на главную страницу

11 Апреля 2002 года

Российское оружие

Четверг

Истребители, амфибии и другие...

Самолеты мирового уровня создают в корпорации "ИРКУТ"

Александр МАНУШКИН,"Красная звезда".



Корпорация "Иркут" - одно из ведущих объединений авиационно-промышленного комплекса России. Она имеет развитую научно-производственную структуру, обеспечивающую производство самой современной авиационной техники. Как и все предприятия "оборонки", Иркутское объединение за последнее десятилетие пережило нелегкие времена. Однако благодаря современному менеджменту и научно-обоснованной маркетинговой политике объединение не только выжило, но и стало ведущим предприятием России по поставке современных истребителей для отечественных ВВС и за рубеж. Президентом корпорации "Иркут" является Алексей ФЕДОРОВ.

Федоров Алексей Иннокентьевич после окончания самолетостроительного факультета Иркутского политехнического института с 1974 года работает на Иркутском авиазаводе. Был инженером-конструктором, заместителем начальника цеха, заместителем начальника производства механосборочных и агрегатно-сборочных цехов. В 1989 году его утвердили главным инженером предприятия, затем - генеральным директором. С 1997 по 1998 год занимал должность генерального директора ГУП "Авиационный военно-промышленный комплекс "Сухой". В 1998 году собрание акционеров избрало А. Федорова президентом ОАО "Иркутское авиационное производственное объединение" (ИАПО).


Начало начал

Ровно 70 лет назад на берегу Ангары под Иркутском у станции Иннокентьевская высадился трудовой десант, заложивший начало строительства одного из первых в стране авиационных заводов. Место выбрали не случайно: иркутяне имели навыки работы в промышленности, здесь же были важные транспортные коммуникации - полноводная Ангара и Транссибирская железная дорога. Работы велись ударными темпами. Уже через два года, 24 августа 1934 года, состоялся пуск завода, а 8 сентября 1934 года он был официально зачислен в список действующих предприятий тяжелой промышленности, которые обеспечивали армию боевой авиационной техникой для защиты дальневосточных рубежей.
Первой продукцией нового завода стал скоростной истребитель-моноплан И-14, поднятый в воздух в феврале 1935 года. В 1936 году здесь освоили выпуск СБ - одного из лучших скоростных бомбардировщиков того времени. В январе 1941 года сибиряки получили новое задание - начать производство легендарного пикирующего бомбардировщика Пе-2. Накопленный опыт авиастроения позволил в условиях войны в предельно сжатые сроки наладить выпуск бомбардировщика Ил-4. В 1943 году здесь был построен опытный образец дальнего бомбардировщика с дизельными двигателями Ил-6.
В послевоенные годы завод выпускал бомбардировщик Ту-2. В 1950 году реактивную эру на предприятии открыл морской реактивный торпедоносец Ту-14. С 1953 года завод приступил к выпуску реактивного фронтового бомбардировщика Ил-28 - одного из самых массовых бомбардировщиков в мире. В 1957 году в Иркутске было начато производство новой машины, тяжелого транспортного самолета Ан-12. С 1960 года, в течение 12 лет, завод производил в многочисленных вариантах сверхзвуковой самолет Як-28. Параллельно, в 1967-1971 годах, выпускался военно-транспортный самолет Ан-24Т. В 1970 году начался выпуск первого в мире серийного сверхзвукового двухместного учебно-боевого самолета с изменяемой геометрией крыла МиГ-23УБ, а с 1973 года его одноместный вариант истребитель-бомбардировшик МиГ-27.

Второе дыхание

В 90-е годы Иркутский авиазавод, впрочем, как и многие предприятия "оборонки", оказался в катастрофическом экономическом положении. Ориентированный на выпуск боевых самолетов, он в одночасье лишился гособоронзаказа, а значит и бюджетного финансирования. Многомесячные невыплаты зарплаты, отсутствие заказов привели к тому, что с предприятия начали увольняться квалифицированные специалисты. Встал вопрос о самом существовании на заводе авиационного производства.
Сохранившийся костяк специалистов, которые не мыслили себя вне родного предприятия, стал думать о путях выхода из кризиса. В условиях отсутствия госфинансирования начали искать возможность сбыта своей продукции на внутреннем и внешнем рынках. Важнейшим стабилизационным фактором стало заключение во второй половине 90-х контракта на поставку Индии истребителей Су-30. Так пришло второе дыхание...
В эти труднейшие для отечественной "оборонки" годы были запущены в серийное производство самолеты нового поколения Су-27УБ, Су-30К, Су-30МКИ. Президент Иркутского авиационого производственного объединения А. Федоров и новая команда менеджеров сумели точно определить стратегическое направление развития предприятия, позволившее объединению занять свою нишу на мировом и внутреннем рынках. Это дало возможность сохранить высококвалифицированных инженеров, рабочих и служащих.
В конце 1999 года советом директоров производственного объединения был определен вектор стратегического развития. Он заключался в создании многопрофильной корпорации по разработке, производству авиационной техники военного и гражданского назначения, поддержании ее в эксплуатации на протяжении всего жизненного цикла.
Корпорация "Иркут" собственными силами занимается модернизацией самолетов марки "Су", вертолетов "Ми", развивает проект самолета-амфибии "Бе-200", при этом организует международную кооперацию по созданию пассажирских самолетов и многофункционального транспортного самолета.

Ваш выход, "Су"дарь!

Не секрет, что ныне корпорация "Иркут" имеет пакет заказов на сумму более 4 млрд. долларов. Приоритетными для предприятия были и остаются программы Министерства обороны России. Особую значимость имеют работы по Су-27УБМ и Су-30КН. В рамках военно-технического сотрудничества России с зарубежными государствами ведутся программы Су-30МКИ, Су-27УБК и другие.
Следует подчеркнуть, что многоцелевой Су-3ОМКИ - один из лучших современных многоцелевых истребителей мира. Это первый боевой самолет с управляемым вектором тяги, поступивший в серийное производство. Для корпорации программа Су-30МКИ - наиболее крупная по объему из всех выполняемых в настоящее время. Она связана с обеспечением ВВС Индии истребителями типа Су-30, который значительно превосходит предшественников по своим летным характеристикам. В разработке бортового комплекса этого самолета активное участие принимали индийские фирмы. Две партии "сушек" уже поставлены и находятся в строевых частях. Успешное завершение программы госиспытаний четырех самолетов Су-30МКИ постройки иркутского завода сделает возможным поставку заказчику первой партии таких машин из 10 комплексов уже в этом году.
В соответствии с контрактом, подписанным 28 декабря 2000 года в Иркутске, лицензионное производство Су-30МКИ разворачивается и на предприятиях индийской корпорации HAL. "Иркут" выступает в качестве головного исполнителя контракта. Это новая страница в сотрудничестве, которое началось почти двадцать лет назад. В начале 80-х годов с помощью Иркутского авиаобъединения на заводах корпорации HAL было организованно лицензионное производство самолетов МиГ-27Л. Они поступали на вооружение индийских ВВС до 1996 года.
Нельзя не сказать и о том, что иркутяне продолжают серийное производство двухместных учебно-боевых истребителей Су-27УБК. Однако главная забота авиастроителей - модернизация находящихся сейчас в строю самолетов отечественных ВВС. Из-за ограниченного финансирования Вооруженные Силы РФ в ближайшие годы не смогут закупать в массовом количестве новые самолеты, стоимость каждого из которых составляет десятки миллионов долларов. Поддерживать боевой потенциал на современном уровне ВВС могут лишь за счет качественного совершенствования находящихся в авиачастях машин. Расчеты показывают, что модернизация одного истребителя четвертого поколения обходится государству в 10-20 раз дешевле, чем закупка аналогичного нового самолета. Коль скоро речь зашла о средствах, то отметим, что подобного рода модернизация представляет немалый интерес и для зарубежных заказчиков, особенно для тех стран, которые по экономическим причинам не могут закупать новые дорогостоящие авиационные комплексы.
По решению командования ВВС РФ предложенная корпорацией "Иркут" концепция модернизации одноместных и двухместных (учебно-боевых) истребителей семейства Су-27 принята в качестве основной. Обновленные крылатые машины имеют расширенные возможности по поражению воздушных и наземных целей благодаря самой современной номенклатуре управляемого оружия (управляемых ракет Р-77, Х-29, Х-31 и X-59MЭ) и новым режимам работы РЛС, в том числе режима картографирования земной поверхности. Условия работы экипажа улучшаются путем установки многофункциональных индикаторов.
Модернизированные истребители Су-27УБМ и Су-ЗОКН проходят испытания в ГЛИЦ ВВС России. В прошлом году во время демонстрации авиатехники на полигоне Грошево они поразили ракетами "воздух-воздух" летящие цели и с высокой точностью применили управляемое и неуправляемое оружие по наземным целям в дневных и ночных условиях. А в июне 2001 года с Су-ЗОКН был успешно проведен пуск ракет Х-31А по морской цели.
Но жизнь не стоит на месте. ИАПО уже разработало концепцию второго этапа модернизации. Даже внешне кабина такого истребителя будет отличаться от прежней. Место стрелочных приборов займут многофункциональные индикаторы с жидкокристаллическими матрицами. Такую кабину получат Су-27УБМ и Су-ЗОКН. Кроме того, эта модернизация предполагает замену штатной антенны бортового радара на фазированную антенну с электронным сканированием луча, что даст возможность экипажу вести обстрел четырех воздушных целей одновременно без потери обзора переднего воздушного пространства. Важно и то, что такая модернизация может проводиться как в стенах предприятия, так и непосредственно в летных частях.
По оценке НИИ ВВС, авиационный комплекс Су-ЗОКН второго этапа модернизации по своим характеристикам будет превосходить такие самолеты, как F-15C, F-15E, "Рафаль" и "Еврофайтер".
Используя опыт и заделы по программам Су-27УБМ и Су-ЗОКН, ЗАО "Русская авионика", дочернее предприятие корпорации "Иркут", модернизировала и совместно с ВВС провела боевые испытания вертолетов Ми-8 и Ми-24. Совместно с ОКБ имени M. Миля начата работа по модернизации партии таких вертолетов.

Покоряя не только пятый океан

Последние мировые авиасалоны показывают, что рынок военной техники постепенно сужается и самые крупные контракты заключаются на покупку гражданской авиатехники. В связи с этим руководство корпорации авиаобъединения для снижения рыночного риска считает оптимальным паритетное соотношение объема выпуска военной и гражданской продукции.
Сейчас "Иркут" осуществляет строительство опытных и серийных многоцелевых самолетов-амфибий Бе-200 с реактивными двигателями. Эту уникальную крылатую машину, способную взлетать с водной поверхности и садиться на нее при высоте волны до 1,2 метра, разработали на Таганрогском авиационном научно-техническом комплексе (ТАНТК) имени Г. Бериева, который входит в состав корпорации "Иркут". Первый летный экземпляр амфибии Бе-200 поднялся в воздух 24 сентября 1998 года, а ныне он в основном завершил сертификационные испытания. Закончена подготовка серийного производства и начаты работы по выполнению контрактных обязательств по строительству 7 самолетов для МЧС России. Все семь машин будут поставлены заказчику в 2003-2004 годах.
У Бе-200 большое экспортное будущее. Ведутся переговоры о поставке самолетов Южной Корее, Израилю и Греции. Значительный интерес к различным модификациям Бе-200 проявляют Австралия, Германия, Франция, Канада и Япония.
Словом, Иркутское авиационное объединение перешло в фазу стабильной, долговременно планируемой деятельности. Это не было бы возможным без серьезных инвестиций предприятия в реконструкцию и техническое переоснащение собственного производства. Здесь широко применяются уникальные процессы обработки титановых сплавов, изготовления деталей из резины, пластмасс, стекло- и углепластиков, различных композиционных материалов. В совершенстве освоена сварка в среде инертных газов.
"Иркут" располагает опытным персоналом, способным в короткие сроки обеспечить запуск и серийное производство нескольких типов самолетов одновременно. Гарантия высокой надежности изделий - передовые способы контроля качества. Иркутское объединение - первое в российской авиапромышленности серийное предприятие, получившее в 1997 году сертификат на соответствие системы качества международным стандартам ISO 9000. Наличие действующей системы качества подтверждается заключением научно-методического центра "Норма", согласованным с Министерством обороны РФ. Освоение технологий мирового уровня позволит ИАПО и впредь занимать передовые рубежи авиастроения.
Президент корпорации "Иркут" Алексей ФЕДОРОВ в 2000 и 2001 годах был назван в числе лучших менеджеров России. 14 апреля Алексею Иннокентьевичу исполняется 50 лет. "Красная звезда" поздравляет юбиляра и желает ему крепкого здоровья, успехов и плодотворной работы на благо России.


Назад

  Полное или частичное воспроизведение материалов сайта без ссылки на сайт и упоминания имени
   автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler's Top100 Service Aport Ranker