на главную страницу

9 Апреля 2002 года

Тема номера

Вторник

Орбиты Росавиакосмоса

Анатолий АНТИПОВ, Андрей ГАРАВСКИЙ, "Красная звезда".



После утверждения Президентом России концептуальных документов, определяющих стратегию и идеологию развития оборонно-промышленного комплекса, на страницах "Красной звезды" выступили руководители ряда федеральных оборонных агентств, которые рассказали о ходе реформирования оборонных отраслей, проблемах реструктуризации и путях их решения. Сегодня мы предоставляем слово генеральному директору Российского авиационно-космического агентства Юрию КОПТЕВУ.

- Как будет идти реструктуризация авиационной отрасли России?
- Мы говорим о двух этапах реструктуризации, которые планируется завершить к 2006 году. Первый этап предусматривает структурную перестройку уже созданных и успешно работающих интегрированных структур, имеющих полный производственный цикл по разработке, производству, реализации авиатехники, ее модернизации, поддержке в эксплуатации в ходе всего жизненного цикла. Речь идет о таких крупных объединениях, как ОАО "Туполев", МАК "Ильюшин", РСК "МиГ", АВПК "Сухой", МВЗ имени Миля и ОАО "Камов", ряд корпораций в области двигателестроения, бортового оборудования, в частности, "Аэрокосмическое оборудование", "Технокомплекс", "Авиаприбор-Холдинг".
Второй этап реструктуризации предполагает дальнейшее укрупнение и создание в авиационной промышленности 6-7 крупных интегрированных структур, при этом, конечно же, не ставятся какие-либо ограничения ни по количеству, ни по составу участников. Ничто не будет насаждаться указаниями "сверху". Дело в том, что многие предприятия отрасли уже давно работают вместе. Тот же "МиГ" и "Туполев" заняты в рамках общей программы создания самолета Ту-334.
Мы убеждены, что многопрофильные структуры сделают отрасль, которая насчитывает более трехсот юридически самостоятельных организаций с численностью порядка полумиллиона человек, более экономичной, конкурентоспособной, повысят ее выживаемость. У интегрированного холдинга, как показывает мировой опыт, больше шансов адекватно отреагировать на изменение конъюнктуры.
- Позволяют ли вам с оптимизмом смотреть в будущее итоги работы авиационно-космического комплекса в минувшем году?
- Развитие авиационно-космической промышленности характеризуется в последнее время устойчивой динамикой роста. Коль скоро речь зашла о результатах работы в прошлом году, могу сказать, что нами построено на 10 процентов больше самолетов и вертолетов, чем в 2000-м. Прирост объемов космической отрасли России составил 5,3 процента.
В ближайшем будущем Россия должна перейти на самолеты нового поколения Ту-204, Ту-214, Ил-96, созданные при непосредственном участии Росавиакосмоса и отвечающие повышенным международным требованиям по уровню шумности. Решается еще одна важнейшая проблема в рамках национальной программы развития гражданской авиации: с этого года впервые началась продажа новых отечественных самолетов Ту-204 в лизинг отечественным авиакомпаниям при финансовой поддержке государства. Это значит, что авиапарк страны пополнился более современными машинами. В этом году финансирование гражданской авиации возрастет в 2,3 раза. Эти средства будут сконцентрированы на 3-4 основных проектах. Среди них -работы по самолетам Ту-204 и Ту-334, а также по двигателям ПС-90А и ПС-90А2.
- Вы говорите о сегодняшнем дне агентства. Что здесь можно выделить особо?
- Задачи Российского авиационно-космического агентства определяет само время. Мы отвечаем за обеспечение космической связью органов государственного управления и многоканальное телевещание на всю территорию России и СНГ. На наших плечах лежит навигационное обеспечение транспортных средств и экологический мониторинг окружающей среды. Росавиакосмос занимается исследованием природных ресурсов и получением данных для метеорологических прогнозов. Без нас немыслимо обеспечение хозяйственной деятельности космическими средствами. Особая речь о фундаментальных космических исследованиях в области планетологии, геофизики, астрофизики, изучении Солнца и, конечно же, об обеспечении пилотируемых полетов.
Список первоочередных задач можно было бы продолжить. Особо отмечу реализацию Федеральной космической программы, обновление и пополнение космической группировки, участие агентства в создании Международной космической станции, нового поколения ракет-носителей, перспективных спутников связи серии "Экспресс", "Галс", "Ямал", "Аркос". Дальнейшее развитие получит и глобальная навигационная спутниковая система ГЛОНАСС.
- В каких экспортных программах участвует Росавиакосмос?
- К настоящему времени заключены межгосударственные и межправительственные соглашения о сотрудничестве в области космоса с 18 странами, среди них США, Япония, Индия, Болгария, Бразилия, Швеция, Аргентина, Корея, Австралия и некоторые страны, входящие в Европейское космическое агентство (ЕКА). Российским авиационно-космическим агентством подписаны также соглашения с космическими агентствами 20 стран и ЕКА по вопросам выполнения совместных космических проектов, предоставления космических услуг, по использованию средств выведения, порядку таможенного оформления и беспошлинного ввоза товаров, перемещаемых в рамках сотрудничества.
Наше агентство завершает переговоры по началу реализации контракта с австралийской компанией "Азиатско-Тихоокеанский космический центр" по разработке ракетного комплекса среднего класса "Аврора" с разгонным блоком "Корвет" и созданию на острове Рождества в Индийском океане космодрома для коммерческих запусков. Планируется, что с этого космодрома будет проводиться 4-5 запусков ежегодно.
Мы ведем переговоры с ЕКА о создании стартового комплекса под российские ракеты-носители "Союз" с космодрома Куру во Французской Гвиане, что находится на северо-восточном побережье Южной Америки. Рассматривается вопрос об организации коммерческих запусков с помощью российско-украинских ракет "Зенит" и с Байконура.
- Юрий Николаевич, не можем не задать вопрос, который волнует особенно многих читателей нашей газеты. Бытует мнение, что с затоплением орбитальной станции "Мир" космическая деятельность России ушла как бы в тень. Так ли это на самом деле? Если нет, то что вы готовы сказать скептикам?
- Отечественную космонавтику рано списывать в запас, да этого никогда и не произойдет. Наша страна располагает в этой области мощным научно-техническим и производственным потенциалом, продолжает активную космическую деятельность по всем основным направлениям. Орбитальная группировка России насчитывает 89 космических аппаратов (КА), которые обеспечивают связь, телевещание, навигацию, позволяют изучать природные ресурсы Земли, осуществлять глобальный и региональный экологический мониторинг и мониторинг чрезвычайных ситуаций, проводить научные исследования. Они поставляют информацию и предоставляют услуги более чем 20 ведомствам-потребителям, сотням различных организаций и предприятий страны. Отечественные космические технологии - база для производства высокотехнологичной продукции, конкурентоспособной на мировом рынке, и мощный рычаг развития научно-технического прогресса.
Что же касается орбитального комплекса "Мир", в состав экипажей которого входили представители ЕКА, США, Сирии, Болгарии, Афганистана, Франции, Японии, Великобритании, Австрии, Германии, Казахстана, Словакии, то в ходе его эксплуатации была отработана эффективная технология медико-биологического обеспечения длительных полетов человека в космосе и установлены абсолютные мировые рекорды продолжительности непрерывного пребывания человека в условиях космического полета. Но ничто не бывает вечным, и "Мир" достойно завершил свой жизненный путь. В этой связи участие России в создании Международной космической станции делает программу МКС более устойчивой и реальной, создает гарантии ее полного выполнения, при этом наша страна занимает весомое место в этом проекте.
Считаю, что "Мир" свою задачу выполнил и пробыл на орбите ровно столько, сколько было возможно. Надо учитывать, что у России сегодня просто нет средств на одновременное создание нового отечественного орбитального комплекса и полноценное участие в строительстве МКС. Поэтому надо было выбирать что-то одно, и мы осознанно сделали ставку на будущее, которое, безусловно, за международным сотрудничеством в освоении космического пространства.
- Каковы перспективы развития отечественной орбитальной группировки?
- Поддержание на должном уровне орбитальной группировки - важнейшая задача нашего агентства. Количество и качество спутников на орбите сегодня определяет престиж, независимость и безопасность государства. Действующая орбитальная группировка служит основой космической деятельности и направлена на решение крупных проблем в социально-экономической сфере и достижение максимального экономического эффекта. Так, более 60 процентов составляют КА связи и телевещания "Горизонт", "Экспресс", "Галс", "Экран-М", "Гонец-Д", а также КА исследования природных ресурсов Земли, экологического и метеорологического мониторинга "Ресурс-01", "Океан-01", "Метеор-2", "Метеор-3". Замечу при этом, что спутниковая связь и телевещание представляют собой наиболее развитую в мире отрасль космических услуг. Получают активное развитие системы подвижной спутниковой связи. Сделаны первые шаги в направлении обеспечения персональной связи на базе системы низкоорбитальных спутников типа "Гонец".
В ближайшее время космические аппараты постепенно будут заменяться на спутники нового поколения. При создании перспективных КА связи серии "Экспресс", "Галс", "Ямал", "Аркос" и др. предполагается использовать новейшие технологии, которые позволят повысить пропускную способность и энергетику бортовых ретрансляционных комплексов, довести срок активного существования КА на орбите до 10-12 лет. Особо хотел бы отметить, что все эти работы, а также развитие военного космоса мы осуществляем в тесном взаимодействии с Космическими войсками. Принятое Президентом России год назад решение о воссоздании этого рода войск успешно реализовано, и первые шаги по восстановлению орбитальной группировки КА, развитию наземной инфраструктуры испытания, управления и запусков полностью подтвердили правильность принятого решения. Все это позволит нам сохранить и модернизировать отечественную орбитальную группировку, а значит, Россия останется ведущей космической державой.
На снимках: продукция ведущих предприятий отечественного авиационно-космического комплекса.


Назад

  Полное или частичное воспроизведение материалов сайта без ссылки на сайт и упоминания имени
   автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler's Top100 Service Aport Ranker