на главную страницу

20 Марта 2002 года

Пульс планеты

Среда

В Сухуми нарастает тревога

Ярослав ЯСТРЕБОВ.



Международная кампания по противодействию терроризму все более затрагивает и Закавказье. Руководство Грузии, планируя операцию по наведению порядка в Панкисском ущелье, уже получает на эти цели помощь от Соединенных Штатов. В то же время, из Тбилиси раздаются недовольные голоса в адрес России, в частности по поводу статуса ее миротворцев, которые в составе Коллективных сил по поддержанию мира (КСПМ) вот уже восемь лет несут свою нелегкую службу в Абхазии. И это при том, что все стороны признают: именно благодаря миротворцам в этом районе Кавказа не вспыхнула новая война.

В очередной раз проблема изменения статуса миротворцев в зоне грузино-абхазского конфликта была поднята перед делегацией Совета Федерации РФ, которая после посещения Абхазии для ознакомления с положением дел в КСПМ была приглашена грузинскими парламентариями в Тбилиси. Там вновь была озвучена известная позиция Грузии по расширению формата миротворческой операции, что на практике означает придание "голубым каскам" полицейских функций.
Как заявил по возвращении из Тбилиси член Совета Федерации РФ, первый заместитель председателя комиссии по информационной политике Игорь Морозов, председатель парламента Грузии Нино Бурджанадзе, по сути, сделала официальное заявление, что в случае, если формат операции не будет изменен, в частности в том, что касается создания миротворцами условий для возвращения беженцев и перемещенных лиц, "то мандат на следующий срок не будет продлен".
Расширение формата миротворческой операции в Абхазии, подчеркнул Игорь Морозов, в настоящее время вряд ли осуществимо. И командование КСПМ, и абхазское руководство категорически против придания полицейских функций миротворцам. Для этого должны быть подготовлены специальные подразделения - с опытом, знаниями и навыками работы по поддержанию правопорядка в зонах конфликтов, особенно когда дело касается такого затяжного конфликта, как грузино-абхазский. Миротворцы готовы проводить колонны с беженцами, выставлять дополнительные блокпосты в наиболее опасных в криминогенном отношении районах, но проводить оперативные мероприятия полицейского характера, заниматься арестами и выполнять иные функции, связанные с работой правоохранительных органов, они не могут.
При этом следует отметить, что грузинская сторона откровенно использует проблему беженцев в своих целях. Так, по данным абхазской стороны, в республике по возвращении зарегистрировалось порядка 45 тысяч человек, но реальное их число достигает 70-75 тысяч. Пользуясь свободным проходом через наблюдательные посты КСПМ на реке Ингури, возвратившиеся беженцы имеют возможность периодически отправляться в Грузию для получения материальной помощи, а затем снова уходить в Гальский район.
Грузия настаивает на расширении зоны ответственности миротворцев в глубь Абхазии. Абхазская же сторона выступает категорически против, так как в этом случае зоны ограничения легких и тяжелых вооружений, занимающие ныне 12 и 20 километров соответственно, будут распространены практически на всю абхазскую территорию. В Сухуми опасаются, что в случае обострения ситуации, абхазские формирования не будут иметь возможности реально противодействовать попыткам силового разрешения конфликта.
До сих пор в Тбилиси речь идет только о некой "акции" в Панкисском ущелье. При этом грузинская сторона продолжает настаивать, что данная "акция" носит не антитеррористический характер, а всего лишь "антикриминальный", что в Панкиси нет боевиков, а если и есть, то их невозможно отделить от местных жителей.
Но если в Панкисском ущелье действительно сосредоточен только "криминал", то в Абхазии ставят вопрос: где же будут задействованы четыре батальона и рота разведки спецназа Грузии, которые подготовят и экипируют американские специалисты? Не появится ли искушения, проведя "зачистку" в Панкиси (которая, если там действительно наличествует только уголовный элемент, явится лишь "большими маневрами" грузинских сил специального назначения), решить и ряд других, более серьезных для Грузии проблем? На фоне утверждений представителей официального Тбилиси о присутствии в Кодорском ущелье до 60 боевиков "Аль-Каиды", такой вопрос становится весьма актуальным.
Россия, чьи миротворцы находятся на опасном рубеже, разъединяя конфликтующие стороны, не может не испытывать обоснованной тревоги за судьбу своих солдат, даже если опасность эскалации конфликта в зоне их ответственности на реке Ингури в настоящее время представляется только предполагаемой.


Назад
List Banner Exchange

НАШ АДРЕС:

redstar@mail.cnt.ru

 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker