на главную страницу

12 Марта 2002 года

Пульс планеты

Вторник

Когда за винтовки берутся премьеры

Алексей ЛЯЩЕНКО,«Красная звезда».



В крупнейших за последние годы учениях НАТО «Стронг Ризолв-2002», проходящих на территории Польши и Норвегии, впервые участвуют военнослужащие оборонительных сил стран Балтии. Это, как особо отмечается официальными кругами в Латвии, Литве и Эстонии, лишний раз подчеркивает близость альянса и стран Балтии. И она-де рано или поздно должна вылиться только в одно – вступление Латвии, Литвы и Эстонии в Североатлантический альянс. С учетом российской позиции по этому вопросу или без.

   По натовским стандартам
   В последнее время внешнеполитическая активность стран Балтии, направленная на интеграцию в НАТО, приняла невиданный доселе размах. Только за последние три недели информационные агентства сообщили о как минимум пяти официальных встречах военных и внешнеполитических экспертов трех балтийских стран по проблематике их вступления в НАТО. В начале марта состоялась и очередная встреча министров обороны Латвии, Литвы и Эстонии, на которой детально обсуждались вопросы интеграции в альянс и совместные оборонные проекты балтийских республик. С другой стороны, не иссякает поток натовских визитеров в страны Балтии. Причем как на высоком представительском уровне (к примеру, заместитель генерального секретаря НАТО, министр обороны Великобритании и т.д.), так и рангом меньше. Например, частыми гостями здесь стали эксперты альянса, от итоговых выкладок которых по реформированию оборонительных сил балтийских стран зависит очень многое.
   Именно под их контролем три страны Балтии примерно в одно время тщательно выполнили «домашние задания» - разработали и представили в Брюссель планы по подготовке своих оборонительных сил к интеграции в военную структуру НАТО. В документах, отражающих краткосрочные и долгосрочные мероприятия по реформированию национальных систем обороны, подчеркнуто, что все делается «в соответствии со стандартами НАТО». В частности, к ним Латвия, Литва и Эстония должны были привести командные, управленческие, тыловые и разведывательные структуры. И рабочий язык в оборонительных силах трех стран уже английский.
   Стандарты НАТО учитываются в балтийских столицах при подготовке офицерского корпуса и служащих оборонительных сил, оснащении армии, приведении в порядок непредусмотрительно разбитых и разворованных бывших советских военных баз, на основе которых в подавляющем большинстве планируется воссоздать учебные центры и аэродромы. Кстати, все три балтийские республики в своих программных документах указывают, что они, естественно, готовы в случае необходимости предоставить «значительные объекты инфраструктуры для нужд НАТО». Среди них, по мнению экспертов, могут оказаться бывшие советские и российские военные базы, например порт в Лиепае (Латвия), учебный центр в Палдиски (Эстония), военные городки под Каунасом (Литва). Или, скажем, некогда самый лучший в Европе военный аэродром в эстонском городе Тарту, служивший для базирования стратегических бомбардировщиков.
   По стандартам НАТО и опять же при непосредственном участии стран - членов альянса, в первую очередь - США, готовятся и разведывательные структуры стран Балтии. На базе Калевского отдельного пехотного батальона в Эстонии создан центр подготовки диверсионно-разведывательных подразделений с американской программой обучения и привлечением инструкторов из США. Представители технических служб армейской разведки и других спецподразделений Эстонии, кроме того, обучаются и в США. На литовской стороне Куршской косы при материальном и финансовом содействии США установлен пункт технической разведки, позволяющий следить за военно-морскими и сухопутными объектами российских войск в Калининградской области. Литовские специалисты минно-подрывного дела готовятся на главной базе ВМС США Норфолк, а на Сицилии прошли подготовку инструкторы подразделений боевых пловцов Клайпедского батальона морской пехоты, который стал ядром сил специального назначения Литвы.
   Участвуя в нынешних учениях «Стронг Ризолв-2002», Рига, Вильнюс и Таллин, по мнению наблюдателей, если не сдают экзамены, то пишут «контрольную работу» по совместимости их вооруженных сил с НАТО. И рассчитывают если не на отличные, то уж точно на хорошие оценки.
   У порога России
   Хотя, оценивая боевые возможности вооруженных сил стран Балтии, эксперты пока невысокого о них мнения. В частности, указывается на то, что все три армии испытывают нехватку современной боевой техники и вооружений, а уровень боевой подготовки большинства военнослужащих невысок. Сегодня, например, регулярные вооруженные силы Латвии состоят из 6.500 чел., в число которых входят и 2.350 солдат и офицеров национальной гвардии. Резерв, по опубликованным данным, составляет 14.400 человек (5-7 мотопехотных бригад). Есть еще военизированные формирования, например пограничные войска численностью около 3.500 человек. Сухопутные войска организационно состоят из одной мотопехотной бригады, по сути являющейся усиленным мотопехотным батальоном, разведывательного батальона, артиллерийской части, роты миротворцев, группы специального назначения. На вооружении состоят 3 танка Т-55, полученных в свое время из Чехии, 13 БТР М42, 2 БРДМ-2, около 30 устаревших шведских и датских 100-мм буксируемых пушек, до 40 минометов калибра 82 и 120 мм. Также имеются силы ПВО – около 40 зенитных артиллерийских и ракетных установок, устаревших морально и физически. ВВС насчитывают около 200 человек, 2 самолета Ан-2, L-410, 3 вертолета Ми-2 и Ми-8. ВМС - свыше 800 человек (включая 250 военнослужащих так называемого батальона охраны), 3 патрульных катера, 3 тральщика.
   Оборонительные силы Эстонии помощнее латвийских. Регулярные вооруженные силы насчитывают порядка 4.500 человек. Вся Эстония разделена на 4 военных округа и 14 районов обороны. Сухопутные войска состоят из 8 батальонов: разведывательного, охраны, миротворческого и 5 пехотных, а также артиллерийской части. На их вооружении 32 бронетранспортера, до 60 минометов различных калибров, около 20 орудий буксируемой артиллерии и свыше 400 безоткатных, 100 зенитных установок и порядка 15 пусковых установок противотанковых управляемых ракет. ВВС насчитывают 110 человек и состоят из 2 самолетов Ан-2 и 3 вертолетов Ми-2. ВМС страны – 300 человек, один фрегат, 2 патрульных катера, 4 минно-тральных корабля, 2 вспомогательных судна. Есть еще пограничная охрана, насчитывающая в своем составе около 300 человек на 30 патрульных катерах.
   Наиболее боеспособными из всех стран Балтии, по мнению, кстати, тех же натовских экспертов, являются вооруженные силы Литвы. Страна разбита на 3 военных округа. Регулярные вооруженные силы состоят из 12.200 человек. Сухопутные войска насчитывают 7.500 военнослужащих и состоят из 2 мотопехотных бригад (одна из них - элитная «Железный волк» - самое боеспособное соединение в странах Балтии), учебного полка, отдельного егерского полка, инженерного батальона, артиллерийского дивизиона, миротворческой роты. В резерве, согласно официальным данным, находится 10 полков, 36 батальонов, 130 рот территориальной обороны, 2 эскадрильи армейской авиации или свыше 330 тысяч человек, в том числе первой очереди - 28 тысяч, второй - 308 тысяч человек. На вооружении сухопутных войск Литвы находится более 70 БТР (около 50 - М113А1, около десятка - БТР-60 и более 10 - М42), 10 БРДМ-2, 10 МТ-ЛБ, около 200 гранатометов РПГ-7, свыше 40 120-мм минометов, более 110 пусковых установок береговой обороны «Карл Густав». В ВВС, насчитывающих 800 человек личного состава, - 8 учебных самолетов L-39, которые могут использоваться как легкие штурмовики, 2 L-410, 6 самолетов Ан-24, 3 Ан-26, 4 вертолета Ми-2, 6 Ми-8 и Ми-17. ВМС (около 600 человек) состоят из 2 малых противолодочных кораблей, 3 патрульных катеров, 2 тральщиков, штабного и одновременно учебного корабля. Береговая охрана – 550 человек и 4 патрульных катера.
   В военном строительстве три балтийские республики уделяют огромное внимание созданию сил самообороны, готовых в случае вооруженного конфликта вести партизанскую войну. Об этом, например, в Эстонии было объявлено бывшим президентом Леннартом Мери. Но и при новом лидере – Арнольде Рюйтеле - на государственном уровне провозглашен приоритет военных сборов для населения над гражданскими делами. Причем нередко надевают форму и ползают по лесам и болотам с какой-нибудь закупленной в Израиле автоматической винтовкой начала 80-х премьер-министры и министры, личным примером показывая всю важность постоянной готовности к мобилизации.
   Еще одно направление военных усилий стран Балтии - латвийско-литовско-эстонские совместные оборонные проекты. К слову сказать, сотрудничество Риги, Вильнюса и Таллина наиболее интенсивно развивается именно в этой области. Естественно, что все совместные военные проекты стран Балтии реализуются при активной поддержке и участии третьих стран, как правило, членов Североатлантического альянса.
   Наиболее крупным и успешно функционирующим проектом в настоящее время является объединенный балтийский миротворческий батальон - «Балтбат». Он состоит из трех рот - латвийской, литовской и эстонской - и имеет общую численность в 700 человек. «Балтбат» укомплектован только контрактниками. Его учебно-тренировочные центры: латвийской роты - в Адази (здесь же расположен штаб батальона), эстонской - Палдиски, литовской - в Рукле. Политическое руководство батальоном осуществляется комитетом министров обороны трех стран. Решения об участии военнослужащих «Балтбата» в миротворческих операциях принимаются на основе консенсуса. В дальнейшем планируется провести реорганизацию «Балтбата». По замыслу, он будет состоять из пяти рот (к трем существующим добавятся инженерная и рота огневой поддержки с артиллерийскими и противотанковыми взводами) и принимать участие в миротворческих операциях непосредственно под руководством НАТО.
   Другими совместными проектами вооруженных сил стран Балтии являются объединенная эскадра минных тральщиков «Балтрон», объединенный военный колледж «Балтдефкол» и проект «Балтперс». Основные задачи «Балтрона», главным координатором которого стала Германия, - траление мин и участие в международных маневрах на Балтике, где отрабатывается взаимодействие военно-морских сил НАТО. Основанный в эстонском городе Тарту «Балтдефкол» функционирует с августа 2000 года и предназначен для подготовки командно-штабных кадров, которая ведется преподавателями из стран Северной Европы по программам и стандартам НАТО. Создание Латвией, Литвой и Эстонией быстродействующей мобилизационной системы с компьютерным банком данных, позволяющих практически моментально определить роль и место мобилизуемого гражданина - проект «Балтперс», - ведется совместно со Швецией.
   Еще один проект - «Балтнет» - преследует цель создания единой системы наблюдения и контроля за воздушным пространством над Балтией, а также оперативного обмена информацией. В перспективе планируется соединить «Балтнет», координатором которого выступает Норвегия при непосредственной поддержке США, с радарными системами наблюдения и обнаружения НАТО. В результате альянс сможет следить не только за всей акваторией Балтийского моря, но и заглядывать в глубь территории России на дальность примерно в 600 километров. Нельзя исключать, что следующим шагом станет, к примеру, освоение воздушного пространства и аэродромов стран Балтии самолетами дальнего радиолокационного обнаружения и управления (АВАКС) ВВС США, которые сейчас дислоцированы в Исландии. Кстати, покупка только одного радара для «Балтнет» военному ведомству Латвии, бюджет которого в прошлом году составил 90 млн. долларов, обошлась примерно в 5,5 миллиона долларов. А для полноценного функционирования этого проекта каждая балтийская республика должна закупить по три радара да еще дооборудовать национальные центры в Риге и Таллине, общий региональный центр в Каунасе.
   Оказывая политическую и материальную помощь в развитии вооруженных сил стран Балтии, руководство НАТО, естественно, не особо рассчитывает на какой-то значимый их вклад в военную составляющую альянса. Намного важнее для него получение здесь плацдармов для развертывания сил НАТО. Тем более что от эстонской границы до Санкт-Петербурга всего-то около 300 километров. А в том, что в случае вступления стран Балтии в НАТО на их территории появятся, вопреки нынешним заверениям, военные базы и альянса, и США, сомневаться, увы, не приходится.
   Возможность этого уже прописана в соответствующих законах Латвии, Литвы и Эстонии (в рамках подготовки к интеграции в НАТО законодательство также должно быть приведено к стандартам альянса). Так, в Латвии иностранным военнослужащим разрешено находиться на территории не только во время учений. При этом серьезно расширены их права. Иностранный, но, естественно, натовский солдат может въехать в Латвию без паспорта – достаточно любого документа, удостоверяющего личность. Планируется, что он будет освобожден от всех подоходных налогов в латвийскую казну, если они получены при исполнении служебных обязанностей. Наконец, иностранцам позволено носить и применять огнестрельное оружие. Подобные документы или их проекты есть и в Литве с Эстонией.
   Каким будет ответ
   Присутствие иностранных военнослужащих на территории стран Балтии окончательно прояснит вопрос об их независимости, которой они якобы так дорожат. Собственно, ее уже практически нет. Потому что вместе с военным сотрудничеством с НАТО и громкими словами далекой Америки о «стабильности и гарантиях безопасности от имперской России», в страны Балтии ринулись большие деньги. В итоге они уже фактически оккупированы большим иностранным, в первую очередь американским, бизнесом, за которым следует политическая зависимость в первую очередь от США. Инвестируя капиталы в экономики стран Балтии, американцы стремятся подчинить своему влиянию их основные отрасли, оттесняя на вторые роли Германию, Швецию и Финляндию. Особенно четко это видно на примере Литвы, где американцы уже хозяйничают в таких секторах инфраструктуры, как энергетика, связь, нефтеперерабатывающий комплекс.
   Вместе с тем выполнение требований Вашингтона и Брюсселя, как считают аналитики, сказывается на социальной ситуации в странах Балтии, переживающих экономический кризис и все более активно усекающих бюджетные социальные программы, что может привести к возникновению очагов внутренней напряженности. Естественно, что все «сливки» снимет, как водится, Запад, в частности военно-промышленные комплексы ведущих стран НАТО, которые уже сейчас получают пусть небольшие по объему, но уж точно долгосрочные и перспективные заказы.
   Однако балтийские политики всего этого не хотят замечать, демонстративно отказываясь от гарантий безопасности со стороны России. Более того, активно используя не только военный пиар со стороны премьеров, но и пропаганду всех «плюсов» членства в НАТО, главными из которых называется «стабильность и защита» от чуть ли не любых угроз, включая «российскую», они целенаправленно ведут балтийские республики в Североатлантический альянс. При этом, естественно, оставляют в тени тот факт, что НАТО вряд ли упрочит их национальную безопасность. Скорее, наоборот, страны Балтии могут оказаться втянутыми в какие-нибудь очередные натовские авантюры, как, скажем, агрессия против Югославии, к которым альянс подталкивает силовая политика Вашингтона. В балтийских столицах умалчивают и о том, что в НАТО входят две страны, находящиеся фактически в состоянии войны, – Турция и Греция, что разногласия между Германией и Польшей как существовали в историческом и бытовом плане, так и не исчезли с вступлением последней в альянс…
   Совершенно очевидно, что Таллин, Рига и Вильнюс не хотят при работе с населением акцентировать внимание на этих нюансах. На том, что в современных условиях для противодействия новым вызовам и угрозам, с которыми сталкиваются даже более благополучные, чем страны Балтии, государства, абсолютно не нужны все эти мотопехотные и танковые дивизии, ракетные комплексы и стратегическая авиация НАТО. А нужно совсем другое: добрососедские и доверительные отношения со всеми соседями, основанные на взаимной выгоде. Для стран Балтии – в первую очередь с Россией.
   Но там уже, видимо, считают свое членство в НАТО лишь вопросом времени, не подлежащим обсуждению с Россией. А посему на все попытки Москвы убедить не делать этот шаг отмахиваются дежурными заявлениями типа «страны Балтии в составе НАТО никакой угрозы России не несут». Однако это далеко не так, и Россия не может мириться с продвижением такой военной организации, как НАТО, к своим границам. К сожалению, ее беспокойство по этому поводу не разделяется ни в странах Балтии, ни в самом Североатлантическом альянсе. Даже наладившееся сотрудничество Москвы с Вашингтоном, Лондоном, Берлином, Парижем, совместная борьба с международным терроризмом пока так и не распространились на процесс расширения НАТО на Восток.
   А времени до пражского саммита НАТО, который состоится нынешней осенью и на котором планируется рассмотреть вопрос о новых членах альянса, становится все меньше. В этой связи встает вопрос о том, что должна предпринять Россия в оставшиеся месяцы, чтобы не допустить негативного для ее безопасности процесса. Анализируя возможности нашей страны в этом плане, эксперты выделяют два пути ее действий. Политический – договориться с НАТО о полномасштабном и реальном, а значит, принципиально новом сотрудничестве в формате «двадцатки», который позволит ей влиять на вопросы укрепления безопасности как на континенте, так и собственной. И военный – восстановить боеготовность группировки на Северо-Западном направлении. Что касается первого, то переговоры идут, но с большой пробуксовкой. Час пик для них – май, Рейкьявик, где на высоком уровне будет обсуждаться формат сотрудничества России и НАТО. Второй путь реализовать, конечно же, проще. Но можно представить, какой шум поднимется вокруг только объявления Северо-Западного направления приоритетом в обеспечении национальной безопасности. Тем не менее расширение НАТО за счет стран Балтии, приближение военной машины альянса к российским границам – вопрос для нашей страны принципиальный, и это должны со всей серьезностью сознавать все наши партнеры и оппоненты.
   На снимке: 1995 год. Тогдашний премьер-министр Эстонии Март ЛААР на военном сборе.


Назад
List Banner Exchange

НАШ АДРЕС:

redstar@mail.cnt.ru

 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker