на главную страницу

15 Марта 2002 года

Армия сегодня

Пятница

ОНИ ОСТАНОВЯТ И ТЕРМИНАТОРА

Беседу вел Виталий ДЕНИСОВ"Красная звезда".



Воздушно-десантные войска в нашей стране давно окружены ореолом романтики. Непопулярная в последние годы армейская служба в случае с ВДВ носит характер приятного исключения: молодых людей, желающих надеть голубой берет и стать в строй крылатой пехоты, по-прежнему хватает. Об этом рассказывает начальник Рязанского дважды Краснознаменного института ВДВ им. В.Ф. Маргелова полковник В. КРЫМСКИЙ.

- Владимир Яковлевич, что из себя представляет легендарный вуз - Рязанский институт ВДВ - сегодня. Кого вы готовите в его стенах и как?
- Мы готовим прежде всего специалистов военного управления для службы в армии на первичных офицерских должностях командиров взводов. Сегодня институт - это курсантские подразделения, обучающиеся по
5-летней программе. Но учатся они по двум разным программам. 1-й курс с прошлого года готовится по новому государственному образовательному стандарту по специальности "лингвист-переводчик", а 2-5-е курсы - по старому, инженерному.
- До назначения на должность начальника института вы были начальником штаба тактической группировки ВДВ на Северном Кавказе. Как используется в процессе обучения и подготовки курсантов опыт первой и второй чеченских кампаний, других конфликтов, куда привлекались силы и средства воздушно-десантных войск?
- Можно сказать, что на все 100. Мы стараемся готовить будущих офицеров-десантников к тем условиям, в которых им придется оказаться сразу после выпуска из института. А действительность в войсках такова, что общая программа боевой подготовки, рассчитанная на 5 месяцев, практически не действует, а применяется программа подготовки полковых тактических групп.
В качестве подтверждения того, насколько глубоко и серьезно мы учим наших подопечных науке побеждать, приведу только один пример. С 1 июля для выпускного курса намечен горный полевой выход в окрестностях Новороссийска. Так вот, если раньше учения разрабатывались по достаточно общей тематике - десантирование, захват объекта в тылу врага, то в этом году наша кафедра тактики предложила более "живую" тему - "действия парашютно-десантной роты в составе батальонной тактической группы при ведении разведывательно-поисковых действий в горах".
- А из числа преподавателей много ли тех, кто принимал участие в боевых действиях?
- Много. Но тут мы пошли еще дальше - в Чечне постоянно находятся наши офицеры в качестве направленцев оперативной группы на парашютно-десантные полки. Это - полное знание обстановки и контроль за выполнением боевых задач полковыми и батальонными тактическими группами. Опыт, полученный там, позволяет, само собой, вносить оперативные изменения и в процесс обучения.
- Часто ли курсантам приходится совершать прыжки?
- Программа воздушно-десантной подготовки у нас никогда не сокращалась. Даже в самые сложные времена. Чуть меньше курсанты прыгают с больших самолетов военно-транспортной авиации, но в целом подготовка сохраняет уровень, необходимый для настоящего десантника. Кроме того, мы стремимся использовать любую возможность, чтобы "попрыгать". Вот и в недавнем десантировании Нарофоминского батальона под Вязьмой участвовал и наш курсантский взвод.
- ВДВ - воюющий род войск. За последние годы огромное количество солдат и сержантов прошли школу Балкан, Абхазии, Дагестана и Чечни, где получили громадный боевой опыт и серьезную жизненную школу. Много ли из их числа приходит к вам учиться?
- К сожалению, очень мало, что я вынужден был констатировать и на одном из последних военных советов ВДВ. Мы намерены менять положение. Для этого уже сейчас в соединения и части (в том числе и в Чечню) отправлены офицеры, которые занимаются отбором кандидатов для поступления в институт. Потому что парень, отвоевавший в Чечне, награжденный орденами и медалями, зачастую возвращается домой в глухую деревню абсолютно никому не нужный, где не может устроиться даже скотником в родной колхоз. А армия теряет при этом уже подготовленного специалиста.
- Интересно, а каков конкурс в "голубые береты"?
- Более 20 человек на место. Для сравнения: во время моего поступления в тогда еще Рязанское воздушно-десантное училище в 1978 году за место в курсантском строю боролись 17 претендентов, и это был самый, наверное, рекордный набор за всю историю вуза вплоть до 2000 года.
- А получают ли ваши воспитанники какую-то специальную подготовку?
- Да, мы готовим и "спецов". На каждом курсе у нас есть так называемые "языковые" группы, которые владеют тем или иным иностранным языком на уровне выпускников МГИМО, а то и выше. Естественно, иняз дается в комплексе с серьезной разведывательной подготовкой. Существовавший одно время перекос в сторону подготовки переводчиков мы решительно исправили - ВДВ нужны универсалы. А за основу программы существующих на каждом курсе взводов взята проверенная временем программа бывшей 9-й роты, выпускники которой и сегодня составляют костяк армейского спецназа.
Естественно, что курсанты этих пяти взводов дополнительно изучают вооружение, технику, средства связи специальных и разведывательных подразделений. А лейтенантами они распределяются в основном в отдельный разведывательный полк ВДВ, отдельные разведроты дивизий, разведроты полков. В нынешнем году, кстати, будет первый выпуск такого взвода "интеллектуальных суперменов".
- Рязанщина - родина Есенина, край богатейшей культуры. Хватает ли времени у курсантов на то, чтобы знакомиться с историей, искусством?
- В этом смысле мне пришлось совершить небольшую революцию. Кое-кто раньше считал, что походы в театры, картинные галереи - вещь не то что второстепенная, а даже лишняя. Пришлось ломать ситуацию, объяснять, что нельзя приучать наших ребят только к автомату да лопате. И теперь каждое воскресенье курсанты - желанные гости в городской филармонии, музеях Рязани. Конечно, не все из них понимают, зачем им музыка Рахманинова или Шнитке, но со временем они еще будут благодарить нас за этот культурный всеобуч.
- А много ли в училище тех, чьи отцы погибли при выполнении воинского долга, кто продолжает семейные традиции?
- Сынов наших боевых товарищей мы забывать не имеем права. В прошлом году выпустился Вячеслав Шабалин, чей отец - начальник разведки парашютно-десантного полка подполковник Валерий Петрович Шабалин - погиб в 95-м в Грозном. Вячеслав ныне служит в том же полку. И этот пример далеко не единичный.
Училище продолжает славу и многих военных династий. Внук бывшего командующего ВДВ Александр Ачалов, окончив училище, попал служить в отдельный разведывательный полк. Отец, полковник Евгений Алексеевич, в нынешнем году оканчивает Академию Генерального штаба. Так что десантному роду нет переводу.
Вообще говоря, из ВДВ вышло немало людей, которых знает вся страна. Спикер Совета Федерации Миронов - десантник, губернаторы Шаманов и Лебедь - наши выпускники. И это далеко не полный список.


Назад
List Banner Exchange

НАШ АДРЕС:

redstar@mail.cnt.ru

 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker