на главную страницу

13 Марта 2002 года

Армия и общество

Среда

А были в одном окопе...

Петр АЛТУНИН, "Красная звезда".



Звонки, звонки в редакцию. И письма - их столько от военных пенсионеров в последнее время не приходило. А тема одна: с военными пенсиями нынче неладно. Разумеется, оговариваются авторы писем, неладно и с денежным довольствием военнослужащих - тут и общий, основанный на собственном опыте взгляд на проблему, и непосредственная заинтересованность: ведь от размера денежного содержания, и только от него, зависит размер пенсий. А он за последний год практически не вырос. Между тем жизнь за это время подорожала чуть ли не на одну треть.
"У меня 29 лет выслуги, в том числе 12 лет "северных", - пишет офицер в отставке С. Ежаков из г. Электросталь Московской области. - Уволился с кучей болезней: панкреатит, стенокардия, перенес сложную операцию на желудке. Почти половина пенсии сейчас уходит на лекарства, а цены на них резко пошли вверх, одна четверть пенсии - на оплату жилья. На питание почти ничего не остается".
"Я живу в городе Ухта Республики Коми, - это строки из письма майора в отставке Григория Шевелева. - Здоровье никудышное, но как день начинается, хожу по магазинам и рынку в поисках более дешевых продуктов. Но как ни старайся, цены не сдвинешь: молоко - 9 рублей литр, мясо - 90, сахар - 20, хлеб держится 7,5 рубля, но за счет уменьшения веса буханки... А цены за жилплощадь просто задушили. Пенсия же - 1.600 рублей. Как тут свести концы с концами? А я ведь служил верой и правдой в гарнизонах Мурманской, Архангельской областей, Приморского края и Камчатки - в морской авиации и, казалось бы, заслужил право на нормальную жизнь".
С горечью и болью пишут в редакцию о своих проблемах в результате "остановившейся" в росте военной пенсии участник и инвалид Великой Отечественной войны капитан в отставке Федор Курутканов (г. Рязань), послуживший в свое время много лет на Новой Земле и Земле Франца-Иосифа, где заболела жена, а один из сыновей стал инвалидом; полковник - инженер в отставке Евгений Павлычев (Самарская область), ветеран ядерного оружейного комплекса, потерявший там свое здоровье и до сих пор не получающий положенную ему надбавку за ту тяжелую и опасную службу. Жалуются на незаслуженное к себе отношение участники войны Иван Семихатский из Архангельска, Дмитрий Гайдуков из Новосибирска, Александр Дедиков из Ростова, Леонид Щербинин из Владимира и многие другие. А постоянный читатель "Красной звезды" инвалид ВОВ москвич Василий Непряхин, прочитав в газетах расплывчатые интервью относительно обещанных сроков повышения военных пенсий, заключил: многие бывшие служивые, кому уже за 70 лет, просто не доживут до этих дней...
Участившиеся письма, звонки в редакцию, содержащие жалобы на "нелады" с пенсиями, теряющими день ото дня свою стоимость, объяснимы еще тем фактом, что в последнее время значительно выросли пенсии у многих слоев гражданского населения, тем более у тех, кто ее получает с учетом индивидуального коэффициента. Тут бы и радоваться за тех своих сограждан, у кого действительно были заниженные и в основном нивелированные пенсии. Но можно ли считать нормальным, когда теперь, после их роста, во многих случаях они стали "перегонять" военные пенсии?
Надо ли напоминать известную во все времена и во всех странах истину, что люди в погонах, защитники Отечества, за свою тяжелую, сопряженную с постоянными опасностями для здоровья и самой жизни службу имели соответствующие льготы и преимущества? Ведь что такое эта служба в наших гарнизонах, в частях постоянной боеготовности? Это - нынче здесь, в Подмосковье, а завтра там - на Камчатке или в Забайкалье, а через год - в Чечне или другой "горячей точке"... Это так называемый "семичасовой" (от семи утра до семи вечера) рабочий день. Это тревоги, полевые учения и морские походы. И если говорить о сегодняшнем дне - бесквартирье: или комната в общежитии, или по найму "у тети Маши".
Да и раньше, в советский период, военная служба медом не казалась. Майор в отставке Федор Григорьев пишет: за службу я поменял 26 квартир, 10 государственных и 16 частных... Вот что такое быть "на службе государевой". Так неужели человек в погонах, отдавший всего себя служению Отечеству, вооруженной защите его, не заслужил права на нормальную пенсию, на квартиру, уважение? Мне кажется, задаваться таким вопросом можно было в начале 90-х годов, когда "лжедемократы" всячески третировали Вооруженные Силы, а не сегодня, когда мы слышим справедливые и веские слова о необходимости их всемерно поддерживать и укреплять.
В письмах и звонках в редакцию с прошлого года и по сей день особенно резко звучит обида инвалидов и участников Великой Отечественной войны по поводу повышения пенсий с 1 мая 2001 года некоторым категориям инвалидов и участников Великой Отечественной войны на значительную сумму - более чем на тысячу рублей. Но, к удивлению авторов писем, это повышение оказалось лишь для тех пенсионеров, кто получает пенсию от органов социальной защиты населения Российской Федерации. Военных пенсионеров оно не коснулось.
Вот строки из письма в редакцию от пенсионера Минобороны, инвалида Великой Отечественной войны из Екатеринбурга Бориса Саматова: "Я на фронте командовал стрелковым взводом, был трижды ранен, последний раз тяжело. Сейчас за боевые действия получаю надбавку к пенсии 740 рублей (четыре минимальные пенсии), а по линии соцзащиты населения РФ рядовой и сержантский состав получают 1,5-2 тысячи (вторая пенсия). Таким образом, общая пенсия у этой категории такая же или даже больше, чем у офицеров. Чем заслужили офицеры-фронтовики такой перекос в оценке их ратной службы?
О роли офицера на переднем крае во время боевых действий нет необходимости говорить. Не случайно в Великую Отечественную их и погибло около миллиона человек.
Я понимаю все наши бюджетные трудности, то, что нет возможности сделать желаемое в короткие сроки, но и жить-то нам осталось совсем немного и хотелось бы, чтобы эта финишная прямая соответствовала вкладу в общую Победу каждому по заслугам перед Родиной или была хотя бы одинаковой по нашей теперешней бедности".
А вот письмо из Нижегородской области от инвалида 2-й группы полковника в отставке Петра Любомирова, который, как заместитель председателя Совета ветеранов, пишет от имени своих товарищей, офицеров-фронтовиков. Он так и назвал письмо: "Служили два товарища".
"Вместе воевали на фронте, были, как говорится, в одном окопе. Но одни после войны демобилизовались, а другим были присвоены офицерские звания, и они еще прослужили по 20-25 лет, сменив по десятку гарнизонов (Монголия, Даурия, Кушка, другие), выполняли интернациональный долг в Корее, Вьетнаме, Египте. Получили ранения, контузии. В силу этих обстоятельств их подруги-жены теперь не имеют достаточного трудового стажа, и их пенсии составляют 600-660 рублей. И вот финал: первым, в основном в прошлом рядовым и сержантам, по новому пенсионному закону как инвалидам войны к трудовой пенсии доплачивается пенсия по инвалидности, равная трудовой пенсии (1.504 рубля), и плюс одна минимальная пенсия по старости (185 рублей). Всего добавка составляет 1.689 рублей. А пенсионеру Минобороны к пенсии добавляются три минимальные пенсии по старости (555 рублей). В итоге командир полка - инвалид войны получает в 1,2 раза, а командир батальона - в 1,5 раза меньше бывшего сержанта, инвалида войны. Какая же здесь логика, какая справедливость?"
Недоумевает участник войны полковник в отставке Алексей Гвоздеев: "С высокой трибуны нам, инвалидам войны, было обещано, что пенсия будет повышена до 3.400 рублей. И действительно, мой сосед, сержант, с нового года стал получать пенсию 3.360 рублей, моя же так и осталась на прежнем уровне - 2.674 рубля".
Об этом же - письма от имени ветеранов из г. Дубна Московской области полковника в отставке Николая Ковалева, полковника в отставке Андрея Булавы и офицера-фронтовика Петра Вещунова из Санкт-Петербурга и другие.
Уточняем: во всех этих письмах-жалобах речь идет о Законе РФ № 38-ФЗ от 16 апреля 2001 года. Закон, конечно, есть закон, но ведь и законы, если возникает необходимость, и изменяются, и дополняются. Хочется верить, что это произойдет уже в ближайшее время.


Назад
List Banner Exchange

НАШ АДРЕС:

redstar@mail.cnt.ru

 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker