на главную страницу

10 Апреля 2002 года

Планета людей

Среда

Никаких мистеров, зови меня прос то Боб

Беседу вел Сергей СУМБАЕВ.



В баре, где мы встретились с Бобом (он сразу сказал: "Никаких мистеров, зови меня просто Боб"), было нешумно и уютно. И это располагало к душевной беседе. Он предложил мне что-нибудь заказать. "Хочешь сок?" - спросил Боб и добавил: "Знаешь, в Штатах, когда ты просишь апельсиновый сок, его всегда подают свежевыжатым. А если свежего нет, тебя спрашивают, будешь ли ты сок из банки. А в Москве сок предлагают только в банках. А если есть свежий, то тебя спрашивают, будешь ли ты свежий. И это, пожалуй, единственное отличие между нашими странами". С такого небольшого вступления и началась наша беседа с независимым голливудским продюсером Бобом Ван Ронкелем.

- Если судить по фильмам Голливуда, то отличий более чем достаточно. В них русские - это такие усатые чудовища в шапках-ушанках, которые носят большие красные звезды на шапке, на плечах, на карманах и вообще делают какие-то странные вещи.
- Знаешь, я не хочу защищать Голливуд. Голливуд - это Голливуд. Там делают развлекательное кино, которое можно посмотреть и получить удовольствие. Ты говоришь о шапках и звездах на русских, а я могу вспомнить несколько ваших фильмов, где американцы выглядят очень забавно. Как они ходят, как выглядят, как разговаривают, все не так. Пойми, Голливуд не старается принизить русских, показать их идиотами. У нас нет стереотипа, что русские не такие, как мы. Про кого бы ни снималось кино, про японцев или поляков, это всего лишь развлечение.
Меня иногда спрашивают, а почему в "Армагеддоне" русские показаны такими глупыми? Я отвечаю, что русские не глупые. Ведь фильм про космос, и у кого еще такие достижения в этой области, как не у вас? У кого была орбитальная станция на орбите? Только у вас. Я понимаю, что вам неприятно видеть постоянно пьющего космонавта. Но ведь в конце он спасает весь мир. И наш зритель говорит: "О-о-о! Он же герой!" Это Голливуд. Его задача - сделать интересное кино, на которое зритель захочет купить билет. А зритель хочет купить билет, только если он видит что-то, чего нет в обычной жизни. Представь, что в кино ты видишь то же, что ты видишь каждый день в реальной жизни. Поэтому мы стараемся доставить людям удовольствие и показать им интересный фильм.
- Но Голливуд, ведь это... Я не хочу сказать, что это орудие пропаганды. Но все же. Вспомните фильм "Хвост виляет собакой". Надо полагать, что и в Голливуде кино снимается и по политическому заказу, когда сверху говорят, это можно, а это нельзя.
- Я говорю, как продюсер из Голливуда. Я не такой великий, как Стивен Спилберг, но все же я не знаю ни одного фильма, который бы финансировался правительством.
- Да нет, я не имею в виду прямое финансирование, но вы ведь не снимете фильм о хороших талибах. Или о хороших арабах, которые борются с израильтянами.
- Согласен. Кто-то может и снимет такой фильм, но сколько человек купит на него билеты? При съемках тратятся деньги. Вернуть их можно продажей билетов, дисков, кассет с фильмами. Задача продюсера думать о том, как вернуть деньги, которые затратила студия. Большинство кассовых сборов идет из США, и мы ориентируемся на американского зрителя в первую очередь. И актеры выбираются американские. На втором месте по сборам стоит Германия, потом Япония, Италия и Франция. Но в будущем мы будем привлекать еще больше иностранных актеров, из той же Франции. Зритель в каждой стране хочет смотреть на своего актера. Чем больше родных актеров, тем больше спрос на фильм в конкретной стране. Это развивает рынок.
- То есть вы просто делаете свой бизнес без идеологии.
- Почему? У меня есть идея, я хочу, чтобы Россия и Америка стали ближе. Но я маленький человек в большой политической игре. Так что было бы глупо думать, что я могу все. Но даже если я смогу наладить еще один мостик между нашими кинопроизводителями, если я смогу привлечь к нам больше русских актеров, это будет хорошо. Владимир Машков, Андрей Соколов, Александр Невский. Я представил Сашу Уэсли Снайпсу, Саша ему очень понравился, и Уэсли снял его в своем последнем фильме. Теперь Дольф Лундгрен хочет снять Сашу в своем новом фильме. А так кто бы узнал о нем, если бы с ним не встретились.
Все, что я могу - это сблизить страны. Я не хочу быть экспертом в какой-нибудь области, но я хочу помочь всем. Я много раз был в России, я полюбил ее, я понял ее величие, у меня здесь много друзей. Русские открыты сердцем, многие из них принимали меня у себя так, как если бы я был русским. Во многом тот образ русских, в который верят американцы, был навеян пропагандой. Я рос и видел парады на Красной площади: танки, пушки, ракеты. И не только правительство, но и мои родители говорили мне: "Это наши самые большие враги, эти люди могут напасть на нас, эти люди могут убить нас". Как и многие американцы, я думал, что Россия - наш враг, и мы боялись ее.
А когда я приехал сюда, я понял, что все не так, как представлялось. Мой страх полностью исчез. И я хотел рассказать об этом людям. Я привез сюда Джима Кэрри и Джека Николсона, они сами смогли все увидеть, им здесь понравилось. И теперь, вернувшись в США, они говорят об этом всем своим знакомым. Кино открывает двери и наводит мосты между людьми. Я хочу, чтобы американцы знали правду о России.
- Я слышал, что вы хотите сделать фильм о российских спецслужбах. О чем или о ком будет этот фильм?
- Да, я хочу снять фильм про русские спецслужбы, про КГБ, ФСБ. Дело в том, что я был в России 12 раз, сейчас 13-й. Считаю, что хорошо узнал вашу страну и даже привык к ней. Мне захотелось что-то снять про Россию. Не что-то кратковременное, а сериал, который будет интересен американским зрителям. Знаешь, многие из них с детства слышали про КГБ, но не имели представления, что это такое в действительности. И однажды, когда я летел в самолете, мне пришла мысль: а почему бы не снять фильм про КГБ, про его сотрудников, про то, как они занимаются разведкой и контрразведкой во всем мире.
- А вы хотите снять фильм про КГБ или все же ФСБ?
- Ну, я хочу снять телевизионный сериал, множество серий про их деятельность. И как работал КГБ, и как сейчас работает ФСБ. Я буду искать интересные истории из их жизни. О том, как сотрудники спецслужб отправляются на задания во все части планеты. Я теперь собираю об этом информацию.
- Это будет документальный фильм?
- Нет, художественный. У меня п
росто нет достаточно информации, чтобы сделать документальное кино. В Америке мои друзья сняли фильм под названием "Секретная служба". Это своего рода аналог вашей ФСБ. Секретная служба активно сотрудничала с ними, оказывая помощь в съемках. Получилось несколько хороших серий...
- Говоря "Секретная служба", вы имеете в виду службу из министерства финансов, или ту, что охраняет президента, или ФБР?
- Буша охраняет несколько человек. А Секретная служба борется с терроризмом, а также со всеми преступлениями против государства, хакерами, вирусами. Они занимаются исследованиями, то есть как у вас ФСБ. Поэтому не сомневаюсь, что у российских спецслужб есть истории, которые заинтересуют и меня как продюсера, и американского зрителя. Сейчас я работаю над несколькими проектами. Главное сейчас - наладить сотрудничество с ФСБ, найти русских продюсеров-партнеров, найти консультантов, которые будут рассказывать о ваших спецслужбах. И, естественно, мои продюсеры в России, на которых я рассчитываю, будут собирать истории, подбирать актеров. Русских, которые, желательно, будут говорить по-английски. Я знаю, как сделать, а потом продать фильм американскому телевидению. Я не эксперт по вашим спецслужбам и их подразделениям. Я могу полагаться только на свой ум и знания, чтобы найти надежных партнеров в России. А они уже будут учить меня.
Опять же я должен собрать все истории воедино, сделать из них что-то интересное и запустить все это в производство.
- То есть вы - мозг?
- Да, я - мозг, это моя работа, я же исполнительный директор. Я уже продюсировал фильм в России. Он назывался "Красная змея", и у него был русский продюсер, там снимался и русский актер. Это фильм о том, как американец приезжает в Россию, а его дочку похищают. И тогда ему на помощь приходит бывший сотрудник КГБ, который спасает дочь.
- А кто будет писать сценарий?
- Какой сценарий?
- Фильма о российских спецслужбах?
- Я найду хороших русских писателей. Если честно, мне нужны журналисты, которые смогут найти интересные истории, выслушать их, записать. Затем мне или помощникам дадут одну-две странички краткого содержания сценария. Мы посмотрим и скажем, что понравится американскому зрителю, что ему не понравится. После того, как мы отберем сценарии, мы отдадим их американским сценаристам, которые адаптируют их для нашего зрителя. Естественно, при помощи русских консультантов.
- А как вы сами представляете образ сотрудника российской спецслужбы?
- Это человек, который способен найти любую необходимую информацию о ком угодно или о чем угодно. Он очень умен и хорошо подготовлен, способен проникнуть куда угодно, поэтому заставляет наше правительство постоянно наблюдать за ним. В Голливуде все разделяют эту точку зрения. Примером может служить фильм "Красная жара" со Шварценеггером, где он агент КГБ...
- Он из милиции.
- Хорошо, в Америке не все понимают отчетливо разницу даже между ФБР и Секретной службой. И для человека из провинции, да даже для некоторых моих друзей, Шварценеггер - агент КГБ, который послан поймать русского бандита, сбежавшего в США. В этом фильме Шварценеггер - почти сверхчеловек, а вот полицейский Джима Белуши, или кого он там играл, не дотягивает до его уровня.
Я думаю, что агент КГБ, ФСБ или откуда там еще в любом случае для американца - это очень умный и мыслящий человек.
- Фильм будет боевиком со стрельбой, с поисками Бен Ладена в горах Афганистана? Или же офицеры будут сидеть в штабе и думать, как лучше справиться с задачей? Что больше понравится зрителю?
- Погоня за Бен Ладеном или погоня в космосе - это немного не то. Для того, чтобы снять хороший фильм, нужен хороший сценарий. Но для того, чтобы снять боевик, сценарий не нужен. Теперь нельзя продать много билетов, потому что это просто боевик. Америка меняется, зрителям надоело смотреть, как люди стреляют и убивают друг друга. Ведь очень много насилия в компьютерных играх. Удивительно, но даже боевики с участием звезд, со Шварценеггером, Сталлоне, Сигалом, Ван Даммом перестали пользоваться спросом. Народ устал от бесчеловечности.
Тем не менее нельзя показать просто сидение в кабинете. Должна быть небольшая завлекающая история. Например, я недавно нашел в Интернете событие 1998 года, когда на вашей подводной лодке матрос застрелил нескольких сослуживцев. А потом пошел и попытался запустить ядерные ракеты. И местная милиция была вынуждена обратиться к ФСБ, чтобы те прислали специальный отряд для захвата матроса. Когда они захватили лодку, то увидели, что матрос уже готов запустить ракеты. Я сохранил эту историю в своем архиве, ее можно использовать.
- А...
- Ты что, не веришь?
- Да все было не так. Не говоря уже о том, что не может матрос запустить ракеты...
- Но ты же понимаешь, что это сюжет. Он привлечет внимание зрителя, надо только красиво снять и уложиться во время серии. Мы сможем показать, как все происходило и что все закончилось успешно. Это интересно, мне нужны истории реальные, которые будут интересны зрителю. Для съемок мы пригласим актеров, в том числе и русских. Для нас важно, чтобы зритель поверил, что все, о чем мы показываем, действительно имело место.
Знаешь, многие сценаристы даже не окончили колледж. Они находят ученого или хирурга, он рассказывает им историю, они находят писателя, который ее обрабатывает. После чего они приходят и говорят, что у них есть фильм. Не надо государственного одобрения фильма. Никто зато не скажет, что правительство финансирует кино и что президент ворует народные деньги.
Так что надо понять, что Голливуд - это развлечение, не надо принимать его всерьез. Это такое же развлечение, как Диснейленд.
- Но вы же не будете отрицать, что Голливуд формирует общественное мнение?
- Естественно. Все эти страшные фильмы со стрельбой, бандитскими стычками или про торговлю наркотиками привели к тому, что мы имеем. Многие дети смотрят эти фильмы, а потом идут в школу и стреляют в одноклассников. Мы отучаем наших детей думать, показывая им эти фильмы. Эта проблема теперь волнует многих наших граждан.
Что можно сделать? В Америке много людей все больше задумываются над этим, появляются активистские движения, которые выступают против пропаганды насилия. Но в конце концов все зависит от продюсера, который сидит в кресле и думает, какое кино я могу снять еще, чтобы заработать денег. Но мало кто думает, а как это скажется на детях, мало кто смотрит надолго вперед.
А я пытаюсь рассказать американцам, что Россия, которую я посещаю уже более 10 лет, во многих вещах превосходит США. Я вижу, что ваши дети ходят в школу, они учатся целыми днями, даже в выходные. Все дети после школы хотят поступить в университет и продолжить учебу. В Америке многие дети не стремятся идти в школу, а вместо учебы иногда начинают употреблять наркотики. Я хочу сказать, что у нас образование перестало быть столь важной вещью, какой оно должно быть. Вы же уделяете большое внимания детям, развиваете их, чтобы они смогли стать умными, образованными работниками. Знакомыми с высокими технологиями. Я вижу, как вы работаете с компьютерами, какие у вас художники.
Сам я не настолько знаком с ситуацией, чтобы разбираться в ваших государственных или экономических делах. Но я вижу много молодых людей, которые упорно работают и учатся, они стремятся к совершенствованию, чтобы потом управлять страной. А в Америке все хотят стать актерами, музыкантами или снимать фильмы.
Я думаю, что, когда ваше законодательство станет мощным, когда в вашей стране исчезнет коррупция, когда наладится судебная система, тогда ваша страна станет сильным государством с мощной экономикой благодаря образованным людям. Вы станете сверхдержавой. Я прямо говорю то, что я вижу. Я говорю об этом в моей стране, но они не могут поверить. А ведь у нас уровень образования, от которого так много зависит, падает.
Мои родители, их родители - все закончили университеты, я же не ходил даже в колледж. И многие мои друзья тоже, мы как-то больше внимания уделяли спорту и другим вещам. Поколение за поколением все меньше внимания уделяет образованию.
- Говорят, что у вас есть русские корни?
- Это действительно так. Со стороны мамы у меня родственники из Одессы. Возможно, поэтому у меня такая любовь к России.
На снимке (слева направо): американский бодибилдер и актер Ральф Меллер, Боб Ван Ронкель и русский бодибилдер - наш специальный корреспондент в Лос-Анджелесе Александр Невский.


Назад

  Полное или частичное воспроизведение материалов сайта без ссылки на сайт и упоминания имени
   автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler's Top100 Service Aport Ranker