на главную страницу

4 Апреля 2002 года

История Отечества

Четверг

Мушкетеры неба

Россия и Франция чтут память летчиков авиаполка "Нормандия-Неман"

Ярослав ЯСТРЕБОВ.



Делегация военно-воздушных сил Франции, прибывшая в Россию по случаю 60-летия со дня формирования авиационного полка "Нормандия-Неман", посетила музей этого легендарного полка в одной из школ в областном центре. Почетным гостям была предоставлена возможность открыть памятную доску, на которой высечены имена 20 французских летчиков и советских пилотов-инструкторов, составивших костяк полка "Нормандия - Неман". По словам заведующей музея Светланы Соболевой, идея создать музей французского авиаполка возникла в послевоенные годы. У его истоков стояло несколько поколений учителей, учеников и родителей, которые собирали экспонаты, вели переписку с ветеранами войны во Франции и России.
ИТАР-ТАСС.

В нашей стране, пожалуй, трудно сыскать человека, который не слышал бы о французских летчиках, воевавших вместе с советскими братьями по оружию на Восточном фронте. Образ обаятельного и жизнерадостного французского аса - верного товарища и храброго воина всегда стоял рядом с любимыми героями романов Дюма. Но в отличие от книжных персонажей эти сыны Франции были настоящими героями, живыми и, увы, смертными.
Потому и дорога память о них. Музей в ивановской школе, посвященный летчикам полка "Нормандия-Неман", не первый у нас. В Советском Союзе только школ, носивших это имя, было около ста пятидесяти.
Традиционными стало празднование в нашей стране и годовщин прославленного полка. Особо торжественно отмечалось его пятидесятилетие в 1992 году. Бригадный генерал авиации Жозеф Риссо, сбивший 14 немецких самолетов и получивший от боевых товарищей прозвище "воздушного мушкетера", вспоминал в те дни: "Когда в ноябре сорок второго мы, 14 летчиков-добровольцев, прибыли в Россию, было очень холодно. Но этот холод с лихвой компенсировался теплотой встречи с русскими летчиками".
Но тогда было кое-что и поважнее русских морозов - весь мир озаряло бушующее пламя Сталинградской битвы. И желание участвовать в этой титанической борьбе на стороне нашего народа вело в Россию сынов Франции. Идея же создания французского авиасоединения в составе советских ВВС родилась у руководства французского Сопротивления в феврале 1942 года, после разгрома немцев под Москвой. Переговоры с представителем посольства СССР в Лондоне прошли достаточно быстро. Первая группа была сформирована в основном из состава истребительной группы, базировавшейся на французской авиабазе Раяк на Ближнем Востоке. Оттуда они через Иран и прибыли в Советский Союз, где уже началась зима.
Так возникла эскадрилья "Нормандия". Это имя было выбрано самим личным составом по названию французской провинции, которая, как считалось, наиболее пострадала от оккупантов. Первоначально эскадрилья насчитывала четырнадцать летчиков и пятьдесят восемь авиационных техников. Первым ее командиром был известный французский пилот Жан Луи Тюлян, еще до прибытия в Союз сбивший шесть самолетов противника и павший в бою летом 1943 года.
По воспоминаниям советских ветеранов 303-й истребительной авиационной дивизии, в составе которой и воевала "Нормандия", летная подготовка у французов была достаточно высока, однако им не хватало боевого опыта. Этот пробел и следовало восполнить упорной учебой в Иваново. Выбирая из разных типов боевых машин, французские истребители остановились на советском Як-1. Что же касается появления русских механиков у летчиков-французов, то это произошло по причине низкой работоспособности французского техперсонала, среди которого были и выходцы из африканских колоний, в зимнее время.
22 марта эскадрилья вылетела на один из аэродромов Западного фронта в районе Калуги, а уже 5 апреля 1943 года лейтенанты Дюран и Прециози сбили по вражескому самолету.
Боевой счет авиационного полка "Нормандия-Неман".
За период пребывания на советско-германском фронте полк "Нормандия-Неман" совершил 5.062 боевых самолето-вылета, провел 869 воздушных боев. Было сбито 268 и подбито 80 фашистских самолетов, а также уничтожено значительное количество живой силы и боевой техники противника.
Наибольшее количество побед было одержано французскими летчиками в октябре 1944 года. В этом месяце они провели 1.060 боевых самолето-вылетов, участвовали в 59 воздушных боях, во время которых сбили 110 и подбили 8 вражеских самолетов.
В начале июля 1943 года на базе французской эскадрильи "Нормандия" был сформирован 1-й отдельный истребительный авиационный полк "Нормандия". За доблестное участие в освобождении Белоруссии получил наименование "Неманский". Так и родилось двойное имя "Нормандия-Неман".
Закончил прославленный авиаполк свой боевой путь в германском городке Эльблонг на берегу Балтийского моря. А возвращались "небесные мушкетеры" домой во Францию на своих боевых самолетах Як-3, подаренных советской стороной в знак дружбы к французскому народу.
На снимке: экипаж командира полка "Нормандия" подполковник П. ПУЙЯДА у своего самолета.


Назад
List Banner Exchange

НАШ АДРЕС:

redstar@mail.cnt.ru

 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker