на главную страницу

26 Марта 2002 года

Пульс планеты

Вторник

В ВОЗДУХЕ ПАХНЕТ ГРОЗОЙ?

Владимир МОХОВ,"Красная звезда".



Туман над перспективами американского военного присутствия в Грузии то рассеивается, то сгущается снова. Вызывая многочисленные вопросы. Пока на них вразумительно не ответили ни в Тбилиси, ни в Вашингтоне. Отчего Москва начинает подозревать, что ей в этой игре будет отведена роль статиста...

ДЕЛО даже не в пресловутых двухстах американских инструкторах, которые собираются тренировать грузинский спецназ. В том, что их предпочли нашим военспецам (имеющим на самом деле куда более высокую квалификацию в борьбе с террористами в горах Кавказа), ничего удивительного нет. К тому, как говорится, дело шло. В полном соответствии с законом диамата количество мероприятий, проведенных подчиненными министра обороны Грузии и профессионального философа генерал-лейтенанта Тевзадзе совместно с натовскими структурами, плавно переходит в новое качество.
Вопрос в том, каким образом это сотрудничество скажется на нашей стране. Одно из возможных последствий обозначил министр обороны РФ Сергей Иванов. "Даже если представить теоретически, - сказал он, - что грузинские подразделения при поддержке американцев войдут в Панкисское ущелье, то боевики, находящиеся там, пойдут в Россию или Абхазию, как это уже было".
Иными словами, расхлебывать эту кашу снова придется нам. Тот факт, что Буш-младший в числе адресов второго этапа антитеррористической операции упомянул Грузию, как минимум свидетельствует о том, что вблизи наших границ намечается какая-то заваруха. Может ли Москва безучастно взирать на эти замыслы, не будучи посвященной в них? Все это как-то не стыкуется с духом антитеррористического партнерства. А только доказывает, что вялотекущие политические процессы на постсоветском пространстве все больше глобализируются.
НА НЕДАВНЕЙ пресс-конференции директор Института стран СНГ Константин Затулин отметил, что ситуация вокруг Панкисского ущелья - следствие выбора, сделанного грузинским руководством еще в начале 90-х. Когда гарантию своей независимости Звиад Гамсахурдиа видел в наращивании внутри страны антироссийских настроений. Это мнение разделяют и многие другие политологи, отмечающие, что президент в Грузии сменился, но курс во многом остался прежним. Политическая элита в Тбилиси в основе своей все с тем же недоверием поглядывает в сторону северного соседа. Объясняя каждую национальную беду не внутренними причинами, а происками России.
Тенденция эта настолько укоренилась, что стала привычным политическим фоном. На днях Шеварднадзе, например, сказал: "Наша история полна трагических эпизодов. Один из них - период, когда Грузия была российской колонией". При этом он не оговорился, что в "колониальный" период закавказская республика жила гораздо лучше русских областей, а, скажем, электроэнергию, которой так не хватает сегодня, в Грузию исправно поставляли "колонизаторы".
В 1994 году Тбилиси и Сухуми попросили нашу страну выполнить посреднические, миротворческие усилия в этом регионе. Почти восемь лет "голубые каски" эту задачу выполняют. Неся при этом потери и от рук так называемых грузинских "партизан". Которые - ни для кого это не секрет - поддерживаются и финансируются некоторыми влиятельными силами в Тбилиси. То есть Грузия в лице своих неформальных вооруженных формирований ведет необъявленную войну против... приглашенных ею же миротворцев. Это еще раз доказал нашумевший инцидент с похищением наших военнослужащих. Которые, как отмечается в прессе, впервые превратились в своеобразную "обменную валюту".
Все это время официальный Тбилиси не оставляет попыток правдами и неправдами подтолкнуть Москву к тому, чтобы она выполнила в зоне конфликта иную роль - руками своих солдат заставила Абхазию вернуться в состав Грузии. Москва, естественно, против, ибо в 1994-м мы соглашались только на то, чтобы предотвратить дальнейший конфликт, не допустить дальнейшей дестабилизации. А там уж, ребята, договаривайтесь сами...
Когда после позорных хасавюртовских договоренностей у Тбилиси возникло впечатление, что Россия собирается уйти не только из Закавказья, но и с Северного Кавказа, а Масхадов представляет собой власть независимого государства, Грузия решила развивать отношения с Чечней в рамках единого "кавказского дома". Следствием чего стали полпредства и информцентры Ичкерии в Тбилиси, хлебосольные приемы здесь масхадовских приспешников, финансовые каналы и транзитные маршруты, по которым в Чечню продвигались наемники, караваны с оружием и боеприпасами...
Вторая чеченская кампания со всей остротой обнажила и проблему Панкисского ущелья. Некоторые эксперты квалифицируют ее как авантюрную попытку вырыть России яму. Вспомните, как в течение нескольких лет на самом высоком государственном уровне в Тбилиси рассказывали, что в Панкиси никаких боевиков нет, что среди чеченских беженцев - только женщины и дети. На деле грузинское руководство наверняка считало, что это козырь как в переговорах с Россией, так и в решении абхазского вопроса.
Однако Грузия в конце концов угодила в эту яму сама. В результате она вынуждена пойти на приглашение американских военных советников. Чем это чревато?
Судя по объяснениям американских официальных лиц, в лучшем случае они собираются искать в Панкиси Усаму бен Ладена и афганских моджахедов. О чеченских же боевиках речь почему-то не заходит. Похоже, задачу уничтожения банды Гелаева в повестку дня ставить никто не хочет. Наоборот, Шеварднадзе снова высказывается о нем в самых благостных тонах, чем вызывает глухое раздражение Москвы. "Гелаев - преступник, который находится в международном розыске, - заявляет министр обороны РФ. - По нему плачут тюремные камеры. О возможности переговоров с ним не может быть и речи".
Кто в таком случае даст гарантию, что Гелаев не повторит марш-бросок из Панкисского ущелья в Кодорское? И ему снова не помогут в этом грузинские силовые структуры?
ПРИ ВСЕЙ непоколебимости тезиса, что в борьбе с терроризмом все средства хороши, надо понимать, что никакого удовольствия от появления в Грузии американских советников у России нет и быть не может. Мы были бы крайне наивными людьми, если бы считали, что активное "окучивание" американцами вслед за Центральной Азией еще одного стратегически важного региона, прилегающего к российским границам, отвечает нашим национальным интересам.
Позицию эту, кстати, озвучил министр иностранных дел РФ Игорь Иванов. И она понятна: американцы уже продемонстрировали свое желание везде и всюду преследовать только собственные интересы. Осуждать их за это не приходится. Но обстоятельства, которые сопутствовали принятию решения о посылке американских военных советников в Грузию, тот факт, что до самого последнего момента весь этот замысел зрел за спиной Москвы, вынудили Президента России заявить: "Вопрос не в том, что американцы приедут в Грузию, а в том, что мы ничего об этом не знали!"
Безусловно, Грузия вправе самостоятельно строить свои отношения с Соединенными Штатами. Но страна, которой Россия по льготным ценам продает электроэнергию и газ, регулярно реструктуризирует долги и оказывает другие знаки внимания, должна, наверное, координировать с Москвой столь важные внешнеполитические действия. В противном случае резонно желание Москвы по- своему оценивать такие шаги официального Тбилиси. В том числе формировать цены на энергоносители, рассматривать перспективы отмены визового режима с этой страной и т.д. Не случайно председатель думского комитета по международным делам Дмитрий Рогозин призвал задействовать в отношении Грузии экономические рычаги. Раз там не хотят считаться с нашими интересами, почему мы должны то и дело "входить в положение"?
И вряд ли стоит грузинским политикам обвинять российских коллег в "шумихе" и "истерии" по поводу американского военного присутствия в Закавказье.
НИКАКАЯ это не истерия, а лишь признание очевидных сложностей во взаимоотношениях с Грузией. Выражение озабоченности тем, что от таких действий могут пострадать наши геополитические интересы. Ведь на счет того, что в Вашингтоне горят желанием помочь нам справиться с террористами в Чечне и пресечь их деятельность на территории Грузии, обольщаться вряд ли стоит. Кто как не азиатские союзники Соединенных Штатов (Турция, Саудовская Аравия) поддерживают и спонсируют международный террористический конгломерат в Чеченской Республике? В состоянии США потребовать, чтобы они прекратили этим заниматься? Безусловно. Ставят они его? В России об этом ничего не известно. Нет у нее гарантии, что прибытие американцев в Грузию приведет к прекращению сопротивления боевиков в Чечне, перекрытию каналов поступления туда наемников, оружия и денег.
А вот что своим военным присутствием США оказывают влияние на политику государств, которые предоставляют свою территорию американцам, примеров достаточно. И в данном случае исключать этого нельзя. Скажем, если сегодня газовые реки из Средней Азии текут к западному потребителю через Россию, то не потекут ли они завтра благодаря военному присутствию Соединенных Штатов на юг, к теплым морям? Это ли не потенциальный ущерб нашим интересам? Между прочим, многие наблюдатели уже говорят, что истинная цель высадки американских военных в Грузии - не столько борьба с терроризмом, сколько лоббирование реализации проекта нефтепровода Баку - Тбилиси - Джейхан. Поскольку финансовые круги сегодня опасаются вкладывать деньги в этот рискованный проект, есть надобность показать, что у Вашингтона "все под контролем".
МЫ ОБЯЗАНЫ просчитывать любое развитие ситуации. Россия не может смотреть на происходящее сквозь розовые очки. Тем более когда ее неоднократные предложения оказать помощь в борьбе с террористами, провести совместную российско-грузинскую операцию по наведению порядка в Панкисском ущелье в Тбилиси с ходу отметали. Хотя в Панкиси засели не беглые негры из штата Оклахома, а российские граждане, объявившие нашему государству войну. И Россия, по логике вещей, должна иметь гарантированный доступ к проведению операции по их локализации. В принятом по этому поводу Госдумой РФ постановлении рекомендуется поставить вопрос о российском участии в антитеррористической операции в Панкиси.
Такая постановка вопроса правомочна, учитывая некоторые последние действия грузинского руководства. Чего стоит, например, реакция Шеварднадзе на похищение наших миротворцев и его неуклюжая попытка выгородить "лесных братьев". Или демонстративное появление на публике с беглым телемагнатом Бадри Патаркацишвили, которого разыскивают российские правоохранительные органы.
Остроту ситуации начинают понимать даже в нашем политкорректном МИДе, обвинившем Тбилиси в нежелании бороться с терроризмом и потворстве "партизанам". На Смоленской площади говорят, что в Грузии взят курс на подготовку общественного мнения к необходимости силового решения абхазской проблемы. Под тем предлогом, что в Абхазии-де находятся некие формирования международных террористов.
Не за этим ли и затеян спектакль с американскими военными советниками? Если они собираются только обучать грузинский спецназ, то при чем здесь Панкисское ущелье, где грузинские власти, по их заявлениям, намерены действовать исключительно полицейскими, точечными методами? Обучение - процесс долгий и сложный, а ситуация в Панкиси требует оперативных решений. Здесь явно прослеживается какая-то недоговоренность или недостоверная информация.
АБХАЗСКИЕ власти тем временем бьют тревогу. По их данным, в Грузии проводится скрытая мобилизация, и боевые действия могут начаться в самое ближайшее время. В Сухуми говорят, что возможно повторение октябрьских событий, когда боевики Гелаева совершили молниеносный марш из Панкисского ущелья в Кодорское. Там их уже ждут. Напомним, что в нарушение Московского соглашения от 1994 года, в Кодорах находятся передовые отряды минобороны Грузии. До абхазской столицы отсюда рукой подать. Выраженное по этому поводу беспокойство Совета Безопасности ООН в Тбилиси оставили без внимания. Грузино-абхазские переговоры по выводу этих отрядов также зашли в тупик из-за ужесточения позиции Тбилиси. Все это - косвенные свидетельства того, что ставка сделана на силовое решение проблемы.
Прибытие американцев в сущности означает не просто поддержку существующего в Тбилиси политического режима, а взятие Грузии под покровительство Соединенными Штатами. Своеобразный карт-бланш на действия без оглядки на Россию. Тот же Дмитрий Рогозин спрогнозировал дальнейшее развитие событий. По его мнению, под ширмой борьбы с терроризмом в Панкисском ущелье стрелы будут направлены на Абхазию и Южную Осетию, где якобы находятся мифические пособники Усамы бен Ладена. Любопытно, что эту версию поддерживают и некоторые западные аналитики, например из вашингтонского Фонда Карнеги. Они говорят, что Грузия может использовать американскую миссию "для решения множества других проблем". К примеру, "использовать Аль-Каиду как предлог для нападения на Абхазию, что может иметь катастрофические последствия".
Так под шумок Шеварднадзе собирается расправиться с Абхазией и одновременно поднять натовское знамя над значительной частью Южного Кавказа. О своем намерении постучаться в двери Североатлантического альянса в 2005 году президент Грузии в очередной раз заявил на днях в Брюсселе.
Таким образом, все идет по плану. Только не по нашему. И как бы нас сегодня ни успокаивали, какие бы аргументы ни приводили, на душе все-таки неспокойно. Нам ведь, помнится, уже обещали, что взамен согласия Москвы на объединение Германии границы НАТО к российским границам приближаться не будут. А они приближаются. Теперь нас пытаются убедить, что американское военное присутствие в Грузии будет немногочисленным и кратковременным.
Поверим?


Назад
List Banner Exchange

НАШ АДРЕС:

redstar@mail.cnt.ru

 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker