бесквартирных офицеров.
   Над чем мы еще работаем? Может, рано говорить об этом как факте, но совместно с правительством Москвы начали отработку первого, или, если хотите, "пионерного" строительства дома за государственные жилищные сертификаты (ГЖС). Будем действовать на паритетных началах: половину сертификатов даем мы, половину - город. И таким образом попытаемся столкнуть с мертвой точки проблему уволенных в запас офицеров.
   Для нас это важный фактор. Пусть для начала построим дом на сто или двести семей. Главное, появится методика реализации сертификатов в Москве. И если она пойдет, то все увольняемые военнослужащие будут застрахованы от случайностей рынка, а сама проблема будет решаться по накатанному пути. Это очень интересный проект, с которым работает от имени города департамент муниципального жилья, департамент перспективного строительства, а с нашей стороны -ГлавКЭУ, аппарат начальника строительства и расквартирования войск - заместителя министра обороны.
   Наша задача - в текущем году "вытащить" хотя бы один сертификатный дом. Чему, надеюсь, будут способствовать изменения в порядке реализации сертификатов. В них, в этих изменениях, уже будут заложены некоторые моменты, позволяющие применять обозначенную мною методику. При получении ГЖС будут учитываться допольнительно льготные метры, будет выплачиваться всем участникам программы полная стоимость жилья с учетом специфики региона. Продлены до девяти месяцев сроки реализации сертификата. У владельцев сертификатов появится возможность участвовать в строительстве домов.
   - Есть мнение, что жилищная проблема была бы не столь острой при наличии у Минобороны достаточного служебного жилищного фонда...
   - Мы сделали несколько предложений о готовности взять в аренду жилые дома в Москве. Причем именно под служебное жилье. Предложения сделаны, но окончательного ответа пока нет. И пока рановато говорить о конкурсе на подобные предложения. Дело в том, что в системе городского законодательства этот вопрос не проработан. Например, на каких условиях может сдавать жилье в аренду коммерческая структура? Она, между тем, готова передать нам построенные дома. Но на каких условиях, правах, по каким ценам? Все это требует законодательных решений на уровне Московской городской думы.
   - Предусматривается что-то вроде доходных дореволюционных домов?
   - Да. Владелец будет передавать в аренду Минобороны квартиры или дома. А Министерство обороны в свою очередь на период прохождения военной службы офицером будет предоставлять ему жилье в этих домах и платить арендную плату. Сейчас мы пытаемся оформить под аренду несколько домов, но на каждом шагу возникают трудности законодательного плана, хотя люди там уже живут.
   Кроме этого, прорабатывается вопрос использования для военнослужащих ипотечной системы, когда офицер может взять квартиру сразу, а Минобороны будет выплачивать за нее (и за него) финансовые средства в течение определенного периода времени. К сожалению, данная программа в государственном масштабе также еще не отработана.
   - После нашей беседы у людей военных оптимизма, наверное, прибавится. Квартир обещано больше, министерство вынашивает новые проекты в жилищной области...
   - Мне со своей стороны тоже хотелось бы задать вопрос. Возьмите данные Госстроя и скажите, кто еще предоставляет своим сотрудникам бесплатное жилье? Наверное, из всего объема бесплатного жилья 90 процентов приходится на военное ведомство, и только 10 процентов предоставляют органы местной власти. Возможно, этот процент уже ниже. Все другие ведомства переходят на различные субсидии, займы и т.п. Естественно, у нашего бесплатного жилья собираются всевозможные "родственники" военнослужащих, "беженцы" и т.д., имеющие документы, по которым мы включаем их в состав семьи офицера накануне получения им долгожданной квартиры. Мы не сможем закрыть силами Минобороны Государственную миграционную программу. А из-за этого страдают другие военнослужащие.
   Скажу больше. Министерство обороны - единственный государственный институт, который оставил за собой все прежние обязательства перед военнослужащими. И, кстати, мы выдерживаем нормы предоставления жилья с учетом положенных по закону льгот.
   Кроме того, в Минюсте сейчас проходит проверку наш проект постановления Правительства России по семьям погибших военнослужащих. Об этом говорят нечасто, но Министерство обороны обеспечивает жильем и большинство вдов погибших военнослужащих. Ныне - с помощью Национального военного фонда, который очень активно подключился к проблеме. До этого решали ее самостоятельно.
   Сейчас мы пошли дальше. Поставили перед правительством вопрос о том, чтобы это жилье предоставлялось семьям по нормам, учитывающим погибшего военнослужащего. Это, я считаю, наш святой долг. Семья не должна страдать из-за того, что муж и отец не успел получить квартиру при жизни. С одобрения министра обороны, по решению начальника строительства и расквартирования войск - заместителя министра обороны мы в своих домах так и делаем. Но когда выходим на городские структуры, они на это не идут. Сегодня наше предложение прошло согласование во всех структурах и находится, как я уже сказал, в Минюсте. Думаю, семьи не будут ущемлены в этом вопросе.
   Не могу не сказать и о том, что наше министерство, кроме "мирного жилья", строит еще и Чечню, участвует в других специальных операциях. Но для решения жилищной проблемы военнослужащих в целом надо, на мой взгляд, принимать смелые и принципиальные шаги, в том числе законодательные.
   Поэтому сейчас на первый план выдвигается программа "Жилье по контракту", согласно которой военнослужащий будет получать жилье не по составу семьи, а по тому, сколько и как он прослужил в армии. И чем быстрее мы перейдем к системе обеспечения жильем по контракту, тем легче выполним весьма ответственные социальные обязательства перед военнослужащими.


Назад
List Banner Exchange

НАШ АДРЕС:

redstar@mail.cnt.ru

 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker