на главную страницу

16 Марта 2002 года

Линия жизни

Суббота

По ритуалам казначейства

Чему учит первый опыт

Полковник Иван ВЛАСЮК, помощник командующего объединением по финансово-экономической работе.



Перевод соединений и частей нашего объединения с 1 ноября 2001 года на финансирование через органы федерального казначейства привел к существенным изменениям в работе военных финансистов. Совместно с этими органами была разработана оптимальная схема доведения средств до частей. Она в основном позволяет своевременно доводить бюджетные ассигнования до получателей и обеспечивать их строго целевое расходование. Вместе с тем выявлены недостатки новой технологии.
Возник, в частности, вопрос о месте и роли полевых банков, функции которых оказались значительно усеченными. Не осуществляя вкладных операций и не проводя кассовых операций с иностранной валютой, они выполняют небольшой объем работы. К примеру, полевой банк в г. Ельня Смоленской области после сокращения дивизии до базы хранения техники продолжал обслуживать всего две воинские части. По-прежнему остры взаимоотношения командования, офицеров финансово-экономической службы со специалистами федеральных казначейств, поверхностно представляющими особенности финансов Вооруженных Сил. Имеются и другие нерешенные проблемы, негативно влияющие на обеспечение боевой готовности и боевой подготовки соединений и частей.
К сожалению, сегодня порядок и организация финансового обеспечения соединений и частей, предписанные Положением о финансовом хозяйстве воинской части (приказ министра обороны 1973 года № 80) и Положением о финансовом хозяйстве военного округа и соединения (приказ министра обороны 1977 года № 5), имеют существенные недостатки и противоречия, устранение которых пока невозможно.
Много нерешенных проблем в работе с районными отделениями федеральных казначейств на местах. Так, для войсковой части, дислоцированной в Тамбовском гарнизоне, управлением федерального казначейства по Тамбовской области открыты множество лицевых счетов по кодам функциональной и экономической классификации расходов федерального бюджета вместо открытия одного лицевого счета бюджетополучателя.
А, скажем, при перечислении денежных средств в Скопинский гарнизон Рязанской области установлена противоречивая и неприемлемая схема финансирования, когда денежные средства пересылаются вначале управлению федерального казначейства по Рязанской области и лишь после этого в районное отделение федерального казначейства г. Скопина, что удлиняет перевод бюджетных ассигнований на 2-3 операционных дня. Случались потери платежных документов, ошибочно зачислялись денежные средства на лицевые счета прочих получателей УФК по Рязанской области.
Руководителями районного отделения федерального казначейства г. Ельня Смоленской области более двух недель были фактически заблокированы денежные средства на лицевом счете по нескольким кодам экономической классификации, переводимые для обеспечения повседневной жизнедеятельности части, из-за несовпадения кодов цифровых групп и разночтения Перечня экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации, вводимого с 2001 года. Во внимание не были приняты доводы о том, что данные средства были разассигнованы в центре и до зачисления на лицевой счет прошли контроль вышестоящих инстанций.
До настоящего времени не решены вопросы получения войсковой частью наличных денег по прочим статьям сметы Министерства обороны. Руководители территориальных органов казначейств, оперируя законодательным актом о безналичных расчетах, ограничивают получение наличных денег в банке суммой разовой предельной закупки за наличный расчет (с ноября 2001 года - 60 тысяч рублей), лишая командиров и главных бухгалтеров права контролировать вопросы безналичных и наличных расходов. В данной ситуации невозможна и выдача наличных денег в один день нескольким подотчетным должностным лицам.
При фактически ежемесячном определении войсковой частью потребности в денежных средствах и систематическом уточнении расчетов по фондам денежного довольствия и заработной платы, при ограниченном финансировании по прочим статьям сметы Министерства обороны практически нет свободного остатка денежных средств для решения внезапно возникающих задач и маневра денежными средствами. Очевидно, заслуживает внимания и технология возврата бюджетных средств войсковой частью на лицевой счет довольствующего финансового органа, если надобность в денежных средствах отпала.
Особую важность имеют вопросы сокращения сроков доведения средств федерального бюджета до нижестоящих распорядителей и бюджетополучателей. Уже имеющийся опыт работы позволяет сделать вывод о некоторых негативных факторах. Органы федерального казначейства при работе с клиентами акцентируют внимание на своевременном доведении и наличии утвержденных лимитов бюджетных ассигнований. Их отсутствие автоматически блокирует все средства на счетах органов федерального казначейства на местах. Но если наличие современных технологий перевода денежных сумм позволяет практически в течение одного операционного дня перевести необходимые объемы ассигнований в любое банковское кредитное учреждение на территории Российской Федерации, то ежемесячное доведение лимитов по кодам экономической классификации до соединений и частей, дислоцированных на значительном расстоянии от распорядителя бюджетных средств, значительно удлиняет эти сроки.
Это уже сегодня порождает проблему наличия крупных остатков денежных средств Министерства обороны на банковских счетах органов федерального казначейства. Особую актуальность и остроту приобретают эти вопросы, когда эти органы перейдут на ведение единой кассы и будут полномасштабно использовать любые свободные остатки денежных средств на банковских счетах, в том числе и суммы, переведенные Министерству обороны.
Исправить создавшуюся ситуацию можно путем доведения авансом годовых лимитов до нижестоящих распорядителей и бюджетополучателей по защищенным статьям бюджета либо выйти с предложением Министерству финансов считать фактически переведенные суммы покрытыми лимитами. Такое решение позволит приблизить военнослужащих и членов их семей к реальным срокам получения причитающихся сумм денежного довольствия и практически будет способствовать проведению финансовой политики правительства по всестороннему и своевременному обеспечению личного состава армии и флота всем необходимым.
На мой взгляд, дополнительной проработки требует и порядок доведения бюджетных сумм до части - ежемесячно, без разбивки по целевому признаку. Что мешает делегировать право командующим и командирам направлять их на цели в пределах выделенных годовых лимитов? Ничего. А это позволит наиболее оперативно реагировать на любые потребности, связанные с расходованием бюджетных средств: при принятии решений на расчеты уволенных военнослужащих, направлении их в командировки, перемещении по службе, когда выплате подлежат суммы по 5-7 кодам экономической классификации. В соединениях и частях при осуществлении расчетов де-факто такие платежи и производятся, что в конечном итоге квалифицируется как нецелевой расход и нарушение бюджетного законодательства.
Несомненно, важным моментом является изучение руководителями и специалистами территориальных органов казначейств основ и особенностей финансов Вооруженных Сил. Обучение их на курсах в Военном финансово-экономическом университете - путь тупиковый и бесперспективный. Я считаю, что необходимо создать специальные отделы по обслуживанию силовых структур непосредственно в казначействах. В них служили бы временно откомандированные в распоряжение Министерства финансов офицеры финансово-экономической службы, имеющие высшее военно-специальное образование и опыт практической работы в войсках не менее 5 лет.
Как и любое новое дело, финансовое обеспечение соединений и воинских частей через территориальные органы федерального казначейства нуждается в постоянном совершенствовании. Оно должно способствовать усилению роли финансов и их качественного влияния на вопросы боевой готовности и боевой подготовки войск, а не наоборот.


Назад
List Banner Exchange

НАШ АДРЕС:

redstar@mail.cnt.ru

 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker