на главную страницу

28 Марта 2002 года

Армия и общество

Четверг

ТЕРНИСТЫЙ ПУТЬ ПЕНСИОННОЙ РЕФОРМЫ

Виталий ДЕНИСОВ, "Красная звезда".



На этой неделе в Государственной Думе прошли парламентские слушания по обсуждению пенсионной проблематики. Организатором этого мероприятия выступил думский Комитет по кредитным организациям и финансовым рынкам. Как заявил глава этого комитета Александр Шохин, слушания были посвящены обсуждению законодательных инициатив, направленных на продолжение пенсионной реформы. Шохин напомнил, что в декабре минувшего года был принят первый блок пенсионных законов. Следующим этапом пенсионной реформы, по словам Шохина, станет обсуждение законопроектов, направленных на формирование обязательных пенсионных накоплений. В повестке дня парламентариев - законы "Об обязательных профессиональных системах в РФ", "О страховом взносе на финансирование обязательных профессиональных систем". Причем Госдума приняла решение рассмотреть эти законопроекты в числе первоочередных. На слушаниях также обсуждены перспективы инвестирования пенсионных накоплений.

Обращение парламентариев к вопросу пенсионной реформы не случайно. В конце 2003 года состоятся очередные думские выборы, и народным избранникам придется держать ответ перед своими избирателями, среди которых немало людей пожилого возраста. Среди них, кстати, и несколько миллионов бывших рабочих и служащих, трудившихся в Вооруженных Силах и других силовых ведомствах.
По оценкам экспертов, одним из жизненно важных вопросов предстоящей избирательной кампании станет проводимая сегодня пенсионная реформа, точнее, ее первые промежуточные итоги. То, что этот вопрос в 90-е годы так и не был решен, привело к самым плачевным результатам. Миллионы пенсионеров находятся за чертой бедности и влачат жалкое существование. Возможности же государства не позволяют существенно улучшить их участь.
Анализ демографической ситуации показывает, что с 2005-2006 годов количество выходящих на пенсию будет увеличиваться, а количество работающих сокращаться. Нагрузка на экономику по содержанию пенсионеров становится непомерной.
Рост социальной напряженности можно, однако, сдержать, если предоставить людям возможность самим осознанно участвовать в процессе формирования пенсионных накоплений. Особенно это касается 20-45-летних граждан - основной движущей силы экономического развития страны в ближайшее десятилетие.
Поэтому решение проблем пенсионной реформы нельзя более откладывать на потом. По мнению специалистов, ее главными целями должны стать:
- реализация социальной задачи - создание достойных условий жизни для пенсионеров;
- использование колоссального инвестиционного потенциала пенсионных накоплений для развития экономики страны в целом;
- предоставление гражданам России реального права выбора инструментов и механизмов защиты старости.
Принятие Государственной Думой ряда законов из пенсионного пакета позволяет, казалось бы, сделать этот процесс реформы необратимым. К сожалению, в реальной жизни все сложнее. Существуют разные подходы к механизмам реализации некоторых идей, и в первую очередь к одному из основных элементов реформы - введению накопительной части пенсии и проблемам ее инвестирования. Речь идет о том, кому и как распоряжаться этим самым инвестиционным потенциалом пенсионных накоплений.
Законопроект об инвестировании средств обязательных пенсионных накоплений призван определить, куда и каким образом будут размещаться пенсионные деньги, которые уже с января 2002 года поступают на счета работающих граждан (по некоторым оценкам, накопительная часть пенсии в этом году даст более 40 млрд. рублей).
Основная интрига развивается вокруг поправок к законопроекту, касающихся статуса негосударственных пенсионных фондов. Многие депутаты считают, что они должны уже в 2004 году выйти на рынок в качестве профессиональных участников наряду с Пенсионным фондом России (ПФР).
Министерство экономики и развития выступает за создание реальной конкуренции среди институтов, занимающихся пенсионным обеспечением, - Пенсионным фондом России и уполномоченными негосударственными пенсионными фондами. Государство допускает под своим жестким контролем уполномоченные негосударственные пенсионные фонды и их управляющие компании к инвестированию пенсионных накоплений.
Это позволит повысить эффективность инвестирования пенсионных средств, улучшить государственный контроль за грамотным использованием этого колоссального финансового ресурса, обеспечить гражданам право выбора. Будущие пенсионеры получат реальную возможность добровольно выбирать, куда выгоднее направить накопительную часть своей пенсии: в частные пенсионные структуры или в государственную.
Такой подход является по-настоящему рыночным и уже показал свою эффективность в ряде стран, например в Чили, Великобритании, Венгрии, Польше, Казахстане, Литве и т.д.
ПФР придерживается иной позиции: фактически речь идет о монополизации его деятельности. Допуск на рынок пенсионных накоплений частных институтов реально не обеспечивается. Хотя крупные негосударственные пенсионные фонды, созданные изначально в интересах социальной защиты газовиков и нефтяников, уже показали свою надежность и способны, как утверждают многие аналитики, обеспечить достойную старость и представителям других социальных групп, в частности пенсионерам из числа гражданского персонала Вооруженных Сил.
Если не провести реформы пенсионной системы, а ограничиться внешним косметическим ремонтом ПФР, тяжелых социальных последствий не удастся избежать уже в 2006-2008 гг. Возникает неограниченная монополия на рынке, что чревато дальнейшим ростом злоупотреблений чиновников. Пенсионные функционеры будут практически лично контролировать средства, сравнимые с бюджетом страны. Государство и граждане не смогут определить, насколько эффективно происходит управление этими средствами: нет конкуренции - не с чем сравнивать.
Кроме того, при таком подходе ПФР фактически будет самостоятельно выбирать себе управляющие компании, количество которых законодательно планируется ограничить 5-7 (в маленькой Швеции, например, пенсионными накоплениями управляют более 500 компаний). А ограничение количества управляющих компаний - это поле для взяточничества и протекционизма, создания теневой маржи и "черных" откатов чиновникам. Российский союз промышленников и предпринимателей недавно прямо предупредил, что закрепление существующей монополии в пенсионной сфере "неминуемо приведет к росту масштабов коррупции".
Борьба, развернувшаяся вокруг пенсионной реформы, касается миллионов граждан России, в том числе гражданского персонала государственных силовых структур. Поэтому "Красная звезда" готова предоставить возможность высказаться всем заинтересованным сторонам.


Назад
List Banner Exchange

НАШ АДРЕС:

redstar@mail.cnt.ru

 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker