на главную страницу

9 Апреля 2002 года

Армия сегодня

Вторник

Все еще новобранцы

Ярослав ЯСТРЕБОВ.



12 марта 1999 года в городе Индепенденс (штат Миссури) министры иностранных дел Польши, Чехии и Венгрии передали Соединенным Штатам - стране-депозитарию Североатлантического альянса - ратификационные документы о вступлении своих государств в НАТО. С тех пор прошло уже три года. Что же получили "новобранцы", вступив в клуб "брюссельских военных заседателей"?


Польша

Ее территория приблизила рубежи альянса к самой России. Мало того что Польша прямо граничит с Белоруссией и Украиной, на северо-западе ее земли примыкают к Калининградской области РФ. НАТО получила в свой состав Войско Польское. Это самые мощные вооруженные силы Центральной Европы, к тому же имеющие глубокие боевые традиции.
Население страны - 38.819 тыс. чел. Военный бюджет - 3,7 млрд. долларов (2001 г.).
Вооруженные силы - 206.000 чел. Резерв - 406.000 чел. Военизированные формирования: пограничные войска - 14.500 чел., МВД - 7.500 чел. Комплектование - по призыву. Срок службы 12 мес. Моб. ресурсы - 10,4 млн. чел., в т.ч. годных к военной службе - 8,1 млн. чел.
Сухопутные войска: 120.300 чел. Вооружение: 32 ПУ ОТР и ТР, 1.677 танков (685 Т-72, 786 Т-55, 206 ПТ-91), 1.404 БМП-1 и БМП-2, около 500 БРМ, 726 БТР, 440 орудий буксируемой артиллерии (280 122-мм М-30, 160 152-мм МЛ-20), 652 орудия самоходной артиллерии (533 122-мм СГ "Гвоздика", 111 152-мм "Дана", 8 203-мм СГ 2С7), 258 РСЗО калибра 122 мм, 230 120-мм минометов, 403 ПУ ПТУР, 723 85-мм противотанковые пушки Д-44, 686 орудий ЗА, 1.012 ЗРК, 184 вертолета.
ВВС: 43.700 чел., 212 б.с., 10 б.в. (91 МиГ-21, 22 МиГ-29, 99 Су-22, 25 Ан-2, 10 Ан-26, 2 Ан-28, 12 Як-40, 2 Ту-154, 110 TS-11 "Искра", 11 PZL I-22, 34 PZL-130, 68 Ми-2, 11 Ми-8, Белл 412). Средства ПВО: 3 SA-2, 20 SA-3, 3 SA-4, 2 SA-5.
ВМС: 16.760 чел. Флот (3 флотилии), авиация, войска БО. Флот: 3 ПЛ, 1 ЭМ УРО пр. 61 МП. 1 ФР УРО "О. Х. Перри", 1 ФР пр. 620, 4 МРК пр. 1241 РЭ, 5 РКА пр. 205, 22 ПК, 22 МТК, 5 ТДК, 3 ДКА, 1 ШК, 3 ГИСУ, 2 РЗК пр. 863, УК пр. 888, 1 учебная баркентина, 4 ТН, 4 СС, 5 БУК. Авиация: 3 дивизии, эскадрильи. Самолетов - 55 (26 МиГ-21-бис, 5 Ан-28РМ, 6 Ан-2, 18 TS-11); вертолетов - 31 (10 Ми-14 ПЛ, 4 SH-2G, 3 Ми-14ПС, 6 W-3RM, 2 W-3Т, 6 Ми-2).
Еще до вступления в альянс представители НАТО указывали на недостаточный уровень финансирования строительства вооруженных сил Польши, что негативно сказывается на уровне боевой подготовки военнослужащих. Положение в этой области так и не изменилось. К примеру, в армиях НАТО боевая подготовка занимает 90 процентов служебного времени личного состава, в то время как в Польше всего 22 процента. В ВВС ежегодный налет пилотов экипажей боевых вертолетов составляет не более 60 часов, в то время как в НАТО минимальный налет этой категории пилотов - 130 часов.
Огромной проблемой является и устаревание вооружений и военной техники. Так, считается, что 24 процента вооружений не соответствуют предъявляемым требованиям, а свыше 70 процентов буксируемых артсистем произведены более 30 лет назад. В этих условиях Варшава вынуждена пойти на значительное сокращение численности личного состава с повышением процента расходов на военные нужды к ВВП. Сразу же по вступлении в альянс Польша столкнулась и с такой проблемой, как внесение взносов в общий бюджет НАТО. Так, уже первый взнос весной 1999 года в размере 179 тыс. долларов явился определенным испытанием для польских финансов.
В 2001 году правительство и парламент одобрили новый план дальнейшей реорганизации Войска Польского на период до 2006 года. Запланировано израсходовать на эту программу около 5 млрд. долларов. Военный бюджет должен поддерживаться на уровне около 2 проц. ВНП, а доля расходов на приобретение новых ВВТ возрасти с 12 до 22 проц. К 2003 году численность ВС должна сократиться до 150 тысяч человек, половину из которых будут составлять профессионалы. С 2004 года предусмотрено сокращение срока службы призывников до девяти-десяти месяцев.
В боевом составе сухопутных войск к 2006 году предусматривается наличие пяти дивизий и семи отдельных бригад. Но только треть к тому времени будут соответствовать стандартам НАТО. Все устаревшие танки типа Т-55 должны быть сняты с вооружения, модернизированы БМП-1, боевые вертолеты Ми-24. В войсках ПВО и ВВС планируется снять с вооружения все МиГ-21, модернизировать МиГ-29 и Су-22, закупить новые многоцелевые боевые и легкие военно-транспортные самолеты. Должны быть модернизированы ЗРК С-125 "Нева" и С-200. Так- же вероятна постановка на вооружение новой ЗРС большой дальности. В ВМС предусмотрено заменить 23 устаревших катера и боевых корабля новыми, включая класс корвет. Варшава надеется также на передачу альянсом подлодок, выводимых из флотов НАТО.
Однако наблюдатели отмечают, что эта, уже третья большая программа модернизации ВС Польши за период с 1991 года имеет на своем пути огромные трудности. Так, в 2002 году Варшава из-за финансовых трудностей вынуждена сократить с 60 до 48 число закупаемых тактических истребителей, а также отказаться от проекта аренды еще 16 боевых самолетов, ныне эксплуатируемых в ВВС натовских союзников.
Одной из особых форм интеграции государств внутри НАТО являются дву- и многосторонние формы военного взаимодействия. Так, Германия проявила большой интерес к развитию военного сотрудничества с Польшей. Уже в 1997 году было принято решение на базе уже существовавшего датско-германского корпуса сформировать датско-германо-польский корпус "Северо-Восток". Юридически решение о создании корпуса "Северо-Восток" было оформлено в сентябре 1998 года подписанием соответствующего соглашения министрами обороны трех стран. В его состав вошли 14-я мпд ФРГ, мпд Дании и 12-я мд Польши. Штаб корпуса расположился в городе Щецин в Польше. И уже с этого момента вновь создаваемый корпус предназначался для совместных боевых действий НАТО в соответствии со
статьей 5 Вашингтонского договора. Кстати, корпус "Северо-Восток" стал главным действующим лицом на крупномасштабных учениях НАТО, которые прошли в начале нынешнего марта и в ходе которых отрабатывались боевые действия по отражению... агрессии с Востока.

Чехия

Эта страна, ставшая независимой 1 января 1993 года после "бархатного развода" со Словакией, занимает важное стратегическое положение в центре Европы. Ее социально-экономическое развитие в 90-е годы считалось наиболее успешным и стабильным из всех бывших стран "народной демократии".
Население страны - 10.218 тыс. чел. Военный бюджет - 1, 138 млн. долларов (2001 г.).
Вооруженные силы - 54.600 чел., включая 19.200 военнослужащих МВД. Военизированные формирования - 5.600 чел., в т.ч. пограничные войска - 4.000, силы внутренней безопасности - 1.600. Комплектование - по призыву. Срок службы - 12 мес. Моб. ресурсы - 2,7 млн. чел., в т.ч. годных к военной службе - 2 млн. чел.
Сухопутные войска: 23.800 чел. Вооружение: 9 ПУ ОТР (на хранении), 656 танков (в т.ч. 541 Т-72М), 801 БМП, 972 БТР, 182 БРДМ, 124 122-мм БГ Д-30, 322 орудия самоходной артиллерии (49 122-мм СГ "Гвоздика", 273 152-мм "Дана"), 109 122-мм РСЗО, 742 ПУ ПТУР, 140 ЗРК "Стрела-1" и "Стрела-10", 93 миномета калибра 102 мм.
ВВС и ПВО: 13.400 чел., 75 б.с., 34 б.в. (31 Су-22, 24 Су-25, 5 МиГ-23, 37 МиГ-21, 2 L-29, 42 L-39 различной модификации, Ту-154, Ту-134, 4 Ан-24, 4 Ан-26, Ан-30, 14 L-410). Вертолеты обеспечения - 24 Ми-2, 9 Ми-8, 24 Ми-17, 34 Ми-24, 11 PZL W-3.
Вооруженные силы Чехии так- же переживают период реорганизации с целью изменения оргштатной структуры войск, стандартизации вооружений и военной техники, унификации средств связи, боевого управления и прочих с целью соответствия стандартам НАТО. В результате было создано оперативное командование сухопутных войск, являющихся основным видом национальных ВС, подчиненное непосредственно начальнику генштаба. В соответствии с оперативным предназначением сухопутные войска разделены на силы немедленного реагирования (приведение в полную б.г. в теч. 48 часов), силы быстрого реагирования (30 суток), главные оборонительные силы (180 суток). На 2000 год сформированы силы немедленного реагирования численностью 400 человек.
Главные оборонительные силы предназначены для отражения внешней угрозы самостоятельно или совместно с союзниками. Предполагается, что их численность в случае опасности крупномасштабного конфликта может быть увеличена в 4 раза.
Развитая национальная промышленность способна частично или полностью удовлетворить потребности войск в вооружениях и военной технике, боеприпасах, средствах связи и т.п. Однако недостаточное финансирование создает серьезные трудности. Объемы производства сокращаются.
Финансовые причины привели и к угрозе срыва большой программы модернизации вооружений. К примеру, модернизации 250 танков Т-72М1 до уровня Т-72М4CZ, изменения калибра выпускаемых СГ "Дана" до 155 мм, принятия на вооружение новых РСЗО и других проектов. Также потребовало значительных расходов решение об обновлении парка грузовых автомобилей повышенной проходимости (выпуск 4.000 машин ROSS R, разработанных чехами совместно с "Рено").
В декабре 2001 года Прага приняла решение о закупке 24 тактических истребителей JAS-39 "Грипен" (из них 4 - учебно-боевых) производства "Грипен интернэшнл" - объединения фирм шведской SAAB и британской "БАе системз". Ими Прага намерена заменить МиГ-21, снимаемый с вооружения в 2005 году, и Су-22, снимаемый с вооружения в 2008 году. Прага надеется на достижение согласия об окончательной сборке машин на заводах чешской компании "Аэро водоходы", при этом предлагая "БАе системз" выкупить до 14 проц. ее активов (35 проц. уже принадлежат "Боингу").
В целом Чехия стоит перед сложной задачей. Масштабная программа реорганизации ВС, развернутая в 90-е годы, предусматривала до 2006 года реализацию 127 задач. Однако к 2000 году национальное министерство обороны пришло к выводу, что своими силами способно выполнить их лишь на 24 процента, а 63 проц. осуществить частично. Остальное же оказалось недостижимо в существующих условиях. Единственный выход - увеличение финансирования. Однако Чехия, как и другие страны ЦВЕ, понесла существенные убытки в результате агрессии НАТО против Югославии, а начало нового века характеризуется неустойчивой конъюнктурой рынка, что делает весьма затруднительным масштабное увеличение оборонных расходов, тем более в отсутствие реальной военной угрозы.
К тому же оптимизм от вступления в НАТО развеивается. Чехия сталкивается с новыми проблемами, так и не став фактически полноценным членом альянса. Время от времени напоминают о себе и старые раны. Несмотря на то, что Прага и Берлин неоднократно заявляли о преодолении прежних разногласий, к примеру по поводу судьбы судетских немцев и возможности компенсации им материального и морального ущерба, эта проблема периодически возникает. Тем более что в соседней Баварии организации "изгнанных" действуют весьма активно, а германский политический истеблишмент обязан учитывать миллионы их голосов на выборах. Не случайно поэтому многие чехи продолжают испытывать беспокойство по поводу перспектив обсуждения "Судетского вопроса" и опасаются Германии в большей степени, нежели России.
Не все в Чехии принимают курс правительства. И если руководство готовится принять саммит НАТО в ноябре 2002 года на должном уровне, то противники Брюсселя обещают провести в чешской столице целый ряд акций протеста, а во время саммита напомнить недавние буйные манифестации против глобализации, потрясшие "Злату Прагу".

Венгрия

Эта страна, расположенная на берегах Дуная, пока еще остается изолированным натовским анклавом в центре Европы, не имея общих границ с союзниками. Время вступления в альянс пришлось на период некоторого подъема национальной экономики. Однако в настоящее время кризисные явления нарастают. На прошедших выборах особенно остро обсуждались проблемы ухудшения социального положения беднейших слоев, развал в сельском хозяйстве, здравоохранении.
Венгрия оказала значительные услуги альянсу в 1999 году в проведении операции против Югославии, предоставив свои аэродромы. Это были гражданский аэропорт Ферихедьи близ Будапешта, на который планировалось принять 20 натовских самолетов-заправщиков, а также военные аэродромы Кечкемет, Тасар (используемый для размещения сил по поддержанию мира в БиГ), Текель, Сармеллек и Кишкунхалаш.
Население страны - 10.002 тыс. чел. Военный бюджет - 805 млн. долларов (2001 г.).
Вооруженные силы - 33.800 чел. резерв - 90.300 чел. Военизированные формирования - 14.000 чел., в т.ч. пограничные войска - 12.000 чел. Комплектование - по призыву. Срок службы - 9 мес. Моб. ресурсы - 2,6 млн. чел., в т.ч. годных к военной службе - 2 млн. чел.
Сухопутные войска - 13.160 чел. (5 бригад). Кроме того, имеются отдельный зенитный ракетный полк, 5 учебных центров, бригада речных катеров, 2 разведывательных и инженерно-саперный батальоны, полк военной полиции. В резерве - 4 механизированные бригады. Вооружение - 753 танка (238 Т-72, 515 Т-55, из них 108 на хранении), 490 БМП-1, 973 БТР, 116 БРМ, 314 БТР-подобных, 532 орудия буксируемой артиллерии, 151 СГ "Гвоздика", 56 122-мм РСЗО БМ-21, 369 ПУ ПТУР, 268 противотанковых пушек калибров 85 и 100 мм (из них 162 Д-44 на хранении), 186 57-мм зенитных пушек С-60 (из них 46 на хранении), 50 речных катеров, 288 ПЗРК (243 "Стрела", 45 "Мистраль").
ВВС - 7.500 чел., 46 б.с., 51 б.в. (22 МиГ-21 модификаций БИС, МФ и УМ, 27 МиГ-29, 19 L-39, 12 Як-52, 9 Ан-26, 51 Ми-24, 16 Ми-2, 20 Ми-8 и Ми-17).
Повышенные требования, предъявляемые НАТО к "новичкам", стали еще одной проблемой для оборонного бюджета Венгрии. Ее вооруженные силы были, по сути, вынуждены перейти на режим жесткой экономии. Уже в 1999 году началось существенное сокращение расходов по многим статьям, в частности на проведение учений. К примеру, было в очередной раз сокращено количество учебных полетов в ВВС, хотя недостаток налета военных пилотов является одной из существенных претензий Брюсселя к венгерским вооруженным силам.
Как и союзники по ЦВЕ, Будапешт пошел по пути оптимизации расходов, в частности развернув программу сокращения армии, которая к настоящему времени в основном выполнена. Одновременно осуществляются мероприятия по пересмотру оргштатной структуры, реорганизации системы управления, перевооружения ВС в соответствии со стандартами НАТО.
Финансовые проблемы оказывают негативное влияние особенно на такую дорогостоящую составляющую национальной обороны, как ВВС. Постоянные затруднения вызывает программа их модернизации. К примеру, в конце 90-х годов лишь около 25 процентов авиационного парка относилось к современной технике. Не случайно из общего количества более чем 100 самолетов 60 находятся в резерве. Подобная же ситуация в ПВО, где уже к 2000 году 60 процентов ЗРК и 40 процентов РЛС практически выработало свой ресурс. В этих условиях единственным выходом стал вывод из боевого состава подразделений и частей, оснащенных устаревшими вооружением и техникой. Так, в июне 2000 года было принято решение о расформировании 47 иап, вооруженного истребителями МиГ-21, и закрытии авиабазы Папа.
Замедление темпов военной реформы, затягивание вопросов обновления вооружений и военной техники на фоне финансовых трудностей делает задачу "догнать НАТО" достаточно сложной. Если в 2000 году натовские эксперты прогнозировали, что низкий уровень боеготовности ВС Венгрии может быть преодолен к 2004 году, когда по идее страна и станет полноценным членом альянса, то теперь эта перспектива отдаляется. Впрочем, вряд ли через два года и два других "новичка" из Центральной Европы будут признаны в Брюсселе равными.


Назад

  Полное или частичное воспроизведение материалов сайта без ссылки на сайт и упоминания имени
   автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler's Top100 Service Aport Ranker