на главную страницу

19 Марта 2002 года

Тема номера

Вторник

С ним было не страшно

Так говорили о своем командире
моряки после похода на Северный полюс

Сергей Васильев.



Атомоход всплыл в полынье посреди бескрайних ледяных полей. Всплыл шумно, с пронзительным свистом воздуха высокого давления, гнавшего стылую воду из лодочных цистерн главного балласта. Тюлень удивленно посматривал на него из-за торосов.
На сигнальном мостике атомохода, за полусферой его стеклянного козырька, трое: старший на борту вице-адмирал Анатолий Шевченко, командир соединения контр-адмирал Михаил Кузнецов и командир атомной подводной лодки капитан 1 ранга Сергей Кузьмин. Легкий морозец щипал лица подводников. В ограждении рубки экипаж субмарины посменно перекуривал, с интересом рассматривая белоснежный мир.

До Северного полюса Земли им оставалось пройти всего пятьдесят миль...
Идти проторенными путями всегда легче. Если у первооткрывателей подледных трасс прямо по курсу была лишь неизвестность, то в помощь вторым достался богатейший опыт пионеров арктических походов. Опыт, сведенный в десятки томов руководств, рекомендаций, наставлений с одной единственной целью: обеспечить тем, кто пойдет за первыми, безопасное плавание во льдах. Но от этого задача, стоявшая перед экипажем капитана 1 ранга Сергея Кузьмина, не была легче. Перерыв в первой половине 90-х годов в подледном плавании отечественных субмарин крайне отрицательно сказался на преемственности поколений подводников Северного флота. На тот момент в экипажах соединения контр-адмирала Михаила Кузнецова практически не оставалось опытных "подледников". А без практики теория, образно говоря, черствеет: географические координаты превращаются в наборы бездушных цифр; графики, диаграммы, прямые курсов становятся просто элементами плоскостной геометрии. И все это, по словам Михаила Юрьевича, привело к тому, что наши арктические "стежки-дорожки" неумолимо покрывались налетом забвения, а в подледных просторах Северного полюса все активнее и увереннее обживались иностранные атомарины.
Российским подводникам пришлось заново прорубать "окно" в Арктику. И решено это было начать с акции, носившей (помимо задач боевой службы) еще и чисто политический характер: в преддверии 300-летия отечественного флота всплыть на географическом Северном полюсе и водрузить над ним Российский государственный и Андреевский военно-морской флаги.
Когда перед командованием соединения атомоходов встал вопрос, кто же пойдет "под лед", решение, по словам контр-адмирала Кузнецова, пришло сразу: экипаж капитана 1 ранга Сергея Кузьмина. Коллектив сплаванный, с успехом прошедший не одну автономку. Опыту и мастерству его офицеров, мичманов другие могут лишь завидовать. Из тридцати матросов двадцать - контрактники. И еще немаловажный, как говорится, плюс: по сравнению с другими атомная подводная лодка этого проекта наиболее приспособлена для действий в арктическом бассейне.
На контрольном выходе в море "под лед" экипаж и атомоход капитана 1 ранга Кузьмина еще раз подтвердили, что командование соединения и флота в выборе не ошиблось...
Всплытие, по словам ветеранов-подводников, - это всегда сильнейшее напряжение душевных сил экипажа. Всплытие во льдах - напряжение, возрастающее вдвое, втрое.
Всплыть в полынье - значит сжать нервы в кулак, обратиться в зрение, слух. Долгими часами, затаив дыхание, ожидать: когда же архимедленно всплывающий атомоход наконец-то вырвется из преисподней арктических глубин.
Один из поэтов-североморцев написал: "И на войне, и в годы мира седеют рано командиры". Не берусь судить, что оставил капитану 1 ранга Кузьмину поход в Арктику "на память" о себе.
Скорее всего, это тайна за семью печатями. Здесь известно лишь, что, пробиваясь к полюсу, атомоход Сергея Викторовича всплывал четырнадцать раз: девять всплытий в полыньях (разных по площади и конфигурации), пять - в разводьях.
Старший мичман Виталий Алексеев был в походе старшиной команды радиометристов. В центральном посту находился на расстоянии вытянутой руки от капитана
1 ранга Сергея Кузьмина. "За двенадцать лет службы в подплаве, - рассказывал мне Виталий Анатольевич, - ходил со многими командирами. Но такого профессионала, как Сергей Викторович, честно, вижу впервые. С ним было не страшно..."
Кто знает, может, в этом и есть наивысшая оценка ратного мастерства командира? Вот так просто, без заискивания и лицемерия, однако с твердой убежденностью: "Мне с командиром не страшно". Значит, без колебания пойдут с Кузьминым подводники и в бой, и "под лед".
- А еще, как выяснилось, есть у Сергея Викторовича удивительная способность, я даже сказал бы, природное дарование - отыскивать полыньи, - это уже говорил контр-адмирал Михаил Кузнецов. - Ведь они, как грибы: находятся не везде, а лишь в определенных местах, где для их образования есть необходимые гидрометеорологические факторы. В поисках полыньи центральный пост атомохода под руководством капитана 1 ранга Кузьмина действовал высокопрофессионально. Всплывали мы только на чистой воде.
Чистая вода... Скольких бессонных часов, нервов, тревожных сомнений стоила она командиру и его экипажу.
На протяжении всего плавания подо льдом радиотехническая боевая часть капитан-лейтенанта Игоря Михайлова трудилась в двухсменном режиме. Ведь, кроме обычной для акустиков и радиометристов работы по поиску иностранных субмарин, подчиненные офицера вели так называемую ледовую разведку. Специальной аппаратуры было достаточно (телекамеры, эхоледомеры...) - народу мало. Напряжение сильное. Вахтенные на перископе докладывали: мол, темно в окулярах - значит, многометровый паковый лед, если светлее - значит, не многометровый, но все равно лед. Где же полынья? "Бывало, искали несколько дней, - рассказывал командир БЧ-7 капитан-лейтенант Михайлов. - От сознания того, что над головой ледяная "крыша", порою становилось не по себе. Но нервозности в работе боевой части не было. Почему-то стопроцентно уверились, что, если есть полынья, мы ее обязательно найдем".
"Найдем..." Это слово как заклинание повторял про себя и старшина команды радиометристов старший мичман Виталий Алексеев, сидевший на вахте у системы телевизионного обзора в верхней полусфере АПЛ. Перед его глазами на экране монитора в какой-то даже торжественной немоте плыла изнанка ледяного поля: острозубые каверны, вспучины, подсовы - огромные выступы, нависшие над атомоходом. Эхоледомеры показывали над головой многометровый пак. Самописцы чертили на ленте подводный "рельеф" льда. Вдруг Алексеев заприметил: грифель самописца, скользнув вниз, двумя росчерками лихо изобразил пикообразный подсов двадцатиметровой длины. "Ничего себе, дамоклов меч", - поеживаясь, подумал Виталий Анатольевич.
Лодка шла на безопасной для данного района высоких широт глубине, но глухая кровля со зловещим оскалом ледяных сталактитов давила своей тяжестью на души всех, кто вершил под ней опасный путь. И намного серьезнее и собраннее становились в ЦП подводники. Нет, на их лицах не было страха. Вместе с ними в прочном корпусе шли многоопытные вице-адмирал Анатолий Шевченко, контр-адмирал Михаил Кузнецов, командир, которому верили как себе и даже больше. Но, не дай Бог, случись что - не всплывешь в мгновение-то ока, не отдраишь входные люки к небу: сверху многометровый панцирь...
И вот, наконец, долгожданная команда капитана 1 ранга Сергея Кузьмина: "По местам стоять, к всплытию!" Электромеханическая боевая часть капитана 2 ранга Виктора Загребина начала медленно, осторожно, со скоростью полметра в минуту поднимать тысячетонное "тело" стометровой субмарины к поверхности чистой воды...
В пяти милях от географического Северного полюса атомоход всплыл в 18.00 по московскому времени. Ближе, как показывали приборы ледовой разведки, полыньи не было. Ярким солнцем, прозрачной голубизной неба, штилем встретила макушка Земли отважных североморцев.
Так, ну а где же пресловутые "минус тридцать", косматые тучи, пурга, непролазные торосы, белые медведи? Все то, что знакомо подводникам по фильмам и книгам с раннего детства? Вокруг атомохода, насколько хватало глаз, были лишь солнце, вода, бескрайняя снежная целина. И... привычный, сродни видяевскому ранней весной, морозец.
Прозвучала команда на построение. Шеренги подводников замерли на надстройке субмарины. Долгожданный и волнующий миг.
- Товарищи! Наша подводная лодка находится в чистой полынье на Северном полюсе, - обратился вице-адмирал Анатолий Иванович Шевченко к североморцам. - Мы выполнили приказ главнокомандующего ВМФ, тем самым доказав высокую профессиональную выучку моряков-подводников Российского флота. Благодаря вашему мужеству и героизму мы достигли наивысшей точки планеты. Приказываю в ознаменование 300-летия отечественного флота поднять Государственный флаг нашей Родины - России и Андреевский флаг Военно-морского флота на Северном полюсе!
Под торжественные аккорды Государственного гимна флаги по фалам устремились ввысь. Казалось, еще мгновение - и быстрокрылыми птицами они взовьются в поднебесье, высоко над планетой, чтобы весь мир увидел: русские снова на полюсе!..
Домой возвращались победителями. Подо льдами совершили "малую кругосветку": сделали пару кругов вокруг земной оси. Удивительно было слышать в ЦП доклады командира БЧ-1 капитан-лейтенанта Павла Лаврова: "Проходим долготу Лас-Вегаса... Проходим долготу..."
В базу Видяево везли "трофеи" с полюса: воду из полыньи, а также свидетельства о посещении Северного полюса, врученные каждому члену экипажа. Ну и еще - воспоминания о тревожных вахтах, долгих всплытиях, дрейфующих льдах...
Однако главное, с чем возвращались моряки-подводники домой, - это вновь приобретенный опыт действий в арктическом бассейне. Словно в подтверждение этому, акустики на обратном пути "зацепили" иностранную атомарину и на протяжении долгого времени держали с ней устойчивый контакт. Лишь по приказанию штаба СФ "работу" с лодкой прекратили. Все вместе: и трудный поход на Северный полюс, и всплытие на макушке Земли, и подъем флагов, и достойное возвращение в базу - стало триумфом российских подводников, отличного экипажа атомной подводной лодки Сергея Викторовича Кузьмина, ныне уже контр-адмирала, удостоенного за тот полярный поход звания Героя Российской Федерации.

На снимках: контр-адмирал Сергей КУЗЬМИН; подводная лодка Б-414 на Северном полюсе.


Назад
List Banner Exchange

НАШ АДРЕС:

redstar@mail.cnt.ru

 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker