на главную страницу

16 Марта 2002 года

Армия и общество

Суббота

МИГи над Авачей

Николай ЛИТКОВЕЦ, "Красная звезда". Наталья КУЗЬМИНА.



В полет их провожают вулканы. Величественно возвышаясь в нескольких десятках километров от взлетно-посадочной полосы, они, как часовые, бдительно несут свою неустанную вахту. У летчиков истребительно-авиационного полка есть верная примета - коль вершины вулканов не спрятались в облаках, значит, быть полетам.
- Только в небо в последние годы нам подниматься приходится нечасто, одна летная смена в месяц, - сетует командир полка подполковник Петр Киселев.
Причина банальна - нет топлива. Вот и приходится основной упор делать на оргядро, в состав которого входят наиболее опытные летчики, не ниже заместителей командиров эскадрилий. Остальным остается лишь с завистью смотреть на коллег.
Правда, недавно побывавший здесь командующий Тихоокеанским флотом вице-адмирал Виктор Федоров пообещал, что все топливо, которое спланировано на боевую подготовку, будет отпущено. А пока, чтобы не терять навыков в пилотировании, основной упор здесь делают на тренажер. На нем можно отрабатывать заход на посадку, полет в сложных метеоусловиях, в облаках, за облаками, то есть вне видимости земли, а также нештатные и аварийные ситуации. По отзывам летчиков, полученные знания, безусловно, помогают в настоящем полете. И пусть тренажер не дает реальной перегрузки, польза от него несомненна.
- Когда садишься в кабину, не думаешь, на тренажере ты или в боевом самолете. Внимание концентрируешь на полете. Наверное, с годами выработалась эта привычка, - делится мнением заместитель командира полка подполковник Владимир Корягин.
А о том, что полк надежно охраняет воздушное пространство Дальнего Востока, красноречиво свидетельствует такой пример. Пятого сентября прошлого года в нашей 50-километровой зоне, где истребители выполняли полеты на боевое применение, появились два "Ориона". Шли нагло, не реагируя на запросы, на уведомление о нарушении границы. Паре МиГов пришлось оттеснить непрошеных гостей из запретной зоны. Что потом началось! В одной американской газете развязно расписали этот случай, по линии МИД поступила нота протеста о нарушении русскими правовых норм. Начальнику авиации и ПВО войск и сил Северо-Востока генерал-майору Сергею Шмакову пришлось давать объяснения и доказывать противоположное.
- Наши летчики поступили правильно, мы показали, что в состоянии защищать свои границы, - прокомментировал событие генерал-майор Сергей Шмаков. - Да, была проблема, пришлось оправдываться перед командованием. Но и нарушители будут знать, что мы умеем выполнять боевые задачи и, безусловно, их выполняем .
Порадовали истребители и другими успехами в боевой подготовке. Осенью прошлого года экипаж подполковника Владимира Корягина (штурман - майор Виктор Лагун) поразил в воздухе ракету, пущенную стратегическим бомбардировщиком. Такая стрельба проводилась впервые на флоте. Другой экипаж - командир майор Иван Годун, штурман майор Александр Чернавин - впервые стрелял по ракете "Москит", пущенной с надводного корабля. И снова отлично. Наградой коллективу стал приз главкома ВМФ и объявление истребительного полка лучшим среди частей ТОФ.
Однако и проблем здесь хоть отбавляй. Одна из них - кадры.
- Если у летчиков, независимо от возраста, есть здоровье и желание летать, они обязаны это делать, - считает генерал-майор Сергей Шмаков. - Им необходимо продлевать службу, а не отправлять в запас раньше времени. Порой летчики, которых мы ставим командирами полков, не всегда способны выполнять боевые задачи со стрельбами на полигоне, организовывать боевое дежурство. Чего греха таить, у нас даже командирами эскадрилий служат сегодня военные летчики 2-го класса. А раньше были лишь специалисты 1-го класса или летчики-снайперы. Образовывается разрыв между опытными кадрами и молодыми. И происходит это опять же из-за недостатка топлива.
Топливо, выделенное на авиацию ВМФ, по-братски делится между флотами. Но его не хватает. Из-за этого большую часть своей недолгой жизни воздушные корабли простаивают на стоянках. И хотя самолеты уже не новые, назначенный ресурс еще не истек. Подремонтировать бы их, но на завод удалось отправить только два самолета. А новую технику даже не обещают. Поэтому большая нагрузка по поддержанию технической готовности воздушных кораблей ложится на плечи инженеров капитанов Виталия Шпилевича, Александра Попова и всего инженерно-технического состава полка.
Нет государственного подхода к строительству воздушного флота, считают в полку. А ведь Россия всегда была сильна авиацией и флотом. Пока же в полку ждут очередного сокращения. Правда, при нынешнем состоянии вооружения и некомплекте личного состава оно пройдет почти безболезненно. Летчикам еще долго придется работать на энтузиазме и старом багаже навыков.

На снимке: в кабине тренажера подполковник Владимир Корягин (на переднем плане) и майор Виктор Лагун; камчатская "экзотика". Фото авторов.


Назад
List Banner Exchange

НАШ АДРЕС:

redstar@mail.cnt.ru

 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker