на главную страницу

30 Марта 2002 года

Линия жизни

Суббота

Житье-бытье сквозь призму цифр

Беседу вел Иван ИВАНЮК, "Красная звезда".



Близится к завершению проведение очередного мониторинга социально-экономического и правового положения военнослужащих, как кадровых, так и уже уволенных с военной службы, а также их семей. О характере и особенностях этого исследования мы попросили рассказать заместителя руководителя департамента по делам ветеранов, пожилых людей и приема населения Министерства труда и социального развития РФ, члена правительственной комиссии по социальным вопросам военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей при Правительстве Российской Федерации Олега ШАТРОВА.

- Олег Николаевич, на основании каких решений проводится мониторинг?
- Он проводится в соответствии со статьей 29 Федерального закона "О статусе военнослужащих", а порядок его проведения конкретизирован постановлением Правительства России от 27 февраля 1999 года № 232. В соответствии с этими документами военнослужащие, граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей впервые выделены в отдельную категорию, в отношении которых разработана государственная система непрерывного наблюдения и анализа их социального положения. Мониторинг проводится ежегодно. Сферы ответственности за его проведение распределены следующим образом: по кадровым военнослужащим работу проводят Министерство обороны, МВД, Федеральная служба Железнодорожных войск, ФСБ, ФПС, ФСО и ФАПСИ, по гражданам, уволенным в запас и отставку, - Минтруд с участием Госкомстата и других федеральных органов. Итоги мониторинга сначала рассматриваются на коллегиях соответствующих министерств и ведомств, а Минтруд обобщает результаты и представляет их в правительство.
- Это исследование, получается, уже третье по счету. Что показали и что дали два предыдущих?
- Раньше такому анализу подвергалось только положение в обществе семей, детей и инвалидов как наиболее социально уязвимых и вместе с тем социально значимых групп населения. На каком-то этапе стало ясно, что и военнослужащие оказались в числе наименее защищенных групп населения. Но когда не было обобщенных материалов, эти выводы делались в основном на основании частных примеров, эмоций. Поэтому проведение мониторинга оказалось очень полезным. Мы получили конкретные выкладки в сопоставлении с гражданским населением, а также с макроэкономическими показателями в социально-экономической сфере. А главное, пожалуй, то, что мы на основании исследований по итогам 1999 и 2000 годов смогли наблюдать все процессы в динамике. Мы убедились, что положение, в котором оказались военнослужащие и их семьи, действительно сложное.
- Можно привести конкретные примеры?
- Анализ, в частности, показал, что большая часть семей военнослужащих относится к наименее защищенной части населения. И по 1999-у, и по 2000-у годам более половины из них не имеют доходов на уровне прожиточного минимума. При этом у кадровых военных доля денежного довольствия в совокупном доходе семьи за год снизилась с 54 до 48 процентов. Это значит, что содержание семьи все чаще берет на себя жена, что расходы все в более значительной степени покрываются социальными трансфертами. В особо тяжелом положении оказались младшие офицеры. Отсюда - большой отток кадров из Вооруженных Сил. Активно идет так называемый процесс социализации - лейтенанты, старшие лейтенанты не заводят семьи, потому что не могут их содержать. Если в 1999 году было 44 процента холостых среди молодых офицеров, то в 2000-м - 51 процент.
Вызывают тревогу и другие показатели, к примеру обеспеченность жильем. Средний срок ожидания квартиры во время службы составляет шесть с половиной лет. 16 процентов военнослужащих вынуждены снимать жилье. В связи с ухудшением санаторно-курортной базы силовых ведомств, по среднестатистическим данным, офицер обеспечивается путевкой раз в 12 лет. Все это говорит о том, что защитники Отечества в социальной иерархии оказались на недопустимо низкой ступени.
- А что говорят результаты мониторинга о положении военнослужащих запаса?
- Они тоже находятся в крайне сложном положении. В 2000 году каждый четвертый военнослужащий был уволен по оргштатным мероприятиям. При этом 39 процентов от общего числа уволенных не имели права на пенсию. Но и военная пенсия сейчас не дает таких гарантий, какие давала раньше, превышая гражданскую в 2,3-2,5 раза. Теперь этот разрыв значительно сократился, а в 2001 году, что, думаю, покажут итоги мониторинга, он может и вовсе сойти на нет. Уже сейчас у 38 процентов семей военных пенсионеров среднедушевой доход ниже прожиточного минимума.
Кроме пенсионного обеспечения, перед уволенными военнослужащими не менее остро стоит проблема с жильем. На начало 2001 года в их рядах насчитывалось 164 тысячи бесквартирных. Мониторинг по итогам 2000 года также показал, что 82 процента военнослужащих, уволенных в запас, не могут самостоятельно найти работу - им требуется или переподготовка, или помощь в установлении контакта с работодателем, или психологическая поддержка. При этом доля пенсии в совокупном доходе у них меняется примерно так же, как у военнослужащих. Впрочем, это можно расценивать как положительный фактор - значит, растет социальная активность этой группы населения.
- Скажите, а какова действенность проводимых исследований?
- В них не только фиксируется ситуация, но и вносятся конкретные предложения, которые потом рассматривает Правительственная комиссия по социальным вопросам военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей. Так, ее наработки в основном и легли в подготовку заседания членов Совета безопасности России 11 мая 2000 года, на котором были приняты решения о реформировании системы денежного довольствия и льгот военнослужащим. Фактически это было продиктовано обстоятельствами - дальше замораживать ситуацию было невозможно, поскольку на протяжении последних лет положение гражданского населения постоянно улучшалось, а военнослужащих только ухудшалось. Это показал прежде всего мониторинг. Что еще очень важно: в 2000 году серьезное внимание социальному положению военнослужащих уделили субъекты Российской Федерации. 48 из них по нашей методике провели собственные исследования по военнослужащим запаса и их семьям. В этом году в проведение мониторинга включилось 80 республик, краев и областей.
- Читателям, наверное, небезынтересно узнать хотя бы в общих чертах, что это за методика?
- Как и любое социологическое исследование, оно ставит своей целью охватить достаточно широкий круг людей, чтобы результаты можно было считать достоверными с высокой степенью вероятности. Если говорить конкретно, то проводятся анкетирование и опросы более 12,5 тыс. военнослужащих, ветеранов военной службы и членов их семей во всех регионах страны с участием органов социальной защиты населения. При этом существует система единых показателей, согласованная со всеми силовыми структурами. Кроме того, делается акцент на те или иные проблемные вопросы, например денежное довольствие, положение молодых офицеров и т. д. В следующем мониторинге, который будет проводиться по итогам 2002 года, мы планируем изучить проблемы военнослужащих, привлекавшихся к боевым действиям в "горячих точках", а также семей, потерявших кормильца.
- Когда будут подведены итоги текущего мониторинга и что вы от них ожидаете?
- К 1 апреля его результаты должны быть представлены в Министерство труда и социального развития. Их рассмотрение на коллегии Минтруда запланировано на 17 апреля. Примерно в это же время запланировано провести коллегии заинтересованных министерств и ведомств. А на 29 мая намечено заседание Правительственной комиссии по социальным вопросам военнослужащих, на котором будут рассмотрены и материалы исследования, и конкретные предложения по решению самых острых проблем.
Прогнозировать результаты мониторинга можно только в общих чертах. Думается, что мы увидим дальнейший плавный спад жизненного уровня военнослужащих. Как известно, реформирование оплаты их труда и упорядочение системы льгот начнется только с 1 июля с. г. До этого все социальные программы были фактически заморожены, а инфляция была не такой уж низкой. Поэтому спад в показателях, я считаю, неизбежен.
- Насколько, по вашему, улучшат положение людей в погонах те изменения, которые сейчас вносятся в законодательство, определяющее социальный статус военнослужащих и членов их семей?
- Разработчики этого законопроекта утверждают, что благосостояние людей в погонах возрастет в 2-2,5 раза. Те, кому адресованы новшества, наоборот, относятся к изменениям очень скептически и считают, что лучше не станет. Я думаю, что истина, как обычно, лежит посередине. Улучшение будет, хотя может быть, не столь большое, как хотелось бы.
В целом, я считаю, намеченные преобразования являются прогрессивными. Военная служба - особый вид государственной службы, и это должно учитываться в системе оплаты воинского труда. При этом уровень оплаты, как сказал Президент России, должен быть на 20-25 процентов выше, чем у соответствующих категорий госслужащих. Вместе с тем систему льгот в государстве надо реформировать. Сейчас стоимость законов, устанавливающих систему льгот, пособий и компенсаций при полной их реализации, составляет примерно треть от бюджетов всех уровней. Конечно, экономика не может развиваться при таком положении дел. То, что начали отмену льгот в натуральной форме и перевод их в денежное выражение именно с военнослужащих, не объявив порядок и сроки изменений по остальным категориям льготников, я думаю, было ошибкой. Это создало ненужную социальную напряженность в воинских коллективах.
- Олег Николаевич, но ведь недаром говорится, что благими намерениями дорога в ад вымощена. У нас было немало хороших решений, которые из-за отвратительных механизмов реализации ничего хорошего не приносили. Здесь важно найти действенные механизмы, а к примеру, механизм компенсации отмены льгот при проезде в общественном транспорте не могут найти с 1994 года...
- К сожалению, это так, но такие механизмы искать придется. Если говорить о проезде на общественном транспорте, то это яркий пример уравниловки при предоставлении льгот - они распределяются и на высокооплачиваемые категории пассажиров, что, по сути, является издевательством над самим понятием льготы. Конечно, при проработке механизмов реализации новых положений Закона "О статусе военнослужащих", когда они будут приняты, будет немало трудностей. Возьмем, к примеру, приравнивание окладов военнослужащих к окладам государственных служащих. Как это делать? Ведь подавляющего большинства должностей в госслужбе просто не существует. Первичная должность специалиста 1-й категории в федеральном министерстве соответствует уровню командира бригады. А к кому приравнивать командира роты, батальона? Так что органам исполнительной власти предстоит проделать очень большую работу, чтобы реально поднять жизненный уровень военнослужащих.
- И чтобы результаты следующего мониторинга показали: люди в погонах занимают достойное место в нашем обществе.
- Хочется в это верить.


Назад

НАШ АДРЕС:

redstar@mail.cnt.ru

 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker