на главную страницу

16 Апреля 2002 года

Армия и общество

Вторник

Дежурные по антитеррору

Полковник Павел ГЕРАСИМОВ.



Преступная группировка, значительно приумножившая сферы своего влияния и ряды сообщников, с некоторых пор стала испытывать перебои со "стволами". Канал, по которому приходило оружие, в том числе импортного производства, перекрыли пограничники, а местные военные насчет "калашниковых" и "макаровых" были не слишком сговорчивы. Тогда в банде родился план - завладеть целым арсеналом в результате дерзкого разбойного нападения на воинскую часть.
Объект на окраине Твери был выбран не случайно. Во-первых, рядом с зажатой городскими улицами воинской частью можно было значительное время оставаться незамеченными. Во-вторых, расформированная мотострелковая часть стала просто базой под номером, готовой на случай военных действий вновь развернуться до дивизии. А раз так, считала братва, сейчас это лишь большая территория за "колючкой", минимум солдат и много, много оружия.
Склад вооружения и боеприпасов приехали брать засветло. Трое с контрабасом, явно закосив под музыкантов, первыми вышли из машины. Осмотрелись и решительно двинулись к контрольно-пропускному пункту "поговорить" с нарядом. Бандюки достали из футляра по обрезу. Но, когда вывалились через порог КПП, наткнулись на шквал огня. "Малину" испортил часовой на вышке. Парковка у забора части сразу нескольких крутых иномарок да еще в столь ранний час часовому показалась подозрительной, и он доложил в "караулку".
...В разыгравшейся на окраине Твери перестрелке полегло с десяток бандитов. Контрольно-охранная группа, поднятая по тревоге, понесла потери. Через пять минут в бой вступило дежурное подразделение по антитеррору. Перевес сил был на стороне нападавших, но обратный путь к иномаркам им отрезали длинные автоматные очереди. "Дежурные" подавили несколько огневых точек и броском осуществили захват преступников.
...На этом учебное занятие закончилось, и его руководитель - начальник штаба батальона охраны майор Александр Бекало подвел итоги.
- Как бы мы ни желали себе только учебных "тревог", особенно таких, ситуация, затронутая на занятии, сегодня прогнозируется с большой вероятностью, - говорит офицер. - Воинские части, базы хранения оружия манят к себе очень многих: от обычных бандитов до хорошо организованных преступных группировок. Установлено, что за нами периодически ведется наблюдение. Пробовать нас на зуб криминал будет постоянно. А еще залетные исламские боевики, рвущиеся за хорошие "командировочные" куда угодно, свои чеченские террористы и банальные наркоманы, новые "рэмбосамовольщики"...
- Если под нами уже оказалась бомба замедленного действия с тремя неизвестными, надо думать, как максимально оградить себя от этой немалой угрозы, - продолжает майор. - В новых для себя условиях армия должна иметь средства, способные решительно пресечь всякую попытку вооруженного проникновения на свою территорию, мобильно выдвинуться в любом направлении для выполнения любой задачи и, если надо, даже продемонстрировать силу, чтобы остудить чьи-то горячие головы, кстати, что явилось одной из целей сегодняшнего занятия. Немного перефразировав афоризм, я бы добавил: хочешь мира - лучше готовься к занятиям по антитеррору. Конечно, тягаться с террористами или преступными группировками - не дело армии, не специфика войсковых подразделений, но мы должны очень грамотно выдержать их натиск до подхода спецподразделений других силовых структур.
После трагических событий одиннадцатого сентября офицеры несколько суток подряд находились на службе, городков, складов вооружения, ГСМ, всего того, что обеспечивает боеспособность и жизнедеятельность армии. Кстати, в войсках уже существовали подобные сводные подразделения - авангард сил и средств, решающих проблемы, например, при возникновении беспорядков и стихийных бедствий, при нападении на военные объекты, разрушение которых может привести к глобальным экологическим катастрофам. После сегодняшних указующих документов роль подразделений антитеррора согласно штатному расписанию отвели в основном танковым и мотострелковым ротам. Итак, директивы выполнены, о результатах доложено. Громких терактов в последнее время не прозвучало и, как говорится, слава Богу.
Однако можем ли мы сейчас с уверенностью сказать, что наши Вооруженные Силы готовы защитить сами себя от оргпреступности и терроризма? Насколько практически подготовлены созданные подразделения антитеррора? И вообще везде ли они созданы? Одно известно: время для специальных занятий пока не предусмотрено учебным расписанием, нет у командиров и соответствующих наставлений. Устав караульной службы, конечно, не устарел, но он давно не регламентирует все действия по применению оружия. Солдат или генерал хорошо верит только печатному слову и в любой нештатной ситуации должен четко знать, что ему делать, на что потом ссылаться. Свежей иллюстрацией этому может послужить недавний захват заложников в Абхазии. Части, дислоцированные на Северном Кавказе, сама жизнь заставляет быть начеку, а в невоюющих округах, получается, очень многое зависит от инициативы командиров. Хорошо, если офицер Чечню прошел, имеет боевой опыт и желание этим заниматься...
- Мы не хотим быть брешью на пути оргпреступности и терроризма, - говорит командир базы полковник Николай Переслягин, - как это произошло в Первомайском... Окруженные спецподразделениями боевики тогда искали армейские порядки, чтобы выйти через них из блокирования. Одну из вводных по антитеррору мы отрабатываем на местном аэродроме. Не исключено, что когда-нибудь мы займем там свое место в кольце окружения.
Фото автора.


Назад

  Полное или частичное воспроизведение материалов сайта без ссылки на сайт и упоминания имени
   автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler's Top100 Service Aport Ranker