на главную страницу

16 Марта 2002 года

Армия и общество

Суббота

Не по чужой модели

Кому и как готовить военного специалиста

Владимир ГУНДАРОВ, "Красная звезда".



В феврале в Москве в Военном университете прошла межвузовская научно-практическая конференция "Военное образование на современном этапе: сущность, содержание, проблемы и пути их решения". Участники конференции отметили, что молодежь вновь потянулась к знаниям. Весь мир изменяет свое отношение к образованию, особенно высшему, которое рассматривается как главный фактор социального и экономического прогресса. Однако именно теперь, когда высшее образование в нашей стране вновь востребовано государством и обществом, оказалось, что отечественная система образования, и военного в частности, переживает глубокий кризис.

Руководители военных вузов называют несколько причин возникновения кризиса. Во-первых, переход России на рыночный путь развития. Его главный минус - расслоение общества и обострение противоречий между его слоями, прежде всего в вопросах защиты Отечества и отношения к Вооруженным Силам. Во-вторых, изменения в мировой системе межгосударственного противоборства, которые ставят новые задачи перед военной организацией, и в частности перед Вооруженными Силами. В-третьих, новые документы, определяющие порядок и правила функционирования военной организации. С одной стороны, мы разделили нашу военную силу на ряд составляющих и назвали это военной организацией, а с другой - условия применения военной силы показывают, что уровень взаимодействия должен быть самым высоким, начиная с взаимодействия тактического. В то же время система военного образования тоже расслоилась. Силовые структуры начали создавать в этой области собственные структуры.
По мнению заместителя начальника Военной академии Генерального штаба Вооруженных Сил РФ генерал-лейтенанта Александра Захарова, важнейшая задача сейчас - устранение противоречия между потребностью военной организации России и системой подготовки кадров высшей военной квалификации. Кроме всего прочего, государственная система военного образования должна иметь национальную окраску, то есть максимально соответствовать традициям России в воспитательном, организационном, учебно-методическом и научном направлениях. Это первое и, пожалуй, главное требование.
Второе требование - надежность системы образования, которая тем выше, чем масштабнее военный вуз, мощнее его учебная и материальная база, опытнее руководящий и научно-преподавательский состав, а также устойчивей методическая, научная, воспитательная, административная и другие внутренние связи.
Третье требование - простота и легкость управления системой, отсутствие в ней лишних звеньев,
И, наконец, четвертое требование - избирательная активность. Под этим подразумевается способность системы военного образования устанавливать и поддерживать необходимые внешние связи с другими системами образования в государстве. Решительно отторгать все попытки внесения в существующую структуру неподготовленных кадров, а также идей, подрывающих дух патриотизма, приверженность закону и верность законной власти. А также отторгать неприемлемые принципы функционирования систем, отличных от системы военного образования.
В Академии Генерального штаба считают, что систему военного образования России необходимо строить на базе той, которой располагает Министерство обороны РФ, при существенном или, может быть, даже кардинальном изменении системы образования в других силовых структурах и ведомствах.
Надо учесть, что в приемах и способах применения оружия и техники, стоящей на вооружении различных силовых министерств и ведомств, имеются существенные различия. Они налицо и в ведении боевых действий в вооруженных конфликтах различного масштаба и способах применения группировок войск и сил. Все это объективные причины для создания многоуровневой системы военного образования. Первый уровень - вузовский. Послевузовское образование: первая ступень - видовые академии, вторая ступень - Академия Генерального штаба.
На вузовском уровне подготовка специалистов должна вестись внутри системы военного образования. Она призвана обеспечить получение знаний, овладение умением и навыками применения вооружения, военной техники и управления подразделениями, частями и соединениями вплоть до отдельной бригады. На послевузовском уровне первой ступени - подготовка руководителей воинских формирований различных силовых министерств и ведомств, применяющих для решения своих задач вооружение и военную технику, объединенных в группировку войск и сил. Эту подготовку целесообразно вести на учебно-материальной базе отдельных факультетов видовых академий и университетов Министерства обороны. При этом ученые советы этих академий и университетов должны сохранить общую идеологию военной подготовки. На послевузовском уровне второй ступени ведется совместная подготовка руководителей различных силовых министерств и ведомств. Учебным заведением государственной системы военного образования высшего уровня может быть только Военная академия Генерального штаба Вооруженных Сил РФ.
На межвузовской конференции "Военное образование на современном этапе: сущность, содержание, проблемы и пути решения" одной из причин кризиса военного образования называли и ухудшение финансового и материально-технического обеспечения военной организации. Доставшаяся в наследство система военного образования складывалась в условиях финансовой и материальной стабильности, которая позволяла поддерживать высокий уровень научно-педагогического потенциала военно-учебных заведений, оснащать их современными образцами вооружения и военной техники. Это гарантировало высокое качество подготовки офицеров. Сейчас реформирование системы военного образования и изменение порядка прохождения военной службы, к сожалению, не дают положительного эффекта и не решают главной задачи - сохранение прежнего уровня подготовки офицерских кадров. Сокращение финансирования привело к снижению качества их подготовки. Даже те крохи, которые все же выделяются на подготовку военных кадров, расходуются нерационально.
Начальник Военного университета Министерства обороны РФ генерал-лейтенант Валерий Марченков считает, что часть проблем можно решить, не выходя за рамки образовательной системы. Он предлагает, в частности, ввести трехуровневую систему подготовки специалистов в военных вузах и давать соответственно начальное, среднее и высшее профессиональное образование. Это позволит привести содержание подготовки специалистов в соответствие с современными требованиями войск. При таком построении системы практика в войсках станет неотъемлемой частью подготовки специалистов со средним профессиональным образованием и послужит фундаментом для подготовки специалистов с высшим образованием. В этом случае удастся решить и проблему троечников, которых уже не надо будет "вытягивать" на уровень высшего образования.
Необходимо кардинально улучшить и кадровое обеспечение подготовки военных специалистов. Ведь не секрет, что мизерное вознаграждение за службу и труд профессорско-преподавательского состава стало причиной оттока из военных вузов квалифицированных педагогов и молодых ученых, чему способствуют и организационно-штатные мероприятия. Только в связи со снижением тарифных разрядов стены Военного университета покинули два доктора и четыре кандидата наук, а всего за два последних года уволились 24 доктора и кандидата наук. Сейчас принимаются конкретные меры для того, чтобы переломить эту тенденцию. На совещании 15 февраля начальник Генерального штаба Вооруженных Сил РФ генерал армии Анатолий Квашнин поставил задачу заключать контракты с курсантами военных вузов после 4-го курса. Высвобождающиеся средства будут направлены на повышение денежного довольствия офицеров из профессорско-преподавательского состава. Кроме того, тем из них, кто имеет ученые степени, будут присваивать очередные воинские звания на ступень выше занимаемой должности. Об этом сообщил заместитель начальника Главного управления кадров Министерства обороны генерал-лейтенант Николай Васильев.
Усиление внимания к проблемам военных вузов связано еще и с войсковыми проблемами. Если сейчас не улучшить их финансовое и материально-техническое обеспечение, в будущем в частях не удастся укомплектовать и половины первичных должностей выпускниками военных вузов. А призыв на службу по контракту офицеров запаса, выпускников военных кафедр гражданских вузов, как показывает практика, всех проблем не решает.
Да, сейчас все чаще высказывается мнение о сокращении объемов подготовки специалистов в военных вузах и увеличении - в гражданских. Но для этого надо в законодательном порядке прописать гарантии защиты и развития системы подготовки военных специалистов в гражданских вузах. Предусмотреть ответственность руководителей вузов за качество подготовки военных специалистов. Установить контроль над качеством их обучения со стороны Минобороны. Наконец, предусмотреть такое финансирование и материальное стимулирование, чтобы студенты охотнее заключали контракты с Минобороны и другими силовыми ведомствами. Пока же они по вполне понятным причинам не торопятся этого делать. В прошлом году, например, более половины призывного контингента воспользовались отсрочкой от призыва в связи с поступлением в вузы, а среди новобранцев высшее образование имели единицы. В Сибирском военном округе их оказалось, например, менее двух процентов.
Иными словами, как бы мы ни совершенствовали систему военного образования, механизм подготовки военных специалистов будет пробуксовывать, если не остановить падения престижа военной службы. Сейчас он связан в основном с низким уровнем денежного содержания и плохим обеспечением военнослужащих жильем. Об этом тоже говорили и на межвузовской конференции, а ранее на совещании в Генеральном штабе Вооруженных Сил РФ.
В стесненных финансовых рамках, характерных для армии, находится и военное образование. Например, единственному в стране Военному университету, который готовит для Вооруженных Сил специалистов гуманитарного профиля, ежегодно выделяют только 5-10 процентов от требуемых ассигнований на обеспечение учебного процесса и научной работы. При столь низком уровне финансирования, отмечалось на конференции, маловероятно, что какие-либо изменения внутри самой системы приведут к серьезному улучшению подготовки военных специалистов. Вместе с тем руководители военных вузов и Главного управлении кадров Министерства обороны считают, что имеется возможность несколько улучшить положение с финансированием военного образования за счет целевого использования в интересах учебного процесса всех денежных средств, получаемых за обучение военнослужащих других государств. Военные вузы могли бы оказывать дополнительные платные образовательные услуги, осуществлять платную образовательную деятельность, обучая и российских граждан. Это уже много лет практикуется в гражданских вузах и только зарождается в отдельных военных.
Материальное обеспечение, конечно, краеугольный камень в фундаменте военного образования. Но, быть может, еще важнее определить перспективы развития системы управления образованием. Ведь уровень финансирования зависит, в частности, и от роли, которая отводится военному образованию. "Авторы отдельных документов рассматривают военное образование как игрушку, которой можно манипулировать как угодно, но не как научно обоснованную систему подготовки военных специалистов", - говорил генерал-лейтенант Марченков.
Действительно, ни один из центральных органов военного управления не претерпевал с октября 1917 года столько кардинальных реорганизаций, как орган управления военным образованием. С одной стороны, это подтверждает большое значение военного образования при строительстве Вооруженных Сил, а с другой - свидетельствует о том, что оптимальное место ему в системе Министерства обороны так и не найдено. Сейчас определяется будущее военного образования в России. Руководители военных вузов, подчеркнем это еще раз, считают необходимым в этой работе опираться на отечественные традиции обучения и воспитания, избегать необоснованного заимствования зарубежной модели подготовки военных кадров. И самое главное - учитывать не только экономические и финансовые возможности страны, но и реальные потребности обеспечения национальной безопасности России.


Назад
List Banner Exchange

НАШ АДРЕС:

redstar@mail.cnt.ru

 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker