на главную страницу

3 Апреля 2002 года

Тема номера

Среда

Крестный ход над Псковом

Его совершил вместе с авиаторами настоятель
воинского храма

Ольга БОЖЬЕВА, "Красная звезда". Фото Юрия КЛЕНОВА.



С аэродрома Кресты в небо над Псковом поднялся Ил-76. Он взлетел с миссией, которую до него в мире не выполнял, пожалуй, ни один военный самолет. Крылатая машина шла на высоте 800 метров над городом. В проеме открытого люка стоял привязанный ремнями священник и окроплял город святой водой. Офицеры и курсанты держали иконы, а мальчишки - келейники, пролезая под складками развивающейся на ветру рясы, сверху фотографировали окрестности. Настоятель Воинского храма Святого Благоверного великого князя Александра Невского протоиерей Олег Тэор совершал воздушный Крестный ход...

Кто-то, быть может, посчитает это дорогим удовольствием. Но из 233 тысяч человек, проживающих в Пскове, более 30 тысяч - военнослужащие. На начальном этапе контртеррористической операции в Чечне обстановка в городе была нервозной. Женам приходилось тогда беспокоиться не только за мужей, выполняющих боевую задачу в Чеченской Республике, но и за своих детей. В детские сады и школы приходили письма с угрозами. Под усиленной охраной находились все наиболее важные городские объекты. Оцепление стояло даже вокруг храма Александра Невского, и чтобы в него попасть, нужно было пройти сначала КПП. И вот отец Олег решает провести свой знаменитый воздушный Крестный ход.
Сегодня, наверное, неоднозначно можно относиться к тем событиям, но то, что в городе с сильными православными традициями это тогда многим вернуло душевный покой, ни у кого не вызывает сомнений.
Считается, что именно в Пскове княжной Ольгой было заложено зерно православия на Руси. Здесь порядка 120 церквей, из них 47 действующих. Но есть храм, который можно назвать единственным в своем роде, - это первый в стране Воинский храм Святого благоверного князя Александра Невского. У него большой армейский стаж, связанный с именами императора Николая II, главнокомандующего войсками и Петербургского военного округа великого князя Владимира Александровича, военного министра России А. Куропаткина. В 1924 году его превратили в клуб воинской части, с 1947-го здесь размещался Дом офицеров, а затем склад. В 1992 году храм возвратили церкви, но был он в таком состоянии, что первое время служба велась прямо под открытым небом.
С протоиереем Олегом Тэором - настоятелем храма - хорошо знакомы летчики военно-транспортного авиационного полка, бойцы батальона спецназа и воздушно-десантной дивизии. Не раз бывало такое, что отцу Олегу приходилось оказывать не только духовную, но и материальную поддержку военным. На первом этапе конттеррористической операции в Чечне, когда псковские десантники заняли Веденское ущелье, были трудности с доставкой продовольствия и теплых вещей. Узнав об этом, он предложил прихожанам помочь землякам. Со всего города в храм несли теплые вещи, конфеты, шоколад, консервы... Принесли столько, что возникла другая проблема: как доставить этот груз по назначению? По инициативе настоятеля командование местного военно-транспортного полка обратилось в вышестоящий штаб с просьбой организовать спецрейс. Ответ был положительный. Когда ящики с грузом привезли на аэродром, священнослужитель стал сам уверенно руководить погрузкой. Летчики только посмеивались: "Вам бы, батюшка, с нами лететь, а то, как же мы без вас там управимся?" В результате все так и получилось.
Самолет взял курс на Чечню. Груз сопровождали представители городской администрации. Им всем выдали военное обмундирование. Среди людей в камуфляже резко выделялся невысокий, хрупкий человек в церковном облачении - это был отец Олег. Священнослужителю даже на войне не положено быть в светском. Несмотря на то, что из-за этого настоятель становился хорошей мишенью для бандитов, он все же объехал все 10 позиций, которые занимали десантники псковской дивизии. Говорят, чеченцы изумленно замирали, видя, как на боевой машине десанта в развивающейся черной рясе разъезжает по дорогам Чечни православный священник.
Причем встречи там были не только с псковскими десантниками, но и с местными жителями. Вернувшись из этой поездки, отец Олег все больше молчал, а позже, когда начал рассказывать, то говорил только о том, что видел Терек, да лермонтовские и толстовские места, где был написан "Кавказский пленник".
Когда вся страна узнала о гибели шестой роты псковской воздушно-десантной дивизии, на городском аэродроме приземлился Ил-76 с грузом "двести". Первым тогда на борт поднялся отец Олег и отслужил панихиду. На похоронах, казалось, плакал не только весь город, но и небо, и земля: шел дождь, снег и опять дождь. Вместо обычных для похоронных процессий еловых веток все дороги города устилали цветы...
Перед Днем ВДВ для комнаты боевой славы дивизии было решено сделать фотографии всех погибших ребят в форме, погонах и с наградами. Офицеры-воспитатели обратились во все местные фотоателье, там с готовностью согласились, но запросили такую сумму, что для военных она оказалось непосильной. И вновь командиры обратились за помощью к настоятелю храма. По ходу дела к тому же выяснилось, что не у всех погибших сохранились фотографии, а если и остались, то у кого - на "гражданке", у кого - с любимой девушкой, а у кого - вообще только детские снимки. Женщины, работающие в компьютерном центре храма, понятия не имели, что такое военные знаки отличия, и иногда на погонах появлялись вместо маленьких звезд большие или наоборот. Но в результате все было сделано точно в срок. Перед праздником компьютерный зал в церкви закрылся только в 6 часов утра.
В этот день в комнате истории части с портретов смотрели ясные лица ребят в голубых десантных беретах, форме, знаках отличия и наградах. Именно такими их тогда и запомнила вся страна.
Издревле в России существовала традиция - после всех крупных сражений строить церкви, где на золоченых досках вписывались имена погибших. Отец Олег отправил по всему миру по электронной почте обращение с просьбой помочь возродить традицию, увековечив память псковских десантников. Переводы шли отовсюду, и через год в храме появились первые доски, покрытые золотом, на которых светились имена ребят. Тогда же отцу Олегу была вручена грамота министра обороны за заслуги в работе по укреплению связей армии и церкви.
Но настоятель посчитал, что будет справедливо, если сохранится память обо всех бойцах, павших при выполнении воинского долга. Теперь на стенах храма появляются новые имена. А когда самый большой список увековечит память и воинов Великой Отечественной, собор действительно станет первым воинским храмом России.
На снимках: чеченский рейд отца Олега; Воинский храм в Пскове.


Назад
List Banner Exchange

НАШ АДРЕС:

redstar@mail.cnt.ru

 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker