на главную страницу

23 Марта 2002 года

Тема номера

Суббота

Военный космос на службе России

24 марта 2001 года Президент Российской Федерации подписал указ об образовании Космических войск

Генерал-полковник Анатолий ПЕРМИНОВ, командующий Космическими войсками.



Космические войска являются одним из наиболее динамично развивающихся родов войск. Их создание в 2001 году было вызвано объективной необходимостью, исходящей из мировых тенденций к расширению роли космоса в обеспечении защиты жизненно важных государственных интересов в экономической, политической и военной сферах.
Решение Совета Безопасности Российской Федерации о централизации управления военно-космической деятельностью в отдельном роде войск, подчиненном непосредственно Генеральному штабу, в январе 2001 года было закреплено как одно из положений основ государственной политики Российской Федерации в сфере космической деятельности. На основании его 24 марта 2001 года и был издан указ Президента Российской Федерации об образовании Космических войск в составе объединений, соединений и частей запуска и управления космическими аппаратами и ракетно-космической обороны.
Что же удалось сделать за прошедший год?
В первую очередь следует отметить, что трудности периода формирования и становления не привели к снижению уровня решения задач по предназначению. Наоборот, в этот период молодому роду войск удалось добиться прогресса в ряде ключевых проблемных вопросов.
В 2001 году график запусков космических аппаратов военного назначения впервые за последние годы был выполнен в полном объеме. Боевыми расчетами Космических войск проведено 23 запуска ракет космического назначения, в том числе 13 в интересах обороны и безопасности государства и 10 – по Федеральной космической программе, программам международного сотрудничества и коммерческим проектам. За это же время выполнено более 230 тысяч сеансов связи с космическими аппаратами. Совместно с
Росавиакосмосом и предприятиями промышленности проведена большая работа по ускорению создания перспективных космических систем и комплексов. С полным основанием можно говорить о том, что деградация орбитальной группировки космических аппаратов военного назначения остановлена и созданы весомые предпосылки к преодолению последствий кризиса военно-космической деятельности конца 90-х годов.
Не менее сложные задачи решались и в области поддержания и развития системы предупреждения о ракетном нападении. Командованием Космических войск и предприятиями промышленности предпринимаются энергичные усилия по восстановлению состава орбитальной группировки и доведению характеристик системы до требуемого уровня.
Большой объем работ проделан за прошедшее время и в вопросах развития и наращивания возможностей наземного эшелона систем предупреждения о ракетном нападении и контроля космического пространства. Близится к завершению ввод в строй радиотехнического узла в г. Барановичи, ряда перспективных оптико-лазерных средств, восточного командного пункта ПРН.
Однако достигнутые за первый год результаты пока все же следует рассматривать как хороший задел для будущей работы по выводу военного космоса из того критического состояния, в котором он оказался в силу экономического кризиса в государстве и в Вооруженных Силах. Назрела необходимость решения целого ряда серьезнейших проблем, сдерживающих развитие военно-космической деятельности и оказывающих отрицательное влияние на ее эффективность.
В первую очередь эти проблемы связаны с необходимостью восстановления требуемого для обеспечения обороны и
безопасности государства состава орбитальной группировки космических аппаратов. При этом восполнение группировки должно осуществляться одновременно с переходом на космические системы и комплексы нового поколения, соответствующие современным требованиям и не уступающие по своим характеристикам космическим средствам ведущих мировых государств. Наше отставание в возможностях финансирования может быть компенсировано только за счет четкой расстановки приоритетов, правильного распределения выделяемых средств и неукоснительного выполнения запланированных работ с требуемым качеством в установленные сроки.
Ведутся работы и по созданию ряда перспективных средств выведения. В прошлом году начаты летные испытания ракеты-носителя тяжелого класса “Протон-М”. Продолжаются испытания создаваемой на базе снимаемых с боевого дежурства МБР РС-18 ракетно-космического комплекса легкого класса “Рокот”. 17 марта с.г. проведен успешный запуск этой ракетой космических аппаратов по международной коммерческой программе “Грейс”. В 2003-2004 годах планируются первые запуски ракет-носителей легкого класса “Стрела” и среднего класса “Союз-2”.
На создание перечисленных систем, комплексов и средств выведения и направлены основные усилия Космических войск.
Другой актуальной проблемой является необходимость обеспечения запусков всех космических аппаратов в интересах обороны и безопасности государства с территории Российской Федерации.
С космодрома Байконур, используемого на условиях аренды у Казахстана, осуществляется более половины всех запусков космических аппаратов военного назначения, что во многом снижает эффективность обеспечения гарантированного доступа в космос в любые периоды военно-политической обстановки.
В свою очередь проблема перевода запусков
на территорию России тесно связана с проблемой обеспечения сбалансированного развития не только всех российских космодромов – Плесецк, Свободный и Байконур, но и соответствующего развития инфраструктуры их регионов. Задача эта выходит за рамки компетенции Минобороны России и Росавиакосмоса, она должна решаться на государственном уровне. Об этом шла речь при посещении в январе этого года Президентом Российской Федерации Государственного космического научно-производственного центра им. М.В. Хруничева. Проработка решения данной проблемы ведется на самом высоком уровне государственной власти и военного управления – в Правительстве, в Совете Безопасности Российской Федерации, в Министерстве обороны.
В ближайшей перспективе обеспечение независимой космической деятельности России будет связано в первую очередь с развитием космодрома Плесецк. На этом космодроме создаются ракетно-космические комплексы “Союз-2” и “Рокот”, которые будут обеспечивать запуски более половины космических аппаратов военного назначения в 2005-2010 годах. Здесь же планируется создание перспективного ракетно-космического комплекса тяжелого класса “Ангара”.
Выгоды географического положения космодрома Свободный обуславливают особую роль этого космодрома в перспективных планах развития средств выведения. С большой долей вероятности можно утверждать, что именно этот космодром станет базовым для создания после 2010 года ракетно-космических комплексов следующего поколения. Поэтому развитие его инфраструктуры, создание научно-технического задела для развертывания перспективных средств выведения является одним из приоритетов государственной космической политики. Существенная роль в решении этой задачи отводится Космическим войскам, которые обеспечивают поддержание космодрома, запуски с него ракет-носителей “Старт” и создание ракетно-космического комплекса “Стрела”.
Однако не следует забывать и о поддержании и развитии инфраструктуры космодрома Байконур. Во-первых, этот космодром планируется использовать для запусков космических аппаратов военного назначения как минимум до 2006-2008 гг. В дальнейшем ему отводится значительная роль в реализации Федеральной космической программы, программ международного сотрудничества и коммерческих проектов. Поэтому, имея в виду перспективу передачи всех объектов космодрома в ведение Росавиакосмоса, эти объекты необходимо поддерживать и развивать, обеспечивая возможность их дальнейшего использования.
Еще одной актуальной проблемой является создание Единого государственного наземного автоматизированного комплекса управления космическими аппаратами и измерений. Основой этого комплекса должны стать Центр сбора, обработки и анализа информации и Единый центр управления полетом разгонных блоков, которые создаются на базе Главного испытательного центра им. Г.С. Титова. Одновременно с созданием новой архитектуры управления орбитальной группировкой и измерений предстоит решить задачу глубокой модернизации всех технических средств.
На качественно новый уровень планируется вывести и наземные средства предупреждения о ракетном нападении, противоракетной обороны и контроля космического пространства. В первую очередь это относится к созданию и вводу в строй перспективных радиолокационных средств и высокоточных радиооптических средств обнаружения, распознавания и сопровождения космических объектов.
Особо следует отметить, что в условиях усиления зависимости эффективности боевых действий от космической информации требует качественно нового уровня развития система контроля космического пространства как информационной основы обеспечения защиты национальных интересов в космосе. Дальнейшее развитие этой системы наряду с совершенствованием наземных средств требует создания космического эшелона и обеспечения глобальности контроля космических объектов во всем диапазоне высот и наклонений орбит. Экспериментальные работы в этой области проводятся уже сегодня, а в будущем система контроля космического пространства должна трансформироваться в глобальную систему разведки стратегической космической зоны.
Как видим, задачи, стоящие перед Космическими войсками, весьма сложны и обширны. При этом реалии сегодняшнего дня требуют безусловного их выполнения при рациональном использовании ресурсов страны (финансовых, научных, производственных и природных). Космические системы и комплексы создаются ценой огромных затрат в течение пяти – десяти лет и зачастую в единственном экземпляре. Поэтому цена ошибки исполнителя работ здесь особенно высока. Средств, времени и ресурсов для исправления ошибок может уже и не быть.
Космические войска обладают потенциалом высококвалифицированных специалистов, имеющих необходимые знания и практический опыт создания, ввода в строй, поддержания и применения космических систем вооружения. Однако не секрет, что социальные проблемы Вооруженных Сил Российской Федерации в равной мере относятся и к этому роду войск. Наиболее трудными являются вопросы низкого уровня оплаты труда и необеспеченности военнослужащих жильем. Нерешенность этих вопросов способствует оттоку кадров и снижению их квалификации, падению престижа службы в Космических войсках. Поэтому люди Космических войск, всесторонняя помощь им в решении служебных и социально-бытовых проблем всегда остаются на первом месте в деятельности командования и органов управления, их главной заботой и центральной задачей.
Хочу отметить, что созданный 24 марта 2001 года новый род войск Вооруженных Сил Российской Федерации – Космические войска – призван обеспечить национальную безопасность нашего государства в космической сфере. Сегодня по результатам первого года работы можно с полной уверенностью сказать, что у этого рода войск есть потенциал для решения столь важной задачи, как восстановление космической деятельности России до уровня, достойного нашего великого государства.


Назад
List Banner Exchange

НАШ АДРЕС:

redstar@mail.cnt.ru

 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker