на главную страницу

28 Марта 2002 года

Россия - в строке и кадре

Четверг

Куры гибнут за металл

Угрожает ли это продовольственной безопасности России?

Беседу вел Виталий ДЕНИСОВ.



Хотя о начале полномасштабной торговой войны между Россией и США говорить пока не приходится, факт остается фактом: американцы ввели запретительные пошлины на нашу сталь, российская же ветслужба обнаружила отраву в "ножках Буша", приостановив их ввоз в страну. Введение 30-процентных, по сути, запретительных пошлин на российскую сталь грозит нашей стране потерей миллиарда долларов. Запрет на ввоз заокеанских кур, естественно, выгоден нашим производителям. Только с внезапно привалившим "счастьем" самостоятельно они справиться все равно не смогут, на помощь придется звать бразильских и французских фермеров. Иначе отечественные прилавки оголятся почти наполовину - именно таково соотношение между нашей и импортной курятиной, основу которой составляет американская продукция.
Многие наши политики уже давно говорили о необходимости введения протекционистских мер для поддержки российских производителей. "куриный вопрос" вновь заставил многих всерьез задуматься над проблемой продовольственной безопасности России. Об этом корреспондент "Красной звезды" беседует с членом Комитета Государственной Думы РФ по собственности, лидером партии "Возрождение" Евгением ИЩЕНКО.

- Запретительные меры в отношении "ножек Буша" вновь сделали актуальной проблему продовольственной безопасности. Что входит в это понятие и действительно ли нам что-то угрожает?
- Начну с окорочков, а точнее, с печальных рекордов по части продовольственного импорта. Еще в 2000 году Россия вышла на второе место в списке импортеров американского куриного мяса, пропустив вперед лишь Гонконг. Поставки мяса индейки из Америки с того времени выросли почти в три раза, и по закупкам этой продукции Россия также занимала второе место - правда, на этот раз после Мексики. А всего за год мы ввозим в Россию импортного продовольствия на сумму 8,3 миллиарда долларов. На отечественном рынке сегодня 40 процентов всех продуктов питания зарубежного происхождения. Впечатляет?
Между тем продовольственная безопасность является составной частью безопасности государства. Причем в ряду военной, ядерной, экономической, экологической безопасности продовольственная выходит на одно из первых мест. Ведь мощь государства определяется не только наличием какого-то количества средств ядерного нападения или сдерживания, но и количеством производимых продовольственных товаров. Ракет у нас (что бы там ни говорили наши оппоненты) пока хватает, а вот с остальным положение весьма тревожное.
- Но разве есть повод для серьезной тревоги? В магазинах вроде все есть, и очередей за хлебом или мясом что-то не видно.
- Дело не в очередях или отсутствии товаров. Достаточная норма питания для человека составляет 3.000 ккал в сутки. А среднестатистический россиянин вынужден довольствоваться 2.300 ккал. То есть чисто математически два дня в неделю наши соотечественники занимаются не лечебным, а вынужденным голоданием. Но и это еще не все. Даже в существующем объеме потребления 1.100 ккал занимает импорт(!). А теперь представьте, что завтра Запад по каким-то причинам вводит эмбарго на поставки продовольствия в Россию... Несложное арифметическое действие "отбрасывает" многомиллионное население нашей страны за черту, имя которой голод (по международным стандартам, граница определена уровнем 1.500 ккал). Опасность заключается в продовольственной зависимости от стран-импортеров, что еще раз заставляет задуматься о перспективах вступления в ВТО. И ее надо рассматривать как реальную угрозу суверенитету и независимости государства со всеми вытекающими из этого выводами.
- Понимает ли рядовой россиянин, отправляясь за продуктами в магазин или на мелкооптовый рынок, что такое продовольственная безопасность?
- Уверен, большинство наших соотечественников этот вопрос застанет врасплох. Что такое ядерная безопасность, знают все: Чернобыль, ржавеющие атомные подводные лодки - это очень наглядно и очень страшно. Что такое экологическая безопасность тоже ясно - последствия техногенных катастроф, отравления воздуха, воды. А вот продовольственная безопасность для большинства - это банка вздувшихся сардинок или просроченной тушенки, вкусив которых, можно и Богу душу отдать. Однако все далеко не так просто. Хотя бы уже потому, что опасны не только явно недоброкачественные продукты. Пройдя сквозь десятилетия хронической нехватки продуктов, мы приучились особо не задумываться над тем, чем наполняем свой желудок: главное - утолить чувство голода! Продукты, таящие в себе "медленную" смерть, несбалансированный рацион, чреватый постепенным, но неизбежным разрушением здоровья, нас не пугают. Между тем отсутствие или скудность выбора - прямое следствие несбалансированности продовольственного рынка, того, что страна по-прежнему самостоятельно не может себя прокормить. Между прочим, в дореволюционные времена экспорт сливочного масла давал России дохода больше, чем добыча золота. А сегодня страна вынуждена импортировать все, что "числом поболее, ценою подешевле". Но мы не "пищевая помойка". Кстати, комиссия Евросоюза подняла вопрос об ограничении использования специальных добавок при откорме домашней птицы. Да и в самих Соединенных Штатах поняли угрозу. Один из американских сенаторов на днях выступил против применения гормонов роста и антибиотиков.
- Но ведь российские сельхозпроизводители не на печи сидят - в прошлом году был собран рекордный урожай зерна, выросли другие показатели...
- Наш агропромышленный комплекс давно и серьезно болен. Идут скрытые процессы разложения организма, хотя внешне он пока функционирует. Почему я так утверждаю?
Мы в 1990 году съедали 75 кг мяса. Сегодня эта цифра - порядка 44 кг (в целом дефицит мяса в России составляет ни много ни мало 2 млн. тонн). Каждый россиянин употреблял масла, творога и других продуктов (в пересчете на молоко) 386 кг. Сегодня - чуть больше 220 кг. Даже трудно себе представить, что, имея такие запасы рыбы, ее потребление сократилось с 20 до 7 кг. Не сократилось только потребление овощей, хлеба. Рацион россиянина сегодня построен на основе этих продуктов. И если сегодня смертность превышает рождаемость, то одной из причин этого является ухудшение питания большинства населения России.
Но винить отечественного товаропроизводителя, в общем-то, не в чем. Что он может в условиях, когда цены на энергоносители по сравнению с 1990 годом выросли в 12,5 тысячи раз, на тракторы - в 11,1 тысячи раз, на минеральные удобрения - в 9,6 тысячи раз, на дизельное топливо - в 10,4 тысячи раз, а на продукцию сельского хозяйства всего... в 1,9 тысячи раз. Если проще, то 10 лет назад зерноуборочный комбайн "стоил" 69 тонн пшеницы, а ныне 376 тонн. Отсутствие цивилизованного аграрного рынка и вовсе привело к тому, что крестьянин скоро будет пахать при помощи волов, а основным средством транспорта станет лошадь - тех же автомобилей сельское хозяйство в год закупает чуть ли не в десять раз меньше, чем на заре экономических реформ. В этом смысле мы выглядим немногим лучше беднейших стран Азии и Африки.
- Звучит почти как приговор. Так каким же путем можно укрепить продовольственную безопасность России?
- Только посредством развития собственного сельхозпроизводства. Понятно, что агропромышленный комплекс не может существовать без государственной поддержки - такова специфика этой отрасли. Но у государства сегодня очень мало средств. Выделять субсидии всем производителям оно не может. Так что о советских временах, когда государство просто давало селу технику, горючее, удобрения, нужно забыть.
В то же время, несмотря на, казалось бы, весьма ограниченные возможности государства, в подъеме сельского хозяйства оно может сыграть огромную роль. При том, что государство не имеет лишних средств, оно способно создать такие условия, которые бы эффективно регулировали развитие агропромышленного комплекса и позволили бы крестьянам самим зарабатывать.
К примеру, эксперты говорят о том, что государство должно ввести постоянный ценовой мониторинг на продовольствие и в случае неблагоприятных тенденций вмешиваться в ситуацию, проводя товарные или закупочные интервенции. Уже весной можно устанавливать пороговую цену на зерно для будущей уборочной кампании. Если цена вдруг упадет, государство должно скупить излишки. В этом и будет состоять его помощь. Вполне по силам государству и решение такой неотложной задачи, как реструктуризация долгов сельхозпроизводителей, финансовое оздоровление производства. Оно необходимо уже хотя бы потому, что задолженность агропрома достигла астрономической суммы 270 миллиардов рублей.
Причем первые шаги в этом направлении уже сделаны. В частности, Минсельхоз разработал стратегию государственного регулирования АПК. Правительство говорит о необходимости создания горизонтальных и вертикальных интегрированных агрохолдингов. Создан "Россельхозбанк" для финансирования федеральных целевых программ развития отечественного агропрома. Что касается реструктуризации долгов сельхозпроизводителей, то для решения этой проблемы эксперты предлагают создать совет кредиторов при субъектах РФ, при муниципалитетах, которые бы занимались каждым обанкротившимся предприятием в отдельности по определенным правилам, утвержденным правительством.
- Но без живых денег весь этот комплекс вопросов не решить. И встает закономерный вопрос: где их взять?
- Надо понять, что Россию поднимут конкурентоспособные производства продуктов, а не количество чашек выпитого импортного кофе, как утверждает лже-Петр в известном рекламном ролике. Эту истину уже осознали некоторые отечественные торговые и промышленные компании. Частный бизнес готов помочь государству в подъеме агропромышленного производства, если государство в свою очередь не забудет об интересах предпринимателей - сделает свои шаги навстречу коммерческим структурам, создаст для них льготные условия с тем расчетом, что в итоге будет обеспечено главное - продовольственная безопасность страны.
Актуальность этой темы еще раз доказывает нынешняя ситуация вокруг заокеанской курятины. По оценкам экспертов партии "Возрождение", эта проблема выдвигается в число приоритетных, стратегических. Возвращаясь к пресловутой курятине, скажу, что полного обеспечения российского рынка мясом птицы, выращенной на отечественных, а главное натуральных, кормах, понадобится минимумом три года. Времени терять нельзя, первый и серьезный звонок уже прозвенел.


Назад
List Banner Exchange

НАШ АДРЕС:

redstar@mail.cnt.ru

 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker