на главную страницу

23 Марта 2002 года

Пульс планеты

Суббота

Мы готовы к сотрудничеству, но... в определенных сферах

На вопросы "Красной звезды" отвечает председатель Экономического комитета - директор Департамента по экономическим связям НАТО Патрик АРДУАН

Беседу вел Алексей ЛЯЩЕНКО, "Красная звезда".



Патрик Ардуан родился в 1952 году во Франции. Гражданин Франции. Женат. В октябре 2000 года назначен на должность председателя Экономического комитета - директора департамента по экономическим связям НАТО. Профессор экономики во многих высших учебных заведениях Франции и других государств.
- Господин директор, на днях вы подписали в Москве контракт об открытии на базе Московского государственного университета экономики, статистики и информатики Центра информации по социальной адаптации уволенных в запас военнослужащих. Это, пожалуй, один из немногих примеров конкретного сотрудничества России и НАТО, в частности, в социально-экономической сфере...
- Да, действительно, это - конкретный пример сотрудничества России и НАТО. Более того, открытие такого Центра - очень показательный момент. Переподготовка уволенных с военной службы офицеров, по нашему мнению, прямая связь между Вооруженными Силами и гражданским обществом. В России уже работают подобные проекты, но они основаны на базе двусторонних военно-политических отношений между странами. В нашем же случае совместный проект России и НАТО - это все имеет совершенно особый смысл. И Москва, и Брюссель таким образом ясно показывают желание сотрудничать. И открытием такого Центра мы сейчас заложили еще один, новый кирпичик в фундамент такого сотрудничества.
Я хотел бы вам продемонстрировать уровень, на котором было принято решение об открытии Центра в Москве. Впервые эта идея была предложена российской стороной в 1997 году. Мы провели целый ряд переговоров, но дальше этого тогда дело не пошло. В 1999 году Россия и НАТО не поняли действия друг друга в разрешении кризиса на Балканах, и контакты по нашей части в числе других были заморожены. Примерно год назад российское Министерство обороны реанимировало свою инициативу, начались переговоры. Шестого июня 2001 года на встрече министров обороны стран - членов НАТО и России Сергей Иванов в присутствии генерального секретаря Североатлантического альянса лорда Джорджа Робертсона и всех глав военных ведомств государств - членов НАТО подписал договор об открытии такого Центра. За прошедшее время мы решили все вопросы, связанные с финансированием, статусом, и теперь совместный российско-натовский Центр информации по социальной адаптации офицеров, уволенных с военной службы, начинает свою работу в Москве.
- Возможно ли расширение сотрудничества России и НАТО в других сферах, к примеру в военно-технической области? Ведь в армиях некоторых государств - членов НАТО российское оружие стоит на вооружении, а значит, отвечает стандартам альянса...
- То, что российское вооружение высоко ценится в странах -членах НАТО, - это факт.
Но НАТО как организация не занимается централизованными заказами на вооружения. Наша политика в этой сфере очень проста. Главный критерий - это оружие должно отвечать стандартам НАТО и быть легко совместимым с другими системами вооружения. Страна - член альянса или его партнер сама решает, какое вооружение и у кого она может и хочет закупить. Это может быть американское, британское, французское, германское или российское оружие, какой-то международный консорциум или совместный с кем-то оружейный проект. А может быть вооружение и национального производства, ведь национального производителя необходимо также поддерживать. Закупки вооружений - дело серьезной конкуренции.
Но вместе с тем если ваш вопрос предполагает использование российского вооружения в странах НАТО, то ответ - "возможно". Если же ваш вопрос предполагает загруженность работой российского ВПК даже примерно в том объеме, в котором он работал в годы "холодной войны", то ответ - "нет". Хотя мы понимаем, что в России, как и во многих других государствах, "оборонка" переживает глубокие реформы. Но тем не менее даже в таком состоянии она влияет на рынки в том числе и стран - членов НАТО и на их военно-промышленные комплексы.
Кстати, скоро в Софии под эгидой Экономического комитета НАТО пройдет масштабный семинар. На нем представители НАТО, министерств обороны всех государств - партнеров Североатлантического альянса, крупных оружейных корпораций и компаний будут обсуждать проблемы, связанные с реформами военно-промышленных комплексов стран - членов и партнеров НАТО. Мы рассчитываем, что там будет и российская делегация.
- А какие задачи решают Экономический комитет и Департамент экономических связей НАТО, который вы возглавляете?
- Основой для нашей деятельности является статья вторая Североатлантического договора, которая гласит, что его участники будут искать возможности для исключения конфликтов в их международной экономической политике и будут поддерживать экономическое сотрудничество как в целом в составе альянса, так и между любыми его членами. Вообще кратко задачи Экономического комитета НАТО можно разделить на два главных направления. Во-первых, мы организовываем экономическое сотрудничество между странами - членами НАТО и партнерами НАТО. Здесь появляются три аспекта. Это - переоборудование или ликвидация военных баз и переподготовка офицеров, уволенных с военной службы. Второй пункт - реформы армий, например, в плане введения демократического контроля и гражданского управления вооруженными силами. Третий - реформы и конверсия ВПК.
Другое направление деятельности нашей структуры касается только союзников по НАТО. Здесь мы отвечаем за анализ и подготовку решений, имеющих отношение к целому ряду проблем безопасности стран - членов НАТО, как экономической, так и военной.
- Тем не менее политические и экономические интересы европейских членов НАТО, большинство из которых входит также в Европейский Союз, не всегда совпадают с интересами, например, США. Примеров этому можно привести очень много: от тех же вопросов закупки вооружений до, скажем, проблематики увеличения натовской Европой военных расходов. Как устанавливается баланс интересов?
- Несовпадение интересов действительно иногда бывает проблемой. В частности, это относится как раз к увеличению военных ассигнований в европейских государствах - членах Североатлантического альянса. С точки зрения НАТО, они недостаточно высоки, как могли бы быть, для готовности альянса отразить любые угрозы и вызовы, с которыми мы можем столкнуться. Конечно, времена противостояния НАТО и Организации Варшавского Договора прошли, поэтому нам уже не нужны огромные военные махины. Но вместе с историческим контекстом меняются и угрозы. Кто мог бы подумать, что произойдут такие террористические атаки на США... Европа, так же как и Соединенные Штаты, должна быть теперь готова к любым рискам и угрозам. А безопасность стоит дорого.
- В 1999 году членами НАТО стали Венгрия, Польша и Чехия. Сколько стоила первая волна расширения Североатлантического альянса?
- Вступление в альянс трех новых членов, конечно, потребовало в первую очередь от них самих дополнительных расходов: на военную реформу, подготовку кадров, оснащение вооружением и техникой, способность оперативно участвовать в операциях
НАТО. Но все эти расходы однозначно ниже, чем те средства и ресурсы, которые бы потратили те же Венгрия, Польша и Чехия, если бы самостоятельно и в одиночку занимались обеспечением собственной безопасности. Но решение о желании вступить в НАТО, что, естественно, уже потребовало и еще потребует больших расходов, принимали правительства в данном случае в Будапеште, Варшаве и Праге, то есть это осмысленное решение этих стран. Каждая страна - член
НАТО - например, и Люксембург, и Великобритания - вносит свой вклад в обеспечение безопасности государств - участников Североатлантического договора. Но при этом она должна иметь военный бюджет на уровне в среднем не менее 2 процентов от ВВП. Это является одним из обязательных условий для членства в НАТО.
- На ноябрьском саммите НАТО в Праге станет известно, какие страны могут получить приглашение к переговорам о членстве в НАТО. Кандидатов, как известно, достаточно. Но отвечают ли они стандартам НАТО? Как бы вы охарактеризовали ту же экономическую готовность, скажем, Словакии или стран Балтии к вступлению в Североатлантический альянс?
- Названные вами страны, желающие стать членами НАТО, готовятся к этому по согласованным и утвержденным планам вступления в альянс. Они включают в себя и военный, и экономический, и политический аспекты, каждый из которых чрезвычайно важен как по отдельности, так и в совокупности. Ведь НАТО - это общество союзников, не просто свято придерживающихся, но и развивающих идеи демократии, а также обладающих рыночной экономикой. По данным ЕС, Словакия и страны Балтии сегодня имеют рыночную экономику.
- Но те же страны Балтии имеют целый ряд нерешенных в первую очередь политических проблем, которые во многом схожи с теми, с которых начался, например, конфликт в Косово. Что, это не учитывается при их возможной интеграции в НАТО?
- Ряд государств - участников альянса обращал внимание некоторых из балтийских республик на обязательность соблюдения прав национальных меньшинств и выказывал озабоченность относительно роста националистических настроений.
- Формирование новых отношений между Россией и НАТО в формате "двадцатки" по идее должно бы серьезно расширить и экономическое сотрудничество между нашей страной и альянсом. В чем все же оно может выражаться, кроме создания центров социальной адаптации уволенных в запас военнослужащих?
- Я бы хотел заметить, что само появление вопроса о качественно новых отношениях между Россией и НАТО свидетельствует как минимум о наличии заинтересованности в них. Здесь есть два аспекта. Первый заключается в том, что в случае установления хороших отношений между Россией и НАТО многократно упрочится стабильность в Европе. А уверенность в завтрашнем дне очень сильно влияет на бизнес. Поэтому в случае успеха и принятия решения в пользу "двадцатки" рискну предположить, что, например, инвестиции в Россию вырастут на порядок.
Второй аспект в принципе перекликается с первым. НАТО всегда должна убедиться в создании успешных условий для реализации любых совместных проектов экономического сотрудничества. Как только это происходит, мы обсуждаем все остальные вопросы. Мы готовы это делать и с Россией, в частности по тем аспектам, на которых строится НАТО с партнерами и в формате "двадцатки". Я могу их повторить - переоборудование или ликвидация военных баз и переподготовка офицеров, уволенных с военной службы, реформы армий, например, в плане введения демократического контроля и гражданского управления вооруженными силами, реформы и конверсии ВПК.


Назад
List Banner Exchange

НАШ АДРЕС:

redstar@mail.cnt.ru

 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker