на главную страницу

5 Апреля 2002 года

Планета людей

Пятница

Когда идет ливень, зонт не закрывают

Олег ФАЛИЧЕВ, "Красная звезда".



Глава Республики председатель Верховного Совета Аджария Аслан Абашидзе - одна из самых загадочных и необычных политических фигур на постсоветском пространстве. После распада СССР он, пожалуй, единственный на Кавказе сумел сохранить мир и спокойствие в своей автономии, удержать от краха ее экономику. А сегодня без оглядки на официальный Тбилиси открыто выступает за приоритетность интеграционных связей с Россией... Как он оценивает нынешнюю ситуацию на Кавказе? Каковы, на его взгляд, роль и значение российской военной базы в Аджарии? Ответы на эти и другие вопросы - в интервью нашему корреспонденту.- Аслан Ибраимович, сегодня на карте Грузии немало "горячих точек". И только, быть может, Аджария - эдакий оазис, островок благополучия и стабильности. Как удалось уберечь от пламени войны и разрушительных реформ вашу республику?

- Главное заключается в том, что мы не хотели воевать. Делали все возможное, чтобы уйти от противостояния, хотя предпосылок для этого было предостаточно. В результате нам удалось различными путями отвести от себя удар. А ведь начнись здесь война, она была бы гораздо более жестокой, с тяжелыми последствиями...
Что касается оазиса, то действительно о нашей республике так иногда говорят. Мы сейчас живем гораздо лучше. Наши доходы и расходы на душу населения где-то в пять-шесть раз выше, чем в других районах Грузии. Причем это бюджетные расходы и доходы. Хотя это не значит, что мы совсем хорошо живем. Если, скажем, для прожиточного уровня нужна зарплата в 100 единиц, то у кого-то она пока 20...
Важно другое. То, что мы перенесли акцент в своей работе на решение социально-экономических проблем населения, на культуру, образование, медицинское обслуживание... И сегодня имеем в этой сфере то, чего, как это ни прозвучит парадоксально, не имеет ни одна страна мира. Примеры? Впервые в мире создали Детский государственный театр оперы и балета. Аналогов ему нет. Я бы мог рассказать и о красивейшем в Европе Батумском госуниверситете, о получившем мировое признание батумском порте, об уникальном роддоме...
- Скажите, а как Тбилиси относится к вашим успехам? Ощущаете ли вы поддержку?
- Сейчас в Грузии трудное положение. И экономический опыт Аджарии, конечно, мог быть полезен для других регионов. Но, к сожалению, мы вместо помощи зачастую чувствуем прессинг. Ощущаем всевозможные ухищрения, направленные на урезание наших доходов. На административной границе Аджарии, например, было выставлено около семи-восьми блокпостов, где с транзитного грузового транспорта, идущего через Аджарию, взимались просто грабительские поборы. (Мы имеем оперативные данные, даже видеосъемки). Это отбивало у иностранцев всякую охоту проезжать через нашу республику.
Или такой факт. Часть грузов, например легковые автомобили из Турции, руководство Грузии почему-то решило ввозить в обход Аджарии - через порт Поти. Хотя проще это было бы делать через Батуми, где, повторю, лучшие терминалы, сертифицированные по мировым стандартам. Точно так двигается теперь весь транспорт и в обратном направлении на Турцию. Все это делается для того, чтобы лишить нас дополнительных доходов. Хотя по установленным нормативам лишь 40 процентов доходов остается у нас, а 60 - идет в бюджет Грузии.
- Как же тогда складываются ваши отношения с президентом?
- Я знаю, что я - руководитель республики. И знаю, кто руководитель страны. У меня есть свои права и обязанности. Но как один из политических лидеров Грузии могу высказывать и критические замечания в адрес любого чиновника. Кроме того, я возглавляю одну из мощнейших партий Грузии, равной которой по численности и влиянию у нас нет.
- На последних президентских выборах вы неожиданно сняли свою кандидатуру. Почему?
- Просто я учел мнение определенных сил в мире и даже государств. Видно было, что действующего президента поддерживали почти все страны, которые имеют тесные отношения с Грузией. И я решил не вмешиваться в эти отношения.
- И все же какую политику вы повели по отношению к России и Абхазии, если бы стали президентом?
- Я думаю, что тогда мы смогли бы разрешить многие накопившиеся проблемы. Кроме того, не осталось бы ни одного участка грузинской земли, на котором базировались какие-либо военные силы, противостоящие мирным процессам и демократическим устоям.
- В таком случае как вы оцениваете роль российских войск, в частности военной базы в Аджарии? Звучат голоса о ее выводе...
- Почему-то вы называете это "российские войска". А ведь почти на 60 процентов они укомплектованы здесь местным населением. Если поднимать вопрос о выводе, то тогда сразу возникнет проблема с устройством этих людей, которые изъявят желание вместе c войсками выйти в Россию. В том числе с обеспечением их жильем в РФ. А это проблема, согласитесь, не-простая.
Мы не хотим будировать этот вопрос еще и потому, что не знаем, чем все это кончится. Представьте себе, что в танке сидят двое местных и один россиянин или наоборот... Ну и как вы представляете себе развитие событий, если что-то случится?
В российском погранотряде обязательную службу ежегодно проходили до 3 тысяч наших ребят. Они становились хорошо подготовленными специалистами. В результате сейчас мы охраняем границу сами. Такую же функцию по подготовке кадров для нас, мы считаем, выполняет и 12-я российская военная база.
- Как вы относитесь к факту расквартирования американских военных в Грузии?
- Такого в ее истории еще не было. Более того, в Грузии сегодня находятся еще и турецкие военнослужащие. Как бы не привело все это к еще большим коллизиям. Я боюсь, что подготовленные американцами "спецы" будут использованы для наведения "порядка" в самой Грузии, а не для борьбы с террористами. Поэтому мы, видимо, вынесем этот вопрос на обсуждение в парламенте. Обратимся, в том числе к США, за гарантиями лояльности подготовленных ими здесь "спецов". Гарантиями того, что они не будут использованы для укрепления власти отдельных персон.
Я с обеспокоенностью говорю об этом: почему? Не все знают, но министерством обороны Грузии еще в мае 1998 года был разработан детальный план вторжения в Аджарию с трех сторон. Я тогда встретился с министрами обороны и безопасности, показал им соответствующие документы, которые оказались у нас в руках, и попросил объяснений. Увы, ничего вразумительного не услышал.
- Сравнительно недавно в парламенте Грузии прозвучали высказывания о том, что, мол, руководство Аджарии проводит пророссийскую политику, автономия в целом придерживается пророссийской ориентации...
- Что ж, это право парламента. Что касается меня, то я - прогрузинской ориентации. И без этого не представляю существования единой, целостной, тем более демократической Грузии. Тем не менее меня обвиняют во всех грехах. Например, недавно канал "Рустави-2" сообщил устами одного из парламентариев страшную весть. Мол, я поручил четырем российским ядерщикам изготовить ядерные боеголовки в Иране, чтобы уничтожить американскую цивилизацию...
- Но ведь это факт, что Аджария имеет свои войска, пограничную службу, боевые катера...
- Дело в том, что у нас не войска, а антитеррористические подразделения, и не более того. И их будет столько, сколько нам нужно. Что касается пограничников, то они входят в структуру погранвойск Грузии, но все назначения на высшие командные должности в них делаются лишь с нашего согласия. Однако так поступают, например, и в некоторых землях Германии...
- Аслан Ибраимович, во время событий в Кодорском ущелье президент Грузии Эдуард Шеварднадзе назначил вас своим представителем в разрешении грузино-абхазского конфликта. Вы включились в работу, приезжали в Москву... Ваша деятельность на этом участке закончилась?
- Нет. Мы сделали только первый официальный шаг в урегулировании абхазско-грузинского, а точнее говоря, Сухумско-Тбилиского конфликта. Обсудили многие вопросы в российском МИДе. В марте наметили выработать ряд решений. К сожалению, события, которые после этого произошли, помешали задуманному. Тогда, когда некоторые политики Грузии говорят о силовом возвращении Абхазии, очень трудно делать параллельные шаги. Но я заявил: мы доведем это дело до конца. Даже беженцы на небывалом 12-тысячном форуме в Тбилиси дали нам на это мандат. А горячим головам я советую вспомнить, что сейчас творится на Ближнем Востоке.
И еще. Ставить вопрос о выводе российских войск из Абхазии, которые во имя мира потеряли там 88 человек, неконструктивно. Ведь Россия - главный партнер в абхазско-грузинском урегулировании. Поймите: никто не закрывает зонтик во время ливня.
Если мы сегодня не урегулируем абхазскую проблему и другие конфликты на Кавказе, то вскоре от Каспия до Черного моря будет полыхать один большой пожар. И надеяться на то, что авось пронесет, теперь уже нельзя. На этот раз не пронесет.


Назад
List Banner Exchange

НАШ АДРЕС:

redstar@mail.cnt.ru

 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker