на главную страницу

13 Апреля 2002 года

Планета людей

Суббота

Аляска - Сибирь - фронт

Ветераны готовятся к юбилею некогда секретной авиатрассы

Андрей ПОЧТАРЕВ, "Красная звезда".



На шестом заседании Российского организационного комитета "Победа" было поддержано и одобрено предложение авиационного научно-технического центра "Алсиб" (АНТЦ) по проведению в 2002 году в рамках празднования 60-летия знаменательных событий Великой Отечественной войны 1941-1945 годов праздничных мероприятий, посвященных 60-летию начала функционирования авиатрассы "Аляска - Сибирь - фронт". Чуть ранее Администрация Президента Российской Федерации и аппарат Правительства РФ поручили АНТЦ рассмотреть вопрос об участии в создании и установлении на Аляске скульптурной композиции российским и американским летчикам по предложению Исследовательского центра Аляска - Сибирь (США). О том, что представляет собой АНТЦ "Алсиб" и как идет подготовка к юбилею легендарной воздушной трассы, редакции рассказал генеральный директор центра, председатель Оргкомитета праздника Виталий Иванович Прянишников.

Еще в период существования Советского комитета ветеранов войны (СКВВ), в середине 80-х годов по инициативе ветеранов, детей бывших офицеров 1-й Краснознаменной перегоночной авиадивизии, осуществлявшей доставку на фронт американских ленд-лизовских самолетов, - Геннадия Мельникова - сына второго командира дивизии, Алреты Пушкарской - дочери начальника политотдела, Виталия Прянишникова - сына бессменного начштаба соединения, Дмитрия Дебабова - сына известного фотомастера трассы и журналистов Олега Чечина, Жана Таратуты были предприняты первые попытки разыскать ветеранов "Алсиба". К исследованиям подключились поисковики из сибирских и дальневосточных регионов из числа энтузиастов - сотрудников местных авиаотрядов и аэропортов. Среди них были Валерий Матвеев, Геннадий Халюзов, Юрий и Евдокия Зуевы. Идею создать при СКВВ ветеранскую секцию "алсибовцев" горячо поддержал прославленный полярный ас, начальник Красноярской воздушной трассы ВВС Красной Армии, первый командир перегоночной авиадивизии Герой Советского Союза Илья Мазурук. Летом 1985 года усилия активистов движения были воплощены в реальность. В июне в Музее ВВС в Монино при активном участии С. Федорова и Ю. Антипова состоялся большой сбор ветеранов трассы, на который приехали около 30 известных авиаторов: М. Мачин, П. Гамов, В. Перов, Ф. Жевлаков, Д. Островенко, М. Козлов и другие. Тогда же появился и первый музейный стенд, посвященный истории создания некогда секретной воздушной трассы. Вышли из тени и ветераны. С подачи редакторов "Воздушного транспорта" и "Советского Союза" -В. Карпия и И. Нехамкина появились первые публикации о трассе и ее героях. Секция "алсибовцев", председателем которой был избран генерал-майор авиации Илья Мазурук, заработала.
- С самого начала ее деятельности, - рассказывает Виталий Иванович Прянишников, - мы вынашивали идею создания в стране национального музея авиации и космонавтики и при нем хранилища документации и идей гигантского задела научно-исследовательской и опытно-конструкторской мысли. Ведь в России уже тогда сложились легендарные династии творцов авиатехники: Туполевы, Микояны, Илюшины... Выдающиеся школы летчиков-испытателей: Коккинаки, Мосолова, Федотова и других настоящих патриотов и мастеров своего дела. В те годы я работал в ОКБ Микояна ведущим конструктором по особо сложным изделиям, заканчивал проект многоцелевого истребителя-перехватчика МиГа-31, потом - пять лет в Министерстве авиационной промышленности главным специалистом управления научно-исследовательских работ. А начинал в 1956 году в ОКБ С. Лавочкина, где занимался "Бурей" и "217-м изделием", комплексом перехвата "Даль" (изд. 400). В музее, который не был бы ведомственным, а открытым, мы планировали собрать все основные типы самолетов, эксплуатировавшиеся в стране, в том числе и ленд-лизовские. Его создание было бы важным шагом в историко-патриотическом воспитании соотечественников, особенно молодежи.
Следующим этапом на этом пути и стало создание на основании решения министра авиационной промышленности А. Сысцова и с благословения ЦАГИ и ЛИИ авиационного научно-технического центра, работавшего в рамках образованного Всесоюзного общества авиастроителей (ВОА). Генеральным директором АНТЦ "Алсиб" в сентябре 1989 года стал Виталий Прянишников.
В короткие сроки при поддержке Советского комитета ветеранов войны (председатель - маршал авиации А. Силантьев), командования ВВС Московского военного округа, руководства Министерства обороны, Генерального штаба, правительства Москвы "Алсибу" удалось создать на Ходынском поле (в прошлом Центральном аэродроме им. М.В. Фрунзе) центр хранения и показа авиационной техники (ныне ООО "Ходынское поле" - гендиректор А. Бобровников). Центр стал доступным для экскурсий. Были организованы две поисковые экспедиции - на Кольский полуостров и Курилы. Из первой поисковики доставили относительно сохранившиеся самолеты-истребители Р-40 "Киттихаук".
Центр выступил организатором всех мероприятий ветеранов-"алсибовцев" не только в рамках страны, но и в международном плане. После того как в СССР по приглашению журнала "Крылья Родины" побывали американцы - хозяева частных авиационных музеев и коллекций, в феврале 1991 года такая возможность предоставилась и членам АНТЦ и ВОА. 50-летие воздушной трассы в июле 1992 года, на основании распоряжения Правительства РФ, делегация ветеранов отмечала на Аляске, где в годы войны базировался 1-й перегоночный полк. В составе делегации были маршал авиации А. Силантьев, генерал-полковники авиации Г. Дольников, Антошкин, пилотажная группа "Русские витязи" на восьми Су-27 во главе с полковником В. Басовым, ансамбль песни и пляски ВВС, ведущие военные историки во главе с академиком РАЕН Г. Куманевым, Ф. Альберти и др. В течение недели американцы (около 60 тыс. жителей) любовались великолепным авиа-шоу, смогли участвовать в совместных с россиянами научных и культурных мероприятиях, завершившихся дружественным приемом членов делегации из России, Канады и США у губернатора штата Аляска У. Дж. Хикила. Последний был настолько вдохновлен увиденным и услышанным, что немедля со своими помощниками разработал программу сотрудничества, получившую название "Россия и Аляска - единая семья". Ее он Правительству России представил в октябре того же года в ходе его официального визита в Москву. В ней дальновидный политик предложил двум странам на партнерских условиях осваивать громадные ресурсы Арктики, Северный морской путь, защищать рыбные промыслы, бороться с радиоактивными загрязнениями среды, создавать единые энерго- и транспортные системы (в т.ч. построить мост над Беринговым проливом или тоннель под ним), обменяться торговыми представительствами и т.д.
В 1994 году новая делегация наших ветеранов, видных историков, активистов АНТЦ и МОФ "Победа-1945 год" побывала с большой культурно-исторической программой в Анкоридже. Встречи ветеранов трассы, молодежи из США, Канады и России стали доброй традицией. Во многом это заслуга таких энтузиастов, как С. Сологуб, И. Третьякова, Л. Пышкина, Т. Стрельник, В. Алексеев, В. Гречанюк, супруги Хупс, Э. Лонг, Т. Андерсен, Б. Шропшайер, К. Джонс и других.
- Сегодня на основании решения Оргкомитета "Победа", - говорит Виталий Прянишников, - мы планируем провести торжества, приуроченные к юбилею трассы, в Москве в период с 25 по 27 июля с.г. В программу войдут: проведение международной научно-практической конференции, организация выставок с натурным показом ленд-лизовской техники в Центральном музее Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. на Поклонной горе, авиа-шоу на авиабазе Кубинка с участием пилотажных групп "Русские витязи" и "Стрижи", прием ветеранов и американских гостей у мэра столицы. При поддержке президента Международного благотворительного фонда "Победа-1945 год" маршала авиации А. Ефимова, с которым мы сотрудничаем не один год, планируем собрать в Москве всех оставшихся на сегодня "алсибовцев" из регионов - Магадана, Сеймчана, Якутска, Красноярска, Ярославля и т.д. Специально к юбилею выпустим красочные буклеты и фотоальбомы с отображением героической летописи "Алсиба" и биографий основных участников. Вторым этапом празднования станет поездка нашей небольшой делегации на Аляску для закладки памятного знака 15 советским авиаторам, захороненным на Аляскинском национальном военном кладбище в Форте Ричардсон. Осенью, по всей видимости, будем участвовать в открытии мемориала русским и американским летчикам в Фербенксе и Номе. Идея его сооружения принадлежит в прошлом нашему соотечественнику - историку Александру Долецкому, а проект подготовил американский скульптор и гравер Р.Т. Уоллер.
Подготовка к юбилею трассы развернута. И очень надеются ветераны услышать добрые слова в свой адрес от президентов России и США, которые встретятся в Москве в конце мая нынешнего года. Специально к этой встрече "алсибовцы" готовят открытие выставки по истории авиатрассы. Ведь обращаясь к участникам перелета на самолете Ли-2 по маршруту "Аляска-Сибирь", Владимир Владимирович Путин подчеркнул: "В годы Великой Отечественной войны наши отцы проложили воздушную дорогу дружбы, которая соединила две союзные державы - Россию и Америку. Сегодня важно сохранить наши исторические, культурные связи, продемонстрировать всему миру добрую волю наших народов к миру и взаимопониманию. Это долг памяти перед нашими ветеранами..."
На снимке: ветераны "Алсиба" на Ходынке (крайний слева сидит В.И. ПРЯНИШНИКОВ). Май 2001 г.


Назад

  Полное или частичное воспроизведение материалов сайта без ссылки на сайт и упоминания имени
   автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler's Top100 Service Aport Ranker