на главную страницу

13 Апреля 2002 года

Наши ветераны

Суббота

Возвращение к духовности

Андрей ПОЧТАРЕВ.



Под председательством заместителя руководителя Администрации Президента Российской Федерации Виктора Иванова проведено очередное, седьмое заседание Российского организационного комитета "Победа". В повестке дня два вопроса. По первому - "О роли средств массовой информации в духовно-нравственном и патриотическом воспитании граждан России" - выступили первый заместитель министра РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций (МПТР) Михаил Сеславинский, генеральный директор Общественного российского телевидения (ОРТ) Константин Эрнст, главный редактор "Российской газеты" Владислав Фронин, главный редактор газеты "Красная звезда" полковник Николай Ефимов, первый заместитель председателя Всероссийской государственной телерадиокомпании Андрей Быстрицкий и председатель Комиссии Совета Федерации Федерального Собрания РФ по информационной политике Дмитрий Мезенцев. С информацией по второму пункту повестки дня - "О ходе выполнения перечня мероприятий, проводимых в рамках деятельности Российского организационного комитета "Победа" в 2002 году, и работе с обращениями, поступившими в Оргкомитет" - выступил ответственный секретарь оргкомитета "Победа", начальник Организационного управления Президента России Валерий Чернов.

В ходе обсуждения первого вопроса Михаил Сеславинский отметил, что работа министерства со средствами массовой информации по обозначенной проблеме проводится в рамках Государственной программы "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы". По его мнению, тональность СМИ при освещении указанных тем в последнее время изменилась в положительную сторону. И это несмотря на то, что доля государственных телерадиокомпаний в стране составляет на сегодня менее 10 процентов от их общего количества. Счет же негосударственных структур идет на тысячи.
Изменения стали результатом активного использования министерством федеральной программы книгоиздания, программы господдержки социально значимых телерадиопрограмм, проектов в сети Интернет. Только в прошлом году в целях развития программ, направленных на духовно-нравственное и патриотическое воспитание россиян в сфере электронных СМИ, МПТР выделило гранты на сумму свыше 180 млн. рублей. 10,4 млн. рублей в виде дотаций получили 27 печатных СМИ из 19 регионов страны, 4 млн. рублей были выделены на книжную продукцию по военно-патриотической тематике, 93 млн. рублей - на 28 проектов по проблемам духовно-нравственных основ жизни общества (не считая поддержки программ по противодействию наркомании). В 2000-2001 гг. 80 млн. рублей министерство выделило на производство 22 программ телевидения и радио, раскрывающих тему патриотизма, уважения к армии, мужества и героизма российских воинов. МПТР совместно с Минобороны РФ объявило конкурс на лучшее и систематическое освещение в СМИ темы патриотического воспитания с присуждением ежегодной премии редакциям...
В качестве предложения первый заместитель министра предложил разработать федеральную целевую программу поддержки литературы и периодических изданий для детей и юношества.
Одной из главных функций первого канала телевидения, подчеркнул в своем выступлении Константин Эрнст, является соединение на своей частоте вещания интересов многочисленной и разнообразной аудитории телезрителей и формирования, таким образом, единого информационного пространства, в котором наряду с информационными программами существуют передачи, призванные поднимать духовно-нравственный уровень аудитории и воспитывать в наших гражданах чувства любви к своей стране и гордости за нее. Военно-патриотическая проблематика затрагивается во многих программах ОРТ, как в информационных, так и в цикловых, отдельных специальных репортажах, художественных фильмах. Речь идет не только о непременном освещении мероприятий, связанных с предстоящим 60-летием Победы и годовщинами главных битв и вех Великой Отечественной войны, но и об освоении военно-патриотических тем на современном материале. Это представляется чрезвычайно важным. Среди проектов были отмечены специальные передачи "Служу России", "Армейский магазин", программы "Как это было", "Тайны забытых побед", "Жди меня", "Сокровища Кремля", рубрика "Специальный репортаж", фильмы "Лубянка", "Ленинградский метроном", "Спецназ. Морские дьяволы", "Русская глубина", телефильмы "Предел прочности", "Спецназ" и т.д.
Касаясь программы "Служу России", гендиректор ОРТ отметил, что в соответствии с поручением Президента России телеканал занимается повышением ее рейтинговости и улучшением ее презентабельности в тесном сотрудничестве с Минобороны РФ. Выход обновленной программы в эфир ожидается уже в апреле.
Владислав Фронин в своем выступлении заметил, что, к сожалению, в пору становления рыночных отношений в стране "подзабыли" о первостепенном значении духовно-нравственного и патриотического воспитания людей, особенно молодежи. В результате для целого поколения россиян высокие идеалы любви к Отчизне, благодарности и уважения к подвигам старшего поколения отошли на второй план. Сознавая всю меру ответственности за будущее страны, "Российская газета" в последние годы значительно активизировала работу на этом направлении. Начиная с 55-летия Великой Победы, газета развернула акцию под рубрикой "Война. Книга народов". Интересной стала и новая форма общения с фронтовиками: "Деловой завтрак в "РГ". Уже несколько лет редакция шефствует над ракетным кораблем "Бора" Черноморского флота. По ее инициативе восстановлена сгоревшая школа в селе Нежитино Костромской области, взято шефство личного состава бригады химзащиты из Кинешмы над мальчишками-беспризорниками. Прошлой осенью несколько "сынов полка", уже поступили в военные институты и университеты. К 60-летию Победы газета выступила с инициативой о создании общественного движения "Победившие вместе", в рамках которого объявлен конкурс на лучшее освещение в СМИ интернационального характера Победы в Великой Отечественной войне.
За 78 лет существования "Красной звезды", подчеркнул в докладе полковник Николай Ефимов, у газеты сложилась своя стабильная аудитория. В расчете на удовлетворение ее информационных и духовных потребностей и строится редакционная политика. Доступными газетными средствами редакция стремится создать у читателей современный образ положительного героя, показать им, что и в нашей жизни есть место подвигу. Этому способствует выпуск специальных тематических полос, таких, как "Кавказская линия", "Сыны Отечества", "Азимут", "Оружие России", "Авиация России". В центре внимания газеты - воспитание уважительного отношения к истории Родины. В этих целях создана в этом году специальная страница "Фронтовик", при подготовке которой редакция тесно взаимодействует с Российским организационным комитетом "Победа", выпускаются полосы "История Отечества", проводятся "круглые столы" с участием ученых и фронтовиков, поисковиков и членов военно-исторических клубов. В интересах расширения влияния на молодежь "Красная звезда" развивает электронную версию газеты в Интернете, работает над созданием на своем сайте молодежного дискуссионного клуба. Главный редактор газеты предложил в целях придания системного и скоординированного характера работе СМИ, вовлеченных в процесс духовно-нравственного и патриотического воспитания граждан, создать Координационный совет из представителей государственных и негосударственных структур, ветеранских организаций.
Андрей Быстрицкий, рассказывая о работе ВГТРК, заметил, что развитие демократии, становление рыночной экономики, системы свободного предпринимательства и конкуренции в стране настоятельно требуют сочетания этих реформ с укреплением патриотических чувств граждан. Эта цель не может быть реализована без усилий государственных СМИ, которые обязаны быть конкурентоспособными. По мнению докладчика, более продуктивно в этом плане не создание постоянных телевизионных передач, а производство серий документальных фильмов. Нельзя недооценивать в патриотическом воспитании граждан роли радио и Интернета. Совет Федерации сегодня - это палата регионов, подчеркнул в докладе Дмитрий Мезенцев. Взаимодействие каждого члена Совета с региональными лидерами и ветеранскими организациями в плане выполнения Госпрограммы по патриотическому воспитанию граждан может быть более эффективным. Есть проблема с книгопечатанием, так как прекратил действие закон об освобождении полиграфистов от уплаты НДС. Ее нужно решать, и к принятому новому нормативному документу следует вернуться. Есть проблема с оттоком молодежи за рубеж. Вместе с Центром стратегических разработок комиссия по информационной политике работала над принятием правительственной программы социального развития страны, отражением в ней гуманитарных основ. Документ принят, и в будущем совместно с Оргкомитетом, в том числе и по роли СМИ, он может быть доработан. Понимание по этим вопросам имеется.
По первому вопросу повестки дня Оргкомитет "Победа" выразил обеспокоенность тем, что вопросы духовно-нравственного и патриотического воспитания граждан России все еще не стали приоритетными для ряда средств массовой информации, и обратил внимание руководителей СМИ на появление публикаций с тенденциозными, ненаучными подходами к оценке хода и итогов Великой Отечественной войны, освещению истории Отечества. Оргкомитет рекомендовал ряду министерств, ведомств, органам исполнительной власти субъектов РФ, государственным средствам массовой информации разработать перспективные планы подготовки, издания и распространения исторических и информационных материалов, специальных детских, юношеских и молодежных патриотических телепередач, создания кино-видеофильмов, циклов радиопередач, посвященных 60-летию Победы в Великой Отечественной войне.
Материалы седьмого заседания Оргкомитета, обобщенные в Информационном бюллетене, будут направлены в федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, руководству центральных СМИ, в общественные ветеранские и молодежные объединения страны.
По второму пункту повестки дня была отмечена высокая организация и действенность работы Минобороны России, администраций Волгоградской, Ленинградской, Московской областей, правительств Москвы и Санкт-Петербурга, Общественной организации ветеранов войны и военной службы, Российского союза ветеранов Афганистана, Ассоциации "Армия и культура" по празднованию Дней защитников Отечества, снятия блокады г. Ленинграда и разгрома немецко-фашистских войск в Сталинградской битве, 13-й годовщины вывода Ограниченного контингента советских войск из Афганистана.
Оргкомитет поддержал предложения:
- Российской ассоциации Героев о создании к 60-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов телесериала "Великая Победа";
- Всероссийского центра социально-правовой помощи ветеранам (инвалидам) войн о проведении в Москве встречи ветеранов сводного батальона, несших трофейные германские знамена на параде Победы 24 июня 1945 года;
- рабочей группы Оргкомитета (координатор Д.В. Молчанов) о проведении в 2002 г. в рамках деятельности комитета "Победа" благотворительных спектаклей мюзикла "Норд-Ост" для участников Великой Отечественной войны и молодежи;
- рабочей группы Оргкомитета (координатор Е.Ш. Гонтмахер) об одобрении работы фонда "Победа - 1945 год" по разработке программы "Жилищное строительство и реконструкция объектов реабилитации для инвалидов, ветеранов войн и военной службы за счет внебюджетных источников".
На снимке: на заседании Оргкомитета "Победа" выступает президент Российской ассоциации Героев, Герой Советского Союза генерал армии В.И. ВАРЕННИКОВ.
Фото Михаила СИДЕЛЬНИКОВА.


Назад

  Полное или частичное воспроизведение материалов сайта без ссылки на сайт и упоминания имени
   автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler's Top100 Service Aport Ranker