на главную страницу

12 Апреля 2002 года

История Отечества

Пятница

Венера - покровительница вандалов?

Беседу вел Игорь ЯДЫКИН,"Красная звезда".



Продолжаем беседу об исторических корнях славянских народов с доктором философских наук Валерием ДЕМИНЫМ, начатую в номере "Красной звезды" за 10 апреля. Напомним, в частности, что византийский историк Прокопий Кесарийский называл по-гречески славян спорами, то есть рассеянными...

- Валерий Никитич, но ведь споры - это еще и семена, переносимые ветром. Быть может, так назывались народы, которые хорошо приживались на любой территории?
- В 2000 году словенские исследователи Йожко Шавли, Матей Бор и Иван Томажич выпустили на английском языке фундаментальный труд "Венеты: первые строители европейского сообщества" (русский перевод готовится), где приводится множество новых (нередко сенсационных) данных, подтверждающих уникальную роль предков славян в общеевропейских этнических процессах.
Корень "вен" сохранился во многих словах русского языка: вено (выкуп за невесту, приданое), вена (кровеносный сосуд), венец, венок, веник и другие. Данная корневая основа содержится и в персидском названии вступительной и наиболее архаичной части священной книги древних иранцев "Авесты" - "Вендидат". В местах былого расселения венедов остались названия городов и рек, образованные от родового имени исчезнувшего народа. Среди них достославные Вена и Венеция, а также города в Латвии в местах, где раньше жили древние славяне: Вентспилс на реке Вента и Венден (первоначальное название Цесиса). Среди древних богов, коим поклонялись венеды, знаменитая богиня любви Венера (от лат. Venus): ее культ восходит к самым глубинным корням индоевропейской и доиндоевропейской этнокультурной общности, но соответствующее имя было воспринято лишь той частью отпочковавшихся народов, которые, мигрируя с севера и минуя Альпы, оказались в конечном счете на Апеннинском полуострове на территории Древнего Рима и современной Италии.
- А как насчет вандалов?
- Действительно, имя славянского племени венеды созвучно с названием другого древнего народа - вандалы (в ряде случаев вандалы так и писались - венды). Вандалы - название одного из ответвлений древнеславянской этнолингвистической общности. По Иоакимовской летописи, наиболее важные и не дошедшие до нас фрагменты которой приводятся в "Истории Российской" Татищева, среди легендарных правителей Словенска, первой столицы Древней Руси, значится князь Вандал, который, "владея славянами, ходя всюду на север, восток и запад морем и землею, многи земли на вскрай моря повоева и народы себе покоря, возвратися во град Великий". Далее летописец рассказывает о сыновьях Вандала - Изборе, Владимире и Столпосвяте, носящих, как нетрудно убедиться, чисто русские имена.
Имя Вандал тоже славянское: об этом прямо говорят некоторые средневековые хронисты. В Польше до сих пор широко распространено одно из популярных женских имен - Ванда. Да и исконно русское имя Ваня, скорее всего, унаследовано от древнейшей эпохи, и лишь сравнительно недавно, после принятия христианства, было совмещено с еврейским Иоанном (сопряжение же последнего с русским Иваном скорее всего происходило по упомянутой выше схеме). Дело в том, что древнескандинавский эпос знает целый класс богов - ванов, соперников асов. Наиболее известной представительницей ванов является богиня любви и красоты Фрейя (коррелят античной Афродиты-Венеры) - наперсница верховного скандинавского бога Одина.
Уместно предположить, что на определенной стадии распада одной из ветвей былой арийской общности ваны представляли собой идеологическую или религиозную доминанту (об этом косвенно свидетельствуют и недолго просуществовавшее Ванское царство, и легендарная земля Вантит, которая, согласно средневековым арабским источникам, располагалась где-то между Окой и верховьями Дона, и связующее слово "ван" в голландских фамилиях). Не лишено вероятности, что имя Вандал изначально означало "ван" + "дал", то есть "Бог дал".
Вполне допустимо, что германцы, завоевав балтийскую Вандалию, восприняли ее имя подобно тому, как в дальнейшем это произошло с покоренной негерманской Пруссией. Впрочем, "исконность", так сказать, в данном случае не имеет никакого значения, ибо чем дальше в прошлое, тем меньше различий и больше социокультурного и языкового сходства у некогда единых индоевропейских этносов. Например, одно из кельтских племен на берегу Атлантического океана (территория современной Франции) также носило название венетов. О них подробно рассказывается в "Записках о Галльской войне" Гая Юлия Цезаря.
Еще в начале XVI века один из основоположников польской историографии Мацей Меховский следующим образом писал о вандалах в популярном "Трактате о двух Сарматиях": "В тех местностях Великой Польши и Силезии лехиты, они же поляки, размножились, волей божьей весьма возросли числом и наполнили Вандалию, то есть Польшу у реки Вандала, ныне именуемой Вислой, а также Померанию, Касубию и всю область по Германскому морю, где ныне Марка, Любек и Росток, вплоть до Вестфалии. Стоит ли после этого удивляться, что Ванда до сих пор остается в Польше одним из самых популярных женских имен?
- А есть ли еще, кроме топонимов, доказательства родства славян и вандалов?
- Далматинский историк XVII века Мавро Орбини, родоначальник южнославянской исторической мысли, опираясь на утраченные летописи, в своем фундаментальном труде "Славянское царство" (1601), написанном по-итальянски, указывал, что вандалы имели то же наречие, обычаи и веру, что и русские. И именно вандалы, по Орбини, послали на княжение в Великий Новгород Рюрика с братьями. Автор даже составил словарь русско-вандальских параллелей, из коего наглядно видно поразительное языковое сходство.
Данные южнославянского историка подтверждают и другие источники. Так, посол "великого кесаря" ко двору Великого князя московского Василия III Сигизмунд Герберштейн (1486-1566), бывший, кстати, по рождению словенцем (территория, населенная словенцами, входила в те времена в состав Священной Римской империи, а позже - Австро-Венгрии), прямо пишет в своих знаменитых "Записках о Московии", что вандалы, к коим относились и варяги, "имели общие с русскими язык, обычаи и веру", что Гостомысл, "муж благоразумный и уважаемый новгородцами", посоветовал землякам пригласить на княжение "вандала" Рюрика вместе с братьями. Сообщение венского посла ценно еще и тем, что оно подтверждает факты, приводимые в Иоакимовской летописи (в частности, о посреднической роли знаменитого Гостомысла, историчность которого оспаривали русские историки XIX и XX веков начиная с Карамзина).
На рисунке: русские крестьяне.


Назад

  Полное или частичное воспроизведение материалов сайта без ссылки на сайт и упоминания имени
   автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler's Top100 Service Aport Ranker