на главную страницу

22 Марта 2002 года

Тема номера

Пятница

НАШИ КРЫЛЬЯ СТАНОВЯТСЯ КРЕПЧЕ

У ВВС России будет новый
учебно-тренировочный и учебно-боевой самолет

Анатолий ДОКУЧАЕВ,"Красная звезда".



Текущие дни, безусловно, оставят след в истории развития наших Военно-воздушных сил, отмечающих в 2002-м свое 90-летие. Виновником этого стал Як-130, выигравший конкурс на легкий учебно-тренировочный и учебно-боевой самолет.

КОНКУРСНАЯ комиссия по выбору легкого учебно-тренировочного и учебно-боевого самолета для Военно-воздушных сил России не случайно отдала ему предпочтение. О высоких возможностях учебно-боевого самолета Як-130 сделали вывод не только "члены конкурсной комиссии по выбору легкого учебно-тренировочного и учебно-боевого самолета для ВВС, - сообщают информационные агентства, - но и специалисты Государственного летно-испытательного центра Министерства обороны имени В.Чкалова, где проводились испытания обеих машин". Фирма Яковлева при создании учебно-боевого самолета отнеслась к тактико-техническому заданию заказчика более творчески, целеустремленно, что и позволило ей победить в конкурсе.
Новый самолет разработан на базе известного учебно-тренировочного Як-130, но это во многом другой самолет - учебно-боевой. Чувствуете разницу, уважаемый читатель? Для более информированных знатоков авиации скажем, что его создание шло без участия Италии, что, впрочем, понятно. УБС Як-130 ориентирован прежде всего на внутренний рынок и... на отечественные комплектующие - двигатели, системы, оборудование. Как известно, ОКБ имени Яковлева продало конструкторскую документацию на планер учебно-тренировочного самолета итальянской компании "Аэрмакки", которая инвестировала в программу собственные средства. К слову, это никак не повлияет на экспорт "стотридцатых". Предусматривается, что "Аэрмакки" будет продавать самолеты М346 (на базе Як-130) в странах НАТО, а ОКБ им. Яковлева - в странах СНГ. Другие регионы мира фирмы "поделят" позже в ходе отдельных переговоров.
Что собой представляет рекомендованный к принятию на вооружение летательный аппарат? Он, считают эксперты, функционально значительно отличается от своего собрата - учебно-тренировочного варианта. Аэродинамическая схема, параметры силовой установки и систем самолета позволяют выполнять полеты практически во всех режимах, свойственных современным и перспективным боевым машинам. Его максимальная скорость -1.060 км/час, а максимальная высота полета - 12.500 м. Развитые наплывы перед крылом и компоновка воздухозаборников обеспечивают возможность устойчивого управляемого полета на углах атаки до 40 градусов. Задача Як-130 в бою - не сдержать удар, а избежать его, поэтому он действует по заранее разведанным целям на основании данных, полученных либо от беспилотного разведывательного аппарата типа "Пчела", либо с наземного пункта управления. Это позволяет избежать непосредственного контакта с противником и с первого удара уничтожить цель. Для этого на самолете установлен современный прицельный комплекс и решена задача по применению управляемого оружия.
Что еще можно сказать о новом самолете? Он оснащен шестью пилонами для подвески оружия. На них можно разместить боеприпасы общим весом около трех тонн - восемь авиабомб калибром до 250 кг как отечественного, так и зарубежного производства, а также до четырех корректируемых авиабомб с телевизионным или лазерным наведением типа КАБ-500 при относительно небольшом взлетном весе самолета - 9 тонн. Предусмотрена возможность применения управляемых ракет воздух-поверхность с лазерными головками самонаведения типа Х-25, С-13Л и С-25Л, ракет воздух-воздух Р-73, а также ракет зарубежного производства, например AGM-65 "Мэйврик", другого вооружения. Кабина летчика, а также отсеки силовой установки, где расположено основное оборудование самолета, защищает легкая броня.
Общая стоимость проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по Як-130, как сообщает агентство "Интерфакс-АВН", оценивается примерно в 200 млн. долларов. Потребность летных училищ и строевых полков российских ВВС в УТС и легком УБС составляет не менее 200 самолетов. Емкость мирового рынка, по мнению маркетологов, 800-1.400 машин. Цена одного самолета типа Як-130 составляет около 12-15 млн. долларов.
Итак, теперь дело за производством. После победы самолета в конкурсе, считают специалисты, основной задачей ОКБ имени Яковлева является работа с предприятиями-смежниками по вопросам комплектации серийных образцов. Главный конструктор Як-130 Константин Попович пояснил автору этих заметок, что и в настоящее время ОКБ имени Яковлева активно работает с почти 50 предприятиями-смежниками, финансово-экономическое положение которых в основном благополучно и устойчиво". Финансирование будет осуществляться за счет средств, полученных от внешнеэкономической деятельности ОКБ. Это позволяет с большой долей уверенности говорить, что самолет без особых осложнений будет запущен в серию.
Информационные агентства сообщают, что основной производственной базой нового учебно-боевого самолета станет нижегородский авиастроительный завод "Сокол", станочный парк которого является современным, что обусловлено относительно недавно проведенным усовершенствованием производства в связи с работами по модернизации известнейших истребителей МиГ-31. Як-130 будет создаваться в рамках учебно-тренировочного комплекса - с тренажерами, учебными классами и т.д.
Совершенная аэродинамическая схема, высокая тяговооруженность, развитый комплекс бортового оборудования с широким кругом решаемых задач и большая полезная нагрузка позволяют с минимальными переделками основной конструкции создать на базе самолета Як-130 различные модификации: легкий штурмовик, легкий многоцелевой самолет, легкий фронтовой истребитель, самолет-разведчик, палубный учебно-тренировочный и другие варианты.
По мнению специалистов, Як-130 выиграл этот конкурс во многом потому, что полнее и точнее ориентирован на требования российских ВВС, а его соперник - МиГ-АТ - изначально создавался с прицелом на зарубежного заказчика. К тому же МиГ-АТ, если быть точным, самолет другого класса, и ему не закрыт путь в Вооруженные Силы. А потому от проведенного Военно-воздушными силами конкурса в выигрыше остались все. Итак, на авиационной сцене появляется новый самолет. Для тренировок и для ведения боя. Россия вновь подтверждает, что она остается ведущей авиационной державой.


Назад
List Banner Exchange

НАШ АДРЕС:

redstar@mail.cnt.ru

 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker