на главную страницу

27 Марта 2002 года

Тема номера

Среда

Покой им только снится

Сегодня - День Внутренних войск МВД России

Беседу вел Александр БОГАТЫРЕВ, "Красная звезда".
Фото Алексея КАЛИНОВСКОГО и Владимира НИКОЛАЙЧУКА.



Наш собеседник - начальник Главного штаба Внутренних войск МВД Российской Федерации генерал-полковник Михаил Паньков.

- Михаил Анатольевич, активная фаза контртеррористической операции на Северном Кавказе завершилась. Однако у людей в погонах, в том числе представителей Внутренних войск, работы там по-прежнему хватает. Расскажите об этом поподробнее.
- Начнем с сегодняшней ситуации в Чеченской Республике. Огромное влияние на социально-политическую обстановку там оказывают мелкие бандформирования. По имеющейся информации, некоторая часть боевиков из базовых лагерей вернулась в населенные пункты. Ушла, так сказать, в подполье. Сейчас основные усилия бандиты сосредоточивают на психологическом воздействии на сформированные органы власти, местное население, людей, поддерживающих федеральные силы.
Это заставило нас в свою очередь принять контрмеры. В частности, Министерство внутренних дел перешло к силовому присутствию в населенных пунктах. Созданы поселковые отделения милиции, в состав которых, помимо сотрудников органов внутренних дел, входят наши подразделения. Данная структура ежедневно решает массу задач: регистрация населения, расследование всех уголовных дел, выявление активных участников бандформирований, пособников, каналов поставки материальной и финансовой помощи боевикам и т.д. Кроме того, совместно с органами внутренних дел мы охраняем нефтегазовый комплекс Чечни. Будем нести службу и на объектах энергосистемы. В конце марта наши подразделения возьмут под охрану восстанавливающуюся ТЭЦ-4 в Аргуне. По-прежнему большое количество наших военнослужащих несут службу на блокпостах, контрольно-пропускных пунктах, взводных, ротных опорных пунктах и заставах.
Общая численность группировки Внутренних войск в республике составляет более 20 тысяч военнослужащих. В основном это соединения и части оперативного назначения и специальные моторизованные части. Эффективно действуют подразделения специального назначения и разведки. Работает там и наша авиация.
- За последние десять лет Вооруженные Силы неоднократно подвергались реформированию. Наверное, Внутренние войска эти процессы тоже стороной не обошли?
- До начала 90-х Внутренние войска в основном занимались охраной исправительно-трудовых учреждений, важных государственных объектов и общественного порядка. Когда страна вступила в новую эпоху, было принято решение последовать опыту большинства цивилизованных государств, то есть передать все исправительно-трудовые учреждения Министерству юстиции РФ. Но вспыхнули межнациональные конфликты, возросла преступность. Государству понадобилась структура, способная всему этому противостоять. Тогда во Внутренних войсках начали более интенсивно развиваться соединения и части оперативного назначения. Причем численность войск периодически то увеличивалась, то уменьшалась. Когда интенсивность межнациональных конфликтов возрастала, мы расширялись, когда снижалась, нас становилось меньше. Например, после окончания первой чеченской кампании Внутренние войска были сокращены на 50 тысяч.
Впрочем, для наших войск это совершенно естественный процесс. Если Вооруженные Силы все-таки, насколько я понимаю, строятся исходя из прогнозирования прежде всего внешних угроз, то мы - под конкретную задачу, конкретную ситуацию в стране. Скажем, принято решение взять под охрану еще один важный государственный объект - значит, во Внутренних войсках необходимо создать еще одну часть, а то и соединение.
- Существует суждение, что Внутренние войска в их нынешнем виде в какой-то мере дублируют Сухопутные войска...
- Это идет от непонимания или незнания нашего предназначения. За почти двухвековую историю Внутренние войска всегда существовали рядом с Вооруженными Силами, но выполняли свои, присущие именно им задачи по поддержанию безопасности внутри государства. Я понимаю, что суждения эти родились с появлением у нас соединений и частей оперативного назначения, имеющих даже артиллерию. Почему они появились, я уже объяснил. Этого требовала внутренняя ситуация в стране.
Кстати, в соответствии с утвержденным Президентом РФ планом строительства Внутренних войск до 2005 года наша организационно-штатная структура снова претерпит изменения. А к 2010 году мы предполагаем уменьшить количество тяжелого вооружения. Снизится численность личного состава. В перспективе Внутренние войска должны быть прежде всего мобильными, способными решать задачи по обеспечению внутренней безопасности в любом регионе России.
- Много ли сегодня в ваших войсках офицеров с боевым опытом?
- Фактически Внутренние войска с 1988 года не выходят из окопов. Последнее десятилетие, как вы знаете, не скупилось на большие и мелкие вооруженные конфликты. В частях оперативного назначения, авиации очень многие офицеры не по одному разу выполняли свой долг под пулями. В плане "боевого крещения" у нас сложилась целая система. Скажем, большая часть медиков получает боевой опыт. Через Чечню проходят военнослужащие соединений и частей по охране важных государственных объектов и специальных грузов и специальных моторизованных частей. Это же касается органов управления. На год составляется план, в соответствии с которым командующие войсками округов, их заместители в течение определенного времени должны выполнить обязанности по той или иной должности в группировке в Чечне. По той же схеме работают все офицеры главкомата.
- Предположим, завтра в одном из регионов России вспыхнет еще один вооруженный конфликт. Готовы ли Внутренние войска в их нынешнем состоянии разрешить его самостоятельно, без привлечения Вооруженных Сил?
- Сегодня об этом еще рано говорить. Но в принципе мы готовим войска именно к этому. Даже сейчас, когда большая часть наших сил брошена на разрешение чеченской проблемы, какой-то небольшой конфликт мы нейтрализовать сумеем. Но здесь еще необходимо учесть ряд факторов: интенсивность конфликта, размах, вовлеченные силы и средства, цели противоборствующих сторон... Ведь может возникнуть ситуация, когда нельзя будет обойтись без привлечения мощных средств поражения, которыми располагают, скажем, те же Сухопутные войска.
- В стране проводится акция по антитеррору. Каким образом в ней участвуют Внутренние войска?
- Мы очень активно участвуем в этом процессе. Например, в системе МВД проводятся операции "Вихрь-Антитеррор". Наши военнослужащие вместе с сотрудниками органов внутренних дел занимаются проверкой паспортного режима, охраняют общественный порядок на улицах при проведении массовых мероприятий, досматривают транспорт. Причем для выполнения этих задач привлекаем большое количество личного состава, в том числе курсантов своих вузов.
Вот лишь некоторые цифры. В 1999 году мы совместно с органами внутренних дел провели 9 этапов крупномасштабной операции "Вихрь-Антитеррор". В итоге были задержаны 921 тыс. граждан, в том числе по подозрению в совершении преступлений - более 5 тыс. человек. Изъято более 500 единиц огнестрельного оружия, около 18 тыс. боеприпасов, 91 взрывное устройство, 388 килограммов наркосодержащих веществ. По большому счету для Внутренних войск антитеррор - одна из важнейших задач.
- Сегодня идет речь о переводе армии на контрактную систему комплектования. Как это мыслится во Внутренних войсках?
- Эксперименту по переводу на контрактную основу подвергается одна из бригад оперативного назначения Северо-Западного округа Внутренних войск. Для ВВ МВД такой способ комплектования вполне приемлем. Ведь мы - войска постоянной готовности всегда выполняем какую-то задачу. Если в Вооруженных Силах есть соединения и части сокращенного состава, существует необходимость в пополнении мобилизационного ресурса, то у нас таких проблем нет. Внутренним войскам выгоден переход на контрактную основу.


Назад
List Banner Exchange

НАШ АДРЕС:

redstar@mail.cnt.ru

 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker