на главную страницу

30 Марта 2002 года

Планета людей

Суббота

Збигнев БЖЕЗИНСКИЙ: "У вас нет выбора"



Последние 125 лет Германия и Россия в международной политике всегда относились к числу пяти самых значительных государств мира. Следовательно, отношения между Германией и Россией, были ли они хорошими или плохими, имели громадное международное значение. Для Европы в целом, как и для Америки, представляет большой интерес, как будут развиваться германо-российские отношения.
Но эти отношения находятся в настоящее время в совершенно новом контексте: оба государства нашли новый вариант самоидентификации. Кроме того, качество их власти в нынешнем мире сильно отличается от прошлого. Для Германии всегда было важнее членство в ЕС и НАТО. Это членство уменьшает страхи других европейских стран, что касается могущества Германии. Сама Германия доказала, что она стала страной стабильной и успешной демократии. Одновременно ее роль в мире базируется на понимании того, что в настоящее время равноценным фактором международного влияния является не только военно-промышленное могущество, но и способность к общественным переменам, наличие новых технологий и возможность оказывать экономическое воздействие.
Российский контекст отличается от всего этого одним моментом. Россия - национальное государство, которое находится на переходном этапе из своего исторического прошлого, когда она была великой державой. Геополитические взаимосвязи выглядят неблагоприятными. На юге ей противостоит фаланга из 300 миллионов мусульман, озлобленных российской политикой в Афганистане и Чечне. На востоке России находится Китай - страна, в девять раз превосходящая соседа по численности населения и в пять раз - по экономическим показателям. Российское могущество до сих пор базируется по большей части на обладании оружием, применение которого может вызвать мировую катастрофу, но оно между тем не совсем подходит для политического применения. В других современных аспектах могущества Россия - совершенно отсталая страна.
В этих условиях, вероятно, расширение ЕС, как и новые дефиниции НАТО, могут привести к созданию более крупной зоны мира, которая должна находиться в системных и постепенно развивающихся отношениях с Россией. ЕС должен иметь в виду наличие особых соглашений по Калининграду. Для обеих сторон, без сомнения, заслуживает внимания и система постоянно углубляющихся российско-европейских отношений. В этом плане можно, в частности, считать, что членство России в НАТО в ближайшем будущем невозможно. Однако однозначно желательны кооперативные отношения с НАТО, которые включали бы совместные действия, но когда совместные решения принимались бы не по всем вопросам. В результате может появиться более крупное трансатлантическое сообщество, в котором и Германия, и Россия смогут конструктивно реализовывать свои интересы.
Есть, конечно, некоторые препятствия. Если Россия сближается с Европой, то отживший, неосоветский режим Лукашенко в Белоруссии должен уступить место настоящей демократии. Учитывая тот факт, что Россия имеет сильное влияние на Белоруссию, Москве было бы к лицу способствовать демократическому переходу к настоящей независимости.
Негативно сказывается на европейской самоидентификации России недостаток в политических решениях в Чечне. В настоящее время как Америка, так и Россия, пытаются стабилизировать ситуацию в Средней Азии, а само американо-российское сотрудничество является показателем масштабов изменений, происходящих на геополитической карте Евразии. Не в последнюю очередь могли бы быть более эффективными и срочно необходимые мирные инициативы США на Ближнем Востоке, если бы они координировались как со стороны Европы, так и России.
Некоторые замечания, которые я сделал во время германо-российской конференции в Москве, подверглись ожесточенным нападкам со стороны некоторых слушателей, особенно ведущих российских военных. Они рассматривают их как свидетельство американского стремления к гегемонизму, как вклад в развал Советского Союза.
Я утешаюсь мыслью, что это - симптом тяжелого перехода от продолжительной фазы могущества к новым реалиям, когда Россия должна примиряться с фактом, что у нее нет иного выбора, кроме как сближаться с Западом. Ее геополитическое положение не дает ей другой, более значимой альтернативы. В последнее время такие трудные процессы переживали в разной форме различные страны, и я по-прежнему надеюсь, что этот тяжелый участок успешно преодолеет и Россия. Если она сделает это, то мир может долго не испытывать страха по поводу возможности новых германо-российских столкновений или негативных последствий германо-российского единения. До тех пор пока Европа и Америка будут оставаться тесно связанными в трансатлантическом сообществе и будут продолжать последовательно и целеустремленно расширять это сообщество на Восток, германо-российский диалог будет иметь совершенно новое историческое значение.

По Збигневу не получится
Настоящая статья известного американского профессора, в прошлом советника президента Джимми Картера по вопросам национальной безопасности, была на днях напечатана в немецкой газете "Ди Вельт". Бжезинский в ней, как видим, остается верным себе и своему стилю - без труда узнаваемому, жесткому, нередко циничному. Он верен своим убеждениям, которые вот уже много лет выдают в нем фигуру, оппозиционно настроенную по отношению к России. Его суждения, облаченные в точную лексику, указывают на профессионализм автора, завидную информированность, дисциплинированность мысли. Но за всем этим неизменно угадывается высокомерный подтекст, отнюдь не способствующий тому, чтобы написанное воспринималось с открытой душой.
Затронув на сей раз российско-германские отношения, американец польского происхождения не углубляется в детали. Он рассматривает их на общеевропейском и евразийском фоне. Две страны после того, как они оглушали мир громом великих сражений, в новых исторических условиях перестали возбуждать страхи у соседей. Однако если Германия, по Бжезинскому, уже бесповоротно умиротворилась, связав себя узами Евросоюза, то России еще предстоит, умерив амбиции, определить свое место в законопослушном обывательском сообществе европейцев. Чтобы преуспеть в этом, учит нас профессор, Россия должна забыть о своем военном могуществе и заняться хозяйством. Она должна быть осмотрительнее в своей дружбе с Белоруссией и покладистее в том, что касается урегулирования в Чечне. Ее не должно беспокоить стремление США к гегемонизму, равно как и последовательное расширение трансатлантического сообщества на Восток. России нужно быть такой, как все, - и тогда ее перестанут чураться.
Что тут сказать? Оно, конечно, неплохо бы влиться в конце концов со всеми нашими потрохами в благословенную и упитанную Европу. Оно, конечно, бы недурно породниться с Германией и вместе с ней следить за мерным ходом часов единого европейского дома. Заманчивая перспектива. И мы давным-давно ее оценили. Еще при Горбачеве мы засучили рукава, чтобы включиться в строительство общеевропейского дома. Забыв про старое, открыли дороги для германского воссоединения. Поверили на слово лидерам НАТО, что их военный союз останется в прежних рамках, ослабив соответственно свои усилия в военной области. По советам американских экспертов стали перестраивать экономику, нанеся гигантский ущерб своему хозяйству. Мы уступали в большой политике в наивной надежде, что нас примут за своих, пустят на рынки, поделятся технологическими хитростями. И уж, конечно, не будут ставить палки в колеса, когда нам придется умиротворять собственных сепаратистов-террористов.
Да, все это мы делали и без наставлений профессора Бжезинского. И сохраняем эти наши устремления, терпеливо дожидаясь, когда Европа, США поддержат их не празднословием, не трактатами, а реальным содействием, облегчая наш мирный поход в западном направлении. Дождемся ли? Вот что хотелось бы услышать от господина Бжезинского. Вопрос, таким образом, не в том, какой выбор делать России, а в том, когда и как уже сделанный ею выбор найдет достойный, не по Бжезинскому, отклик на Западе.
Вадим МАРКУШИН.


Назад
List Banner Exchange

НАШ АДРЕС:

redstar@mail.cnt.ru

 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker