на главную страницу

5 Апреля 2002 года

Читательская почта

Пятница

"Клянусь честью, не хотел бы переменить отечество..."

Елена ГРЕЧКО, редактор отдела писем и социологических исследований.



В благополучные времена мы мечтаем о будущем, в неблагополучные - чаще вспоминаем прошлое... Один ищет в истории параллели, аналогии нынешним дням, второй черпает в ней силы, чтобы плыть в будущее дальше. Не остались в стороне от этих вопросов и наши читатели: редкое письмо обходится без экскурса в дела давно минувших дней.
И в горе, и в радости
"Вы заметили, что наша отечественная история и сама не раз страдала от потрясений и смут, - размышляет И. Ситченко (Санкт-Петербург). - Положим, после 1917 года многие периоды из эпохи царской России или замалчивались, или рисовались только в черных красках. Начиная с 90-х годов, забытые имена и события стали воскрешать, но теперь в графу "позорное прошлое" попало советское время. И переименовываются улицы, площади, станции метро, возводятся монументы самодержцам".
В письме Виктора Полоухина (Владивосток) эта тема получила конкретное продолжение: "Как-то в одном из номеров "Красной звезды" наткнулся на печальную заметку. В ней сообщалось, что во Львове варварски уничтожены памятники воинам, погибшим в годы Великой Отечественной войны. Местные власти отнеслись к этому с полным безразличием, виновные наказаны не были. Мне это напомнило другое. В нашем семейном архиве хранится фотография, сделанная 85 лет тому назад тоже во Львове. На ней запечатлено открытие памятника погибшим в первую мировую войну. (Кто из моих родичей стоит в толпе военных, не знаю. Покойные родители нам мало рассказывали). Огромный Георгиевский крест из серого гранита поднимается в небо. У подножия в нише фигура скорбящей женщины. Справа с поникшей головой русский богатырь в доспехах и с мечом. Так вот, этот монумент уже в советские времена тоже был уничтожен, его сровняли с землей. Как видите, история повторяется. А дальше - больше. В Ивано-Франковске к участникам Великой Отечественной войны приравняли бывших эсэсовцев. Это уже не просто забвение истории - потеря памяти".
Как верно заметил офицер запаса О. Клеменченко (Вологда): "Вычеркивая из истории не понравившиеся нам страницы, мы уподобляемся нерадивому ученику, который, получив двойку, тайком вырывает страницу из дневника".
Нельзя не согласиться с нашими авторами. Россия, как и любое государство, имеющее многовековую историю, знала как периоды подъема и славы, так и черные дни. Но каждый раз, поднимаясь из пучины бедствий и разорения, являлась изумленному миру еще более сильной, прекрасной. Впрочем, об этом лучше сказано в другом письме: "Клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков, такой, какой нам Бог ее дал". Этим словам 165 лет. Принадлежат они Пушкину.
Со времен Екатерины
Не только история страны, любого рода, семьи хранит в себе много интересного и поучительного. В прежние времена глава семьи в святцах или семейной хронике старательно выводил даты рождения, свадеб, смерти своих домочадцев, записывал события, случившиеся на его веку, и передавал ее старшему сыну. Потому и мог сказать поэт: "Мой предок Рача мышцей бранной святому Невскому служил..." Понятно, что древность рода была в основном привилегией дворянства. Но дело не только в этом. Бурные события ушедшего века, общая установка - отречемся от старого мира - привели к тому, что мы стали забывать свои корни.
"Прочитал в газете письмо под рубрикой "Семейная реликвия" и призадумался: а что же у меня осталось от моих дедов и прадедов? - пишет Дмитрий Косов (Тверь). - Знаю, что назвали меня в честь деда, который умер, когда мне было всего 5 лет. Родом он из Рязанской области. Сохранилось несколько его фотографий. На одном из снимков, сделанном в 1919 году, дед в комиссарской кожанке. Видимо, воевал в гражданскую. Вот и все, что о нем знаю. В молодости как-то недосуг было расспросить отца поподробнее. Потом не стало и его".
Старшему мичману в отставке Владимиру Кирюхину (Зеленодольск, Татарстан) повезло больше, и в этом только его заслуга.
"Лет сорок тому назад я съездил на свою малую родину. Старики и старушки еще помнили моих деда и прадеда, много интересного про них рассказали. Помогли и архивы. Историю своего рода раскопал со времен матушки Екатерины. Установил, откуда произошла моя фамилия. Еще до Пугачевского бунта мой далекий предок прибыл на Дон во главе ватаги беглых крестьян. И так как все его звали Кирюхой, т.е. другом, товарищем, то и вошел он в казацкую вольницу под этой кличкой. Вычитал, что донской казак Кирюха основал село Таровка.
А в начале 70-х годов три года посвятил поискам могилы отца, погибшего в годы войны. Нашел и перезахоронил с помощью Выборгского военкомата в братскую могилу. В прошлом году мой сын с внуками побывали там, поклонились памяти деда и прадеда.
Стал вести записи о своих предках, своей 42-летней службе. Исписал две толстые тетради, вклеил туда редкие фотографии и отдал внукам. Они их бережно хранят и с интересом читают.
Несколько раз я обращался к своим друзьям-сослуживцам (многие из них фронтовики): пишите свои воспоминания для внуков, ведь с вами безвозвратно уйдут крупицы истории, которой они могли бы гордиться. Представляете, как было бы интересно сейчас найти в семейном архиве дневник своего предка, участника войны 1812 года! А разве нам нечего рассказать? Ведь молодежи теперь вбивают в голову одно: главная святыня - набитый долларами кошелек. Родина там, где хорошо и сытно". И последнее обстоятельство особенно тревожит многих наших читателей.
Я - потомственный военный
В конце XVIII века Н. Карамзин убеждал своих современников, что и крестьянки чувствовать умеют. Теперь кино и телевидение призывают нас посочувствовать наемным убийцам, преступникам - новоявленным героям нашего времени. Военные, врачи, рабочие, крестьяне стали пародийными персонажами. В их будничной, повседневной работе, благодаря которой страна защищена и понемногу выбирается из кризиса, режиссеры не видят ничего достойного уважения. Стоит только вспомнить сериал "Граница", который вызвал много возмущенных откликов. П. Миняйло (Новосибирск), Е. Попов (Москва), В. Забелин (Ессентуки) увидели в нем "шайку бандитов, одетых в военную форму советского образца".
А вот кинофильм "Офицеры", которому в этом году исполнилось 30 лет, по-прежнему остается любимым. Подполковнику запаса А. Савушкину (Чита) он помог найти свое призвание. Посмотрев его еще будучи школьником, решил стать военным. Поступил в высшее зенитное ракетное командное училище, служил на Камчатке, в Даурии. Сейчас работает в школе военруком, учит своих воспитанников благородному делу - Родину защищать.
Не только этой крылатой фразой запомнился фильм. История жизни нескольких поколений семьи потомственных военных до сих пор близка и понятна многим. Об этом пишет в своем письме лейтенант медслужбы запаса Е. Зорина (Москва).
"Я из семьи потомственных военных. Мой дед Дмитрий Победимский в 1941 году после девятого класса добровольцем ушел на войну, закончил ее под Прагой, затем еще долгие годы продолжал службу в армии. Его братья, Сергей и Геннадий, тоже участники войны, полковники в отставке. Младший - подполковник в отставке, как и моя мама Татьяна Победимская, которая 10 лет служила в Погранвойсках...
Рассматриваю ордена и медали, пожелтевшие от времени фотографии и завидую. Завидую делу, которому служили офицеры Победимские. Завидую их оптимизму, непоколебимой уверенности в будущем России".
"Не перевелись и поныне на Руси династии людей, верных своему Отечеству", - утверждает Г. Ханис (Курск) и рассказывает о семье Петраковых. Глава семьи - фронтовой летчик Алексей Иванович Петраков - кавалер четырех орденов Красного Знамени, совершивший в годы войны около 100 боевых вылетов, недавно отметил свое 80-летие. Трое его сыновей продолжили семейную традицию - стали летчиками. Внуки, школьники, уже примеряют отцовские фуражки и кители.
А тем временем жизнь сама пишет продолжение знаменитого фильма с поправкой на время и многое другое.
Сын подполковника И. Бедных (Владивосток) Вячеслав добровольцем отправился в Чечню. "По-другому и быть не могло в семье, где прадед прошел Отечественную войну от стен Москвы до Маньчжурии, дед одним из первых осваивал подводные атомоходы на Северном флоте, отец честно отслужил 28 "календарей" на Тихоокеанском флоте". Служил Вячеслав Бедных в 417-м отдельном разведывательном батальоне 42-й дивизии, был тяжело ранен под Аргуном. За участие в боевых действиях его представили к наградам, которые уже год не может получить.
И совсем молодые династии. Курсант Челябинского военного автомобильного института
А. Смоленников пошел по стопам отца, тоже военного автомобилиста. 17 сентября 2001 в небе над Грозным погибла группа офицеров Генерального штаба и центральных управлений. Среди них находился и полковник Владимир Смоленников. В Сызранском военном авиационном институте на 5-м курсе учится Игорь Воеводин. Вертолет майора С. Воеводина был сбит 24 января 1992 года в районе н.п. Казах во время армяно-азербайджанского конфликта.
И так хотелось, чтобы спустя годы нынешние молодые офицеры могли сказать, как полковник в отставке В. Сергеев (Москва): "За сорок лет и радости победы, и горечь поражений испытал. Но сожаления о выбранной профессии, обиды на судьбу ни разу не питал".
Что для этого нужно военнослужащим, понятно всем: социальные гарантии, достойное материальное положение и прежде всего - возрождение былого престижа ратного труда. Ведь пока продолжается династия порядочных, мужественных, преданных Родине людей - продолжается история России.


Назад
List Banner Exchange

НАШ АДРЕС:

redstar@mail.cnt.ru

 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker