на главную страницу

11 Апреля 2002 года

Тема номера

Четверг

Кавказский узел

на вопросы "Красной звезды" отвечает губернатор Ставропольского края Александр Черногоров

Беседу вел Владимир ТКАЧЕНКО.



- Александр Леонидович, Ставрополье, по сути, "военный" регион. Какие вопросы вам приходится решать, чтобы эффективно управлять прифронтовым субъектом Федерации?
- Мне, как губернатору края, приходится оперативно принимать решения, которые относятся к компетенции силовых ведомств и правительства Ставрополья. Как член коллегий военных советов Северо-Кавказского военного округа, Северо-Кавказского регионального управления пограничной службы и округа внутренних войск МВД России, я просто обязан быть в гуще всех событий и проблем, которые решаются военными на нашей территории. Ведь здесь дислоцированы более 200 войсковых частей и подразделений, а это - дополнительные нагрузки на нашу социальную сферу и экономику.
- Один из районов Ставропольского кр
ая непосредственно граничит с Чеченской Республикой, где продолжается контртеррористическая операция. Восстановлена ли нормальная жизнь в приграничье?
- Граница края с Чеченской Республикой составляет 114 километров, из них 28 - по реке Терек. С одной стороны - вчера еще мятежная территория, с другой - Курский район Ставрополья. В недавнем прошлом это была всего лишь административно-территориальная граница - граница дружбы, добрососедства и взаимопонимания. Но с 1995 года она стала зоной разбоя, бандитизма и вражды.
За прошедшие несколько лет десятки людей были захвачены и стали заложниками, угнано сотни единиц техники, тысячи голов скота. Около тридцати сотрудников органов внутренних дел Курского района заплатили своей жизнью за поддержание правопорядка и безопасности не только своего района, но всего Ставропольского края. Да и сегодня о стабилизации на границе говорить не приходится. Свидетельством тому - недавние обстрелы станиц Галюгаевской, Стодеревской, другие случаи. Население района по-прежнему находится в напряженном ожидании, продолжается его отток в другие территории.
Есть повод для тревоги? Безусловно. Но, честно говоря, наши предложения по стабилизации обстановки не всегда встречают понимание и поддержку. Более того - принимаются меры малообъяснимые. К примеру, два года назад расформирован полк внутренних войск, дислоцировавшийся в станице Курской, хотя нас заверяли, что этого не случится. И уж совсем непонятно, почему-то было принято решение об упразднении специальной зоны в приграничье, выполнявшей роль защитного барьера между Ставропольем и Чечней.
Чеченский фактор повлиял и на то, что огромные потери понес наш знаменитый курортный регион - Кавказские Минеральные Воды. Вспомните многочисленные захваты самолетов, террористические акты, унесшие многие жизни наших граждан. Курорт за несколько лет потерял сотни тысяч потенциальных отдыхающих, которые опасались приезжать к нам в тот период. Нельзя забыть и трагедию Буденновска, буквально потрясшую всю страну.
- Один из русских философов XIX века утверждал, что Кавказ - весьма уязвимый пуп российской государственности. Сегодня многие отечественные политики и общественные деятели совершенно справедливо считают, что на Кавказе решается судьба России. Вы согласны с этим?
- Согласен. И хотя наша страна - это не только Кавказ, но еще и Урал, Сибирь, Дальний Восток, Калининградская область, Север, может быть, не стоит переоценивать современные события на Юге России. Но при этом, не дай Бог, недооценить их значимость.
В этом смысле нами делается немало. Ставрополье, и особенно города Кавказских Минеральных Вод, стали в последнее время столицами различных российских и международных миротворческих форумов, таких, например, как форум "За мир на Кавказе через экономику, языки, культуру". Несомненно, что широкое участие в них государственных деятелей России и государств Закавказья, представителей женских, молодежных и других общественных и политических объединений играет положительную роль в стабилизации обстановки в регионе и укреплении дружбы и добрососедства проживающих в нем народов.
- Ставрополье - край казачий, ставший центром возрождающегося терского казачества. Какова его роль в жизни края?
- Ставропольский казачий округ был создан 23 октября 1998 года. Он объединяет 20 казачьих отделов и 8 казачьих районных обществ с общей численностью свыше 35 тысяч человек. Ставропольский казачий округ структурно входит в Терское казачье войско, основной задачей которого в соответствии с Уставом, утвержденным Указом Президента России, является "несение членами Терского казачьего войска государственной и иной службы".
И такую службу они уже несут. Нашими казаками комплектуются Терский батальон отдельной мотострелковой бригады, дислоцированной в Буденновске, Кавказский казачий десантно-штурмовой полк в Ставрополе, 11 пограничных застав Северо-Кавказского регионального управления ФПС РФ. Кроме того, укомплектованы и регулярно обновляются на контрактной основе терцами две комендантские и две стрелковые роты в Наурском и Шелковском районах Чеченской Республики.
В самом же Ставрополье из казаков СКО ТКВ созданы рота патрульно-постовой службы (ППС) в станице Галюгаевской численностью около 100 казаков и девять рот ППС в восточных районах края численностью более 500 казаков. На территории края действуют 12 казачьих добровольных дружин и 33 территориальных отряда самообороны, которые регулярно привлекаются работниками правоохранительных органов для проверки паспортного режима, обеспечения общественного порядка при проведении мероприятий в городах и районах.
Кроме того, созданы и экипированы три атаманские сотни округа из числа казаков, отслуживших в элитных частях Минобороны, МВД, участвовавших в боевых действиях в "горячих точках" России, которые три года подряд принимают активное участие в мероприятиях по поддержанию стабильности в приграничье.


Назад

  Полное или частичное воспроизведение материалов сайта без ссылки на сайт и упоминания имени
   автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler's Top100 Service Aport Ranker