на главную страницу

3 Апреля 2002 года

В армии союзной Белоруссии

Среда

ОСОБЫЙ БАТАЛЬОН

Валерий Ковалев (Минск), "Красная звезда".



Семь лет назад в составе вооруженных сил Белоруссии появилось новое воинское формирование. Подобных ему не было и нет ни в одной из армий стран СНГ. Речь - об отдельном специализированном поисковом батальоне (оспб).

СОЗДАНИЕ этого батальона было продиктовано самой жизнью. В годы Великой Отечественной на территории Белоруссии погибли, по разным оценкам, от 2,2 до 3 миллионов человек. Останки многих из них до сих пор не найдены и не захоронены подобающим образом. И хотя работа по поиску и захоронению погибших защитников Отечества и жертв войн в республике велась достаточно активно, становилось все более очевидным, что усилий одних только поисковиков-общественников для решения проблемы недостаточно. Эту работу требовалось перевести на государственную основу, придать ей плановый, целенаправленный характер.
В ноябре 1994 года президент Белоруссии Александр Лукашенко издал указ, в соответствии с которым при министерстве обороны было организовано управление по увековечению памяти защитников Отечества и жертв войн. Этим же указом военному ведомству предписывалось в трехмесячный срок создать воинское формирование для проведения поисковых работ. Так в белорусской армии появился 52-й отдельный специализированный поисковый батальон.
Организационно эта воинская часть состоит из управления и трех специализированных поисковых рот, дислоцирующихся в Минске, Гродно и Витебске. Штатная численность невелика - 190 человек. Ежегодно в течение семи месяцев - с апреля по ноябрь - личный состав занимается поисковыми работами, а в остальное время - боевой учебой по программе подготовки инженерных войск.
Поисковая деятельность батальона поставлена на солидную основу. Приказом министра обороны РБ введена в действие инструкция, в которой четко регламентирован порядок проведения раскопок мест боев, неучтенных воинских захоронений и мест гибели защитников Отечества и жертв войн. Ежегодно начальником Генштаба ВС РБ утверждается план поисковых работ, в котором определяются объекты таких работ. Он составляется на основе информации, полученной от местных жителей, очевидцев или участников событий военных лет, военкоматов, архивных учреждений, музеев, общественных поисковых объединений. Предварительно осуществляется рекогносцировка каждого объекта поисковых работ, и лишь после получения обнадеживающего результата принимается окончательное решение на проведение полномасштабных раскопок.
Военнослужащие, участвующие в поисковых работах, в обязательном порядке проходят курс специальной подготовки, включающий в себя азы археологической науки, обучение правилам обращения с взрывоопасными предметами, мерам личной гигиены и санитарии. В каждой роте и батальоне имеются штатные археологи, служащие ВС, которые обеспечивают грамотное проведение раскопок, участвуют в экспертизе найденных останков, документов и личных вещей погибших, оружия и т.д. То есть поисковое дело поставлено на действительно профессиональную основу.
Каковы результаты поисковой работы 52-го оспб? Как сообщил командир батальона подполковник Виктор Мисечко, за семь лет его подчиненными при проведении раскопок на 546 объектах найдены останки 18.747 погибших. Подавляющее большинство из них - советские военнослужащие, павшие в боях, и мирные граждане, уничтоженные гитлеровцами на белорусской земле. Благодаря поисковикам в погонах все они были с подобающими почестями захоронены, и теперь потомки имеют возможность прийти на могилы погибших и поклониться их памяти.
За цифрами найденных и похороненных защитников Отечества и жертв войн стоит большой и напряженный труд воинов "особого" батальона. По семь месяцев в году они проводят в местах раскопок, разбросанных по всей Белоруссии, живут в палатках, питаются из полевых кухонь. Плюс тяжелая физическая работа. По подсчетам комбата, его подчиненными за время существования батальона отрыто свыше 39 тысяч шурфов и произведено около 2 тысяч раскопов. Солдатскими руками "перелопачена" 41 тысяча кубометров грунта. Именно руками, потому что землеройная техника при проведении поисковых работ по понятным причинам не применяется. Порой усилия поисковиков оказываются напрасными - информация о том, что в том или ином месте находятся останки погибших, в ходе раскопок не подтверждается. И наконец, их труд далеко не безопасен - при проведении работ группами разминирования 52-го оспб были обнаружены и обезврежены без малого три тысячи взрывоопасных предметов.
Тем не менее, несмотря на все эти трудности, солдаты и офицеры батальона гордятся своей службой в нем.
- Я считаю, - говорит рядовой Вячеслав Качерский, - что мы делаем очень важное дело - ищем и по-человечески, с отданием всех почестей хороним тех, кто положил свои головы, защищая нашу землю. Их кости уже не будут неприкаянно лежать по лесам и болотам. У меня самого на войне без вести пропал прадед, и я до сих пор не знаю, где и как он погиб, был ли похоронен... Мне бы очень хотелось, чтобы у него была могила, к которой можно было бы прийти, постоять, помянуть, положить цветы. Поэтому я хорошо понимаю тех людей, которые пытаются отыскать места захоронения своих близких. И рад, что кому-то мы помогаем в этом.
За семь лет, что существует поисковый батальон, его воинам удалось установить имена 86 павших защитников Отечества. Если учесть, что за этот период было найдено более 18 тысяч останков погибших, это совсем немного. Увы, время берет свое. Даже если военным поисковикам в ходе раскопок удается найти медальоны, документы, с помощью которых можно было бы установить личности погибших, они зачастую не поддаются идентификации и при самой тщательной экспертизе. И все же удачи случаются. Так было, когда при проведении раскопок в местах боев под Минском в июне 1941 года в засыпанном окопе обнаружили скелет красноармейца, сжимавшего рукоятки станкового пулемета. Рядом нашли солдатский медальон с вложенным внутрь листком полуистлевшей бумаги. С огромным трудом эксперты белорусского МВД смогли прочесть сделанные на нем записи. В результате стало известным имя погибшего - пулеметчика 1-й роты 331-го стрелкового полка Игната Шимановича. Он был призван в Красную Армию 22 июня, а спустя пять дней пал в бою с рвавшимися к белорусской столице гитлеровцами. В райцентре Смолевичи удалось отыскать родных пулеметчика. А затем состоялась траурная церемония перезахоронения останков героя. Солдат 41-го вернулся из безвестности...
Благодаря военным поисковикам были установлены имена старшего сержанта Степана Верещагина, уроженца города Бреды Челябинской области, младшего сержанта Захара Пристяженко из украинского города Каменец-Подольский, рядового Федора Супруна, уроженца Чаплинского района Николаевской области и десятков других защитников Отечества, сложивших свои головы на белорусской земле. На похороны многих из них приезжали родные и близкие, и для воинов батальона не было большей награды, чем услышать слова искренней благодарности от этих людей, которые уже потеряли надежду обрести могилы своих мужей, отцов, дедов...
...Пройдет совсем немного времени, и воины "особого" батальона вновь отправятся в места, где гремели бои Великой Отечественной, чтобы продолжить свою важную и благородную работу по поиску и захоронению павших защитников Отечества. Война не закончена, пока не похоронен последний погибший на ней солдат...


Назад
List Banner Exchange

НАШ АДРЕС:

redstar@mail.cnt.ru

 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker