на главную страницу

13 Апреля 2002 года

Наши ветераны

Суббота

В Подмосковье - по сертификату

Насколько это реально, рассказывает заместитель председателя правительства Московской области Сергей КОШМАН



- Сергей Николаевич, вам как председателю рабочей группы по реализации программы "Государственные жилищные сертификаты" (ГЖС) при правительстве Московской области хорошо известна жилищная проблема для огромного отряда уволенных и увольняемых в запас военнослужащих. Насколько остро стоит она в Подмосковье?
- Жилищный вопрос невозможно отделить от всего комплекса проблем, связанных с людьми, еще недавно носившими на плечах погоны. Реформирование военной организации Российской Федерации и дальнейшие шаги по сокращению численности Вооруженных Сил и других силовых министерств не могли не обострить всех социальных проблем военнослужащих, а также граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей.
Если же говорить об остроте квартирного вопроса, то в настоящее время в области в льготной очереди на улучшение жилищных условий состоит 6.339 семей граждан, уволенных с военной службы. Фактически надо уже в ближайшее время выстроить в Подмосковье целый город, чтобы дать этим людям условия для нормальной жизни.
- Как известно, федеральная целевая программа "Государственные жилищные сертификаты" утверждена Правительством Российской Федерации, ей придан статус президентской. А как участвуют в ней регионы? В частности, Московская область?
- Хочу напомнить, что в период проведения военной реформы, реформирования органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции России, государственные жилищные сертификаты каждого выпуска распределялись между федеральными органами исполнительной власти и субъектами Российской Федерации в пропорции 2:1. Сейчас мы будем получать 50 процентов, то есть сертификатов станет больше. А пока статистика такова.
В 1998 году, когда программа стартовала, в соответствии с графиком российское Правительство выделило Московской области 70 сертификатов на сумму 6.785 тысяч рублей, из них 63 было реализовано. На следующий год области было выдано 178 сертификатов, 168 их обладателей переехали в свои квартиры. В 2000 году правительству Московской области было выделено уже 416 сертификатов - на 65 процентов больше, чем за два предшествующих года, вместе взятых. 357 их обладателей приобрели жилье. В 2001 году правительство области выдало 226 сертификатов на сумму около 100 тысяч рублей. Все сертификаты выдавались гражданам, уволенным с военной службы и вставшим в очередь для получения жилья с 1990 до 1 июля 1994 года, и строго в соответствии с единой очередностью, созданной в 2000 году.
Таким образом, за время действия федеральной целевой программы "Государственные жилищные сертификаты" приобрели жилье 657 семей военных, уволенных со службы и ставших в очередь на получение жилья в Подмосковье. Кроме того, за эти четыре года в области зарегистрировано 2.578 сертификатов, выданных федеральными органами исполнительной власти военнослужащим, увольняемым в запас и избравшим новым местом жительства столичную область. Из них 1.622 обладателя сертификатов уже отметили свое новоселье.
Как видно из приведенных цифр, идет неуклонный рост выдачи сертификатов. По сравнению с 1999 годом - почти в четыре раза. В этом году мы ожидаем 300 сертификатов на сумму примерно в 110 миллионов рублей. Все говорит о том, что эта программа живет, действует, работает. Из госбюджета финансирование очень скудное, а под ГЖС мы ищем и находим инвесторов. Можно сказать однозначно: бывшему военному получить жилье сегодня реально, только участвуя в этой Программе. И число желающих, надо сказать, растет, сейчас их уже около 3 тысяч.
- Конечно, область ваша особая - столичная и, наверное, наиболее привлекательная. Не получается ли так, что ваша рабочая группа сначала учитывает интересы тех, кто служил в подмосковных частях, допустим, таманцев или кантемировцев, а уж потом - "чужаков", тех, кто приехал свить себе тут гнездо, пусть и с сертификатом, издалека, с того же Сахалина или Камчатки?
- Все участники Программы равны. В данном случае мы только исполняем закон. Очередность определяется не заслугами или льготными основаниями, а исключительно датой постановки на учет.
- И что, никогда не было с этим проблем, не появлялось желающих обойти очередь и получить свое по знакомству?
- Не скрою, проблемы существовали. До середины 2000 года, когда я возглавил рабочую группу, распределение жилищных сертификатов производилось пропорционально численности очередников в муниципальных образованиях, что приводило к нарушениям очередности в их выдаче. Нередко сертификаты вручались по принципу "они достойнее". Там фигурировали ходатайства общественных организаций, уважаемых людей и т.п. Сейчас эта проблема снята. Заявляю об этом со всей ответственностью.
- Каковы дальнейшие перспективы у этой Программы?
- Я уже назвал сумму в 110 млн. рублей под сертификаты для области на текущий год. В российском же бюджете, как известно, в 2002 году на проведение Программы отводится 5,4 млрд. рублей. Опыт предоставления безвозмездных субсидий на приобретение жилья доказал свою более высокую эффективность по сравнению с бюджетным финансированием нового строительства. Данная форма позволяет ускорить решение жилищной проблемы путем предоставления гражданам возможности приобретения готового жилья на рынке, а также право свободного выбора ими качественных характеристик и местоположения жилья, повысить контроль за целевым расходованием бюджетных средств, избежать их "замораживания" в незавершенном строительстве.
- Что, на ваш взгляд, можно и нужно улучшить в Программе?
- Представляется целесообразным распределение производить с учетом не только количества очередников - участников Программы в том или ином субъекте Российской Федерации, но и даты постановки их в очередь для получения жилья. Ведь в Московской области жильем еще не обеспечены те участники Программы, которые стоят в очереди с 1990 года, а, например, в других регионах страны в прошлом году сертификаты вручали уже тем, кто встал в очередь на жилье значительно позже. Что же касается трудностей на местном уровне, то главная из них - цены. Анализ стоимости жилья показывает, что на сегодняшний день первичный рынок в большинстве районов Московской области становится недоступным для участников Программы. В настоящее время владельцы сертификатов приобретают жилье в основном на вторичном рынке.
Повысить эффективность Программы можно за счет активного поиска инвесторов, способных с помощью новых отечественных технологий снизить себестоимость жилья. А разве не привлекательно использование сложившейся инфраструктуры для снижения себестоимости строительства? Или использовать объекты незавершенного строительства для последующей их достройки за счет привлечения средств владельцев сертификатов. Можно применять концепцию комбинированной застройки - совмещать коммерческое и социально направленное строительство. Заманчивы перспективы с использованием механизмов ипотеки, возможностей созданной в Московской области ипотечной корпорации для граждан, не имеющих средств для единовременной оплаты стоимости жилья.
- Это только видение новых подходов, или подмосковное правительство уже реально что-то предпринимает для их претворения в жизнь?
- У нас есть несколько конкретных проектов, которые реально позволят улучшить ситуацию. Самый привлекательный из них - застройка жилого микрорайона для увольняемых в запас военнослужащих в поселке Андреевка Солнечногорского района.
Жилой микрорайон на 1.200 квартир предполагается расположить в живописном месте Солнечногорского района. Застройка будет вестись одно- и многосекционными домами высотой 9-14 этажей. Дома монолитные, с полным набором квартир - 1,2,3-комнатных и более. Для обеспечения населения услугами проектируются блоки обслуживания и детский сад. Территория микрорайона благоустраивается, активно озеленяется с созданием полной инфраструктуры современного жилого комплекса. Застройщиком, генпроектировщиком и инвестором микрорайона выступает ЗАО "БАМО-Стройматериалы". Финансированием застройки занимается государственное учреждение "Объединенная дирекция по реализации федеральных инвестиционных программ Госстроя РФ" на основе жилищных сертификатов военнослужащих при страховой защите Военно-страховой компании. Соответствующая договоренность на этот счет уже существует.
Ориентировочная стоимость работ по застройке микрорайона - 30 млн. долларов США. Кроме того, создание жилого района для увольняемых в запас военнослужащих, помимо непосредственного решения вопроса обеспечения их жильем, призвано решить и важнейшие социально-общественные задачи. В их числе создание рабочих мест для строителей микрорайона, развитие инженерной инфраструктуры района, приток капвложений в строительную отрасль Московской области, увеличение налоговых отчислений в бюджет, загрузка предприятий стройиндустрии и стройматериалов. Дополнительная и существенная привлекательность проекта - в социальном плане. Гарантирована возможность трудоустройства (с получением квалификации) уволенных в запас на предприятиях ЗАО "БАМО-Стройматериалы", в том числе на достраиваемом в районе Солнечногорска стекольном заводе.
- Вы рассказали просто о каком-то городе Солнца. О таком бесквартирный офицер может только мечтать. Как скоро микрорайон будет возведен? Или это из долгостроев, какими не имеющие жилья военные сыты по горло?
- Начались мероприятия по подготовке строительства, а завершить его планируется в ноябре-декабре уже этого года. Тут есть еще один нюанс. В этом микрорайоне свою долю для коммерческой продажи квартир получит муниципальное образование в обмен на предоставление земельного участка. Это и есть новый подход. Надеемся, он будет перспективным. Если мы убедимся, что такой вариант приемлем, станем его развивать. Нам кажется, с руководством ГУ "Объединенная дирекция федеральных инвестиционных программ Госстроя РФ", с Военно-страховой компанией в этом вопросе у нас есть взаимопонимание.
Вниманию владельцев государственных жилищных сертификатов!
По всем интересующим вопросам участия в Президентской программе "Государственные жилищные сертификаты" информацию можно получить по следующим телефонам: "Горячая линия" Министерства обороны Российской Федерации (095) 293-87-33, 293-15-68. Приемная генерального управляющего по "Государственным жилищным сертификатам" (095) 926-45-98. Письменные обращения направлять в Объединенную дирекцию по реализации федеральных инвестиционных программ Госстроя России по адресу: 117987 ГСП-1, Москва, ул. Строителей, д.8, корп.2. Управление Военно-страховой компании по реализации Программы ГЖС (095) 785-27-76 (доб. 27-27, 12-50).


Назад

  Полное или частичное воспроизведение материалов сайта без ссылки на сайт и упоминания имени
   автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler's Top100 Service Aport Ranker