на главную страницу

30 Марта 2002 года

Армия и общество

Суббота

Жесткой мерой боя

Полковник Игорь БУДЫКИН.
Полковник Александр БУГАЙ,
"Красная звезда".



В соответствии с планом подготовки органов управления и войск ПУрВО на базе общевойсковой армии проведено широкомасштабное командно-штабное учение на местности. В ходе КШУ было проверено состояние боевой и мобилизационной готовности органов военного управления, проанализирована возможность выполнения ими спланированных мероприятий в установленные сроки.

Сегодня все реже слышишь разговоры о том, что армии не хватает горючего на боевую учебу. В последнее время топливные поставки с заводов-изготовителей в воинские части идут с превышением графика. Вот и на это учение, которое проходило на территории Пензенской, Самарской, Саратовской, Оренбургской областей и Республики Башкортостан, расход горючего был изначально заложен в план боевой подготовки войск округа. Использовать дополнительные ресурсы и резервы не пришлось, хотя в ходе учения и была израсходована полуторамесячная его норма. Но сожалеть об этом не приходится. Ведь работа обучаемых в ходе учения шла как на стационарных, так и на подвижных пунктах управления, перемещение и развертывание которых осуществлялось на местности и на реальные расстояния. Генералы и офицеры армии получили хорошую практику в управлении соединениями и частями. Да и в войсках вспомнили, что такое многокилометровые марши в весеннюю распутицу...
Учение началось с приведения соединений и воинских частей армии в высшую степень боеготовности. Командующий войсками округа генерал-полковник Александр Баранов поставил задачу поднять по тревоге несколько боевых подразделений и провести с ними тактические учения с боевыми стрельбами. Лучше других действовал в этом случае мотострелковый батальон под командованием майора Ф. Наджафова. Его подразделения вышли в район сосредоточения в назначенное время, а на этапе розыгрыша боевых действий участвовали в РТУ.
Успешно справилось с аналогичной задачей подразделение из танкового полка, которым командует полковник В. Гудков. Результаты контроля подтвердили способность проверенных батальонов и рот к выполнению поставленных задач в установленное время.
До начала КШУ управление вооружения округа в нескольких частях проверило техническое состояние техники. Основное внимание уделялось готовности к совершению маршей подвижных пунктов управления и подвижных узлов связи. Во время проверки серьезные недостатки были выявлены в отдельной роте охраны и обеспечения, которой командует майор В. Жуковский. Во время контрольного пробега несколько автомобилей из-за технических неисправностей были сняты с маршрутов. Проверяющие отметили слабую техническую подготовку водительского состава. Аналогичные недостатки имели место и в некоторых других подразделениях, но еще до начала учения их устранили.
Сложность для работы органов управления общевойсковой армии на следующих этапах КШУ заключалась в том, что обучаемым предстояло решать целый комплекс взаимоувязанных задач по подготовке оборонительной операции. Выполнение этих мероприятий осуществлялось на фоне динамичной и сложной обстановки, создаваемой посредническим аппаратом. В период выдвижения пунктов управления в реальные районы наращивание обстановки проводилось подачей вводных о действиях бандформирований и диверсионных групп на маршрутах выдвижения. Практически за условного противника работали две разведывательные группы десантников, которые в ходе КШУ отрабатывали свои учебные вопросы.
Командующий армией генерал-майор Алексей Вербицкий правильно определил замысел старшего начальника, цель предстоящих действий, умело привлек для работы начальника штаба, начальника оперативного управления и офицеров группы общего оперативного планирования. Его решение о проведении оборонительной операции соответствовало сложившейся обстановке.
Важными этапами КШУ были реальные перемещения пунктов управления и узлов связи на местности. Марши в указанные районы осуществлялись в основном в сроки, установленные штабом руководства. При совершении маршей существенных поломок машин зафиксировано не было.
Если на начальном этапе учения комендантская служба на маршрутах выдвижения была организована слабо, то в последующем она осуществлялась достаточно грамотно. На маршрутах появились регулировщики, колонны сопровождались инспекторами ВАИ.
Но и здесь не обошлось без недостатков. При совершении маршей не предусматривались мероприятия по введению противника в заблуждение. Не всегда выдерживалась скорость движения, недостаточно высокой была дисциплина маршей.
Из-за несвоевременного принятия решения развертывание пунктов управления было затянуто по времени, что усложнило оборудование рабочих мест в новом районе, поскольку его пришлось осуществлять после захода солнца.
Недостаточно надежно осуществлялось прикрытие выдвигающихся войск средствами ПВО. При выдвижении в назначенный район оперативного предназначения не были указаны места применения авиации и зоны ее дежурства в воздухе. В реальной обстановке подобная "забывчивость" могла привести к трагическим последствиям.
- К сожалению, некоторым офицерам органов управления пока что недостает твердых профессиональных навыков, - заявил на подведении итогов КШУ его руководитель генерал-полковник Александр Баранов. - Следует подчеркнуть, что само это мероприятие - подведение итогов - стало хорошей школой для генералов и офицеров армии, принимавших участие в учении, поскольку на нем был тщательно проанализирован и строго оценен каждый этап КШУ.
Было отмечено, что офицеры штабов показали недостаточные навыки в умении прогнозировать развитие обстановки. Они не всегда предугадывали возможные изменения тактической и оперативной ситуации. Так, в ходе третьего этапа учения его замыслом предусматривалось ведение "противником" наступления. Противоборствующая сторона стремилась активными действиями разведывательных и передовых подразделений вскрыть построение обороны, систему огня, наличие открытых флангов и промежутков в боевых порядках воинских частей первого эшелона армии, захватить выгодные рубежи и обеспечить развертывание и переход в атаку главных сил. "Противнику" следовало противопоставить такие же решительные действия. Следовало разгромить вклинившегося "противника", нанести ему огневое и радиоэлектронное поражение. Для этого нужно было активно применять противотанковые резервы, подвижные отряды заграждений, осуществлять маневры силами и средствами. Но командование и штаб армии ограничились утверждением решений, принятых подчиненными командирами. Инициатива была отдана в руки противоборствующей стороны.
Недостаточно внимания, по мнению руководителя учения, было уделено и вопросам организации взаимодействия. Большинство должностных лиц стремилось весь объем задач решить своими силами. Редко кто из них интересовался, какие задачи выполняются средствами старшего начальника, взаимодействующих войск.
При ведении операции штаб армии должен постоянно поддерживать в боеготовом состоянии и в полном объеме использовать все средства связи. Качество же связи на этом КШУ вызвало большие нарекания. С трудом создавалась радиорелейная связь. После выхода в район сосредоточения соединения постоянной готовности, которым командует генерал-майор А. Протченко, офицеры, для того чтобы отправить телеграмму в штаб армии, вынуждены были везти ее в пункт постоянной дислокации за 50 километров!
И все же следует отметить уверенные и четкие действия этого соединения на заключительном этапе учения. Мотострелки приняли самое активное участие в розыгрыше боевых действий. Они отражали удары воздушного "противника", его атаки перед передним краем, успешно удерживали первую позицию. В целом работа командира дивизии была организована правильно и на высоком уровне. Заместители командира дивизии, начальники родов войск и служб также действовали уверенно. Решения по складывающейся обстановке принимались ими в короткие сроки и соответствовали сложившейся обстановке.
- Все недостатки, которые были выявлены в ходе КШУ, - это, на мой взгляд, следствие недостаточного внимания должностных лиц штаба армии к качеству проведения плановых мероприятий оперативной подготовки с офицерским составом, - считает генерал-полковник Александр Баранов. - Вместе с тем они не носят глобального, непоправимого характера и могут быть в минимальные сроки устранены силами командования и штаба объединения. Для этого достаточно качественного выполнения плановых мероприятий оперативной и боевой подготовки.
В ходе КШУ штаб руководства по отдельному плану проверил вопросы боевой и мобилизационной готовности в обучаемых органах военного управления, соединениях и воинских частях армии. Были изучены и оценены разработанные в армии документы планирования. В целом, как выяснилось, они соответствуют предъявляемым требованиям, но не во всем отработаны с высоким качеством. Так, были допущены неточности в планах по видам обеспечения начальников управлений, отделов и служб. Имелись претензии к качеству ежемесячных сверок и уточнений некоторых планирующих документов.
Большую роль в обучении личного состава армии сыграл штаб руководства и посреднический аппарат. Не вмешиваясь в действия обучаемых, офицеры вышестоящего штаба смогли оказать действенную помощь подчиненным. Особой благодарности в этой связи заслуживают посредник при командире соединения постоянной готовности армии генерал-майор А. Кильгянкин, начальник войск ПВО округа полковник А. Попов.
Анализ результатов учения позволил командующему ПУрВО генерал-полковнику Александру Баранову выделить ряд задач, на решении которых будут сосредоточены усилия командования армии.


Назад
List Banner Exchange

НАШ АДРЕС:

redstar@mail.cnt.ru

 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker